Тайна автора «Священной войны»

21 3480


Композитор А.В. Александров: от церковного регента до генерала Красной армии

13 апреля этого года исполнилось 135 лет со дня рождения автора музыки Гимна России и песни «Священная война», создателя известного во всем мире Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александра Васильевича Александрова.

Дата, прямо скажем, не самая круглая. Тем не менее она была отмечена. В этот день в Твери, на одном из домов по бывшему Соборному переулку, а ныне улицы Ивана Седых, была открыта посвященная ему мемориальная доска, сообщившая о том. что в советские времена было покрыто плотной завесой тайны. А именно: 12 лет – с 1906 по 1918 годы – живший здесь музыкант был регентом кафедрального Спасо-Преображенского собора.

Эта сторона деятельности композитора, которого, в общем-то, вполне заслуженно считают самым советским из всех известных советских композиторов, и поныне мало известна даже музыковедам.

Зато известно, что многие из песен, к которым он писал музыку, посвящены советским вождям и военачальникам. Да и музыка нынешнего Гимна России была написана в 1939 году не для государственного гимна, а для Гимна партии большевиков

Правда, исследователи отмечают, что музыка Александрова, как правило, была намного богаче и содержательнее тех вполне стандартных текстов, на которые она чаще всего писалась. Но в любом случае, одно упоминание о том, что создатель этой музыки первую половину своей творческой жизни почти полностью провел на клиросе православного храма и за сочинением духовной музыки, вызывает недоумение, а то и насмешку или даже прямое обвинение композитора в лицемерии и приспособленчестве.

Между тем нет ничего удивительного в том, что автор Гимна самой большой и самой загадочной на свете даже для ее жителей страны был такой же крупной и во многих отношениях загадочной личностью.

Гимн страны не может возникнуть случайно, на волне конъюнктурных соображений или из угождения чьим бы то ни было личным вкусам. То есть возникнуть то он может, но вот удержаться, закрепиться в сознании соотечественников – вряд ли. С гимном, созданным А.В. Александровым, такого не произошло.

Официальное принятие в 2000 году музыки А.В. Александрова на слова С.В. Михалкова в качестве Гимна России происходило в атмосфере споров по преимуществу политико-идеологического характера и воспринято было далеко не однозначно. Но с тех пор прошло достаточно времени для того, чтобы убедиться: «старый новый» Гимн России принят обществом.

И как тут не вспомнить, что рождение Александрова-композитора произошло, прежде всего, как композитора по преимуществу духовного.

Более сорока лет его не столь уж продолжительной жизни было связано с церковным пением. На клиросе Богоявленской церкви его родного села Плахино Рязанской губернии он появился уже в возрасте четырех лет. В 10 лет он поет уже в Казанском соборе Санкт-Петербурга. По некоторым свидетельствам, пел он так хорошо, что послушать юного солиста собиралось множество любителей церковного пения. В 14 лет он поступает в регентский класс Придворной певческой капеллы, а в 19 становится регентом Покровской церкви в Бологом, откуда четыре года спустя перебирается в Тверь, победив в весьма серьезном конкурсе на места регента главного собора Тверской епархии.

Именно в Твери Александров сформировался как композитор, хореограф и музыкальный педагог. Да и к прославившей его военно-патриотической теме он впервые обратился тоже в тверской период своей жизни.

К глубокому сожалению, большая часть созданных им в эту пору музыкальных сочинений не сохранилась. От некоторых остались только названия...

Песни

Гимн пятилетки

Бронепоезд

Забайкальская (сл. С. Алымова)

Бейте с неба, самолёты (сл. С. Алымова)

Гимн партии большевиков (сл. В. Лебедева-Кумача, 1938)

Винтовка

Кантата о Сталине (сл. М. Инюшкина)

В поход! В поход!

Вспомним-ка товарищи (сл. С. Алымова)

Священная война (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)

Ударом на удар

За великую землю Советскую (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941)

Песнь о Советском Союзе (сл. М. Голодного, 1942)

Святое Ленинское знамя (сл. О. Колычева, 1942)

Слава Советскому Союзу

25 лет Красной Армии (Несокрушимая и легендарная) (сл. О. Колычева)

Песня о Родине

Славься Советская наша страна

Цвети, Советская страна (сл. B. Лебедева-Кумача, 1943)

Наша гвардия (сл. А. Арго, 1944)

Песня победы (сл. А. Шилова, 1945)

Жить стало лучше (сл. В. Лебедева-Кумача, 1936)

Эшелонная (Боевая красногвардейская) (сл. О. Колычева)

Песня о военном комиссаре (сл. О. Колычева)

Голубая ноченька (сл. С. Алымова, 1933)

Волжская бурлацкая (сл. О. Колычева, 1933)

Песня о Сталине (сл. С. Алымова)

Боевая песня партизан

Песня краснофлотцев (Морская песня) (сл. Н. Лабковского, 1943)

Бой у озера Хасан (сл. С. Алымова)

Дальневосточные частушки

На Каспийском сером море (сл. С. Алымова)

Налетели на Царицын враны (Смерть партизана) (сл. О. Колычева)

О папанинцах (Слава храбрым) (сл. B. Лебедева-Кумача)

Орлиное племя (сл. B. Лебедева-Кумача)

Партизанская

Песня 5-й дивизии (сл. С. Алымова)

Песня 11-й армии

Песня 2-й Приамурской дивизии (сл. С. Алымова, 1929)

Песня 32-й дивизии (сл. С. Алымова)

Песня Красногвардейской дивизии (сл. А. Мейера, 1941)

Песня о Лазо (сл. Б. Зернит, 1938)

Сторонка родная

Песня о маршале Рокоссовском

Торжественная победная кантата

Частушки о частушке (сл. А. Иркутова, 1931)

Песня о Донбассе (Шахтёрская)

Героическая лётная (сл. С. Алымова, 1934)

Гибель «Челюскина»

Забайкальские частушки (сл. С. Алымова, 1935)

Песня о Климе Ворошилове (сл. О. Колычева и А. Шилова, 1938)

Марш артиллеристов (сл. A. Шилова и И. Шувалова, 1941)

Плясовая походная (сл. Д. Седых, 1944)

Духовная музыка

«Христос воскресе», поэма для хора, оркестра, органа и солистов (1918)

Концерт «Помилуй мя, Боже» (1926)

6 песнопений Литургии

2 песнопения Страстной седмицы «Разбойника благоразумнаго»

8 песнопений Всенощного бдения

«Величание» святителю Николаю Чудотворцу

«Хвалите имя Господне»

Оперы

«Русалка», опера, по А. Пушкину (дипломная работа, 1913)

«Смерть Ивана Грозного», опера в трёх действиях по пьесе А. Толстого (1913, не окончена)

Для солистов, хора и оркестра

«Поэма об Украине» (сл. О. Колычева[14][15])

Для оркестра

Симфоническая поэма «Смерть и жизнь» (1911)

«Симфония fis-moll» в 3 частях (1912)

Другие произведения

Соната для скрипки и фортепиано (1-я редакция — 1913, 2-я редакция — 1924)

Концерт для хора в четырёх частях (1917)

Песенные композиции (монтажи) — «22-я Краснодарская дивизия» (1928), «Первая Конная» (1929), «Особая Краснознаменная Дальневосточная армия» (1929), «Красный флот в песнях» (1929), «Песнь о Магнитогорске» (1930), «7-я Краснознаменная дивизия» (1931), «Перекоп» (1932), «Пути побед» (1933), «Песнь о Царицыне» (1933)

Музыкальные обработки революционных и солдатских, народных песен, песен разных народов, произведений оперной и камерной классики: «Ах ты, степь широкая», «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге», «По долинам и по взгорьям», «Глухой, неведомой тайгою», «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «Из-за лесу», «Ой, да ты калинушка», «Гей по дороге», «Кабачок» (американская солдатская песня), «Слушай, рабочий», «Наш паровоз», «Там, вдали за рекой», «Плещут холодные волны», «Варяг», «Ноченька», «Во поле берёзонька стояла», «Не осенний мелкий дождичек», «Ты взойди, солнце красное», «Не шуми ты мати, зелёная дубравушка», «Ой, при лужку, при луне», «Калинка», «Сулико», «Сусидко», «Взяв бы я бандуру», «Марсельеза», «Походная», «Типперери», «Хор солдат» Ш. Гуно, «Ода радости» Л. Бетховена, «Тише, тише» Дж. Верди, «Эхо» О. Лассо и др.[16]

Так, о написанной им песне «Русский солдат» сообщает только афиша состоявшегося 1 марта 1915 года «Славянского вечера», на котором ее исполнил архиерейский хор под руководством автора.


Таким образом, прорисовывается связь между регентом Александровым и генералом Александровым. Да и его «Священная война», создающая ощущение духовного единения в борьбе с мировым злом, не столь уж далека от церковной музыки.

В нотобиблиографическом справочнике, составленном младшим сыном композитора Юрием Александровым, указаны шесть музыкальных сочинений его отца, созданных в 1911-1913 годах. Среди них две оперы – «Русалка» и «Смерть Иоанна Грозного», симфония, увертюра-поэма «Смерть и жизнь», фортепьянные прелюдии и соната для скрипки и фортепьяно. Сохранились рукописи только двух последних.

В настоящее время исследователями найдены многие (но, к сожалению, далеко не все) духовные сочинения А.В. Александрова, созданные как в Твери, так и позже, когда композитор регентствовал в храме Христа Спасителя и других московских храмах. Некоторые из них уже исполняются церковными хорами.

Вот так раскрывается секрет живучести Гимна Советского Союза, корни которого оказываются намного глубже той идеологической системы, музыкальным выражением которой он должен был являться.

Александров был человеком церкви – дышал ее воздухом, чутким музыкальным ухом впитывал ее звуки и сам их создавал как певчий и как регент. И как человек церкви, он был патриотом и государственником. Таким он и оставался всю жизнь.

Внук композитора Евгений Владимирович Александров говорил мне, что дед его оставался верующим всю жизнь. И в квартире генерала Красной Армии всегда была специальная молельная комната, которую он посещал ежедневно.

Идеология – это всегда преходяще. А высокое чувство принадлежности к великой стране, способной выстоять и сохранить свой дух в самых жестоких исторических испытаниях, выражено в Гимне А.В. Александрова настолько полно, что заменить эту музыку другой будет возможно, когда страна изменится до неузнаваемости. А пока мы – Россия во всей полноте этого слова, другого Гимна нам не потребуется.

В еще большей степени малую значимость идеологических клише для истинно великой музыки доказывает история создания «Священной войны», написанной буквально за считанные часы. Столь стремительное создание гениальной музыки, буквально потрясшей страну в те страшные дни июня 1941 года, было возможно лишь при условии абсолютного резонанса, при котором вся многотрудная жизнь композитора, все его душевные и духовные силы сосредоточились на одном глубочайшем, пронизывающем все его существо патриотическом чувстве. Никакой другой «политики», кроме любви к своей стране и веры в нее, в этой великой песне не было...

Александров в полной мере сознавал значимость созданной им музыки и не раз говорил о том, что «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятья гитлеризму. Чувство, вызываемое этой песней у слушателей, было столь мощным, что оно не могло напитаться однократным исполнением – ее требовали исполнять вновь и вновь, так что выступление хора порой превращалось в концерт одной песни. Так было и на своеобразной «премьере», состоявшейся 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале перед отъезжающими на фронт бойцами. Так было и при выступлениях артистов ансамбля на фронте и в тылу. Да и теперь, через 73 года после Победы, «Священная война» вызывает у слушателей самые высокие и сильные чувства, объединяющие нынешнее поколение с поколением победителей.

Специально для «Столетия»

«Вставай, страна огромная!»

Композитор, написавший музыку «Священной войны» и Государственного гимна. Дирижер, основавший ансамбль песни и пляски Российской Армии. Автор множества духовных произведений, регент храма Христа Спасителя – все это один и тот же человек.


С чего начинается Родина?

В центре села Плахино, что под Рязанью, возвышается бронзовый бюст с надписью на гранитном постаменте: «Александр Васильевич Александров. Автор музыки Гимна России». Здесь, в семье крестьян Василия Александровича и Анастасии Никитичны, в 1883 году родился будущий всемирно известный маэстро. В местной школе работает музей, где можно увидеть фотографии из семейного альбома и дирижерскую палочку Александра Васильевича, афиши и газетные вырезки, инструменты и концертные костюмы участников Краснознаменного армейского ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова. Недалеко от памятника и по сей день стоит Иоанно-Богословская церковь, в хоре которой пел маленький Саша, – благодаря хорошему слуху и музыкальной памяти он быстро запоминал духовные песнопения и народные распевы.

Как нередко бывает, «звездную» судьбу обусловил счастливый случай: услышав пение девятилетнего мальчика, заезжий земляк, солист Петербургского церковного хора, уговорил родителей отпустить Александра в город на Неве. Так юный музыкант становится певчим в Казанском кафедральном соборе. Сольфеджио, теория музыки, вокальное искусство – его «университеты» продолжаются в Императорской придворной певческой капелле, по окончании которой Александров получает звания регента и учителя пения. Следующим этапом стало поступление в Петербургскую консерваторию. Примечательно, что вердикт экзаменаторов – композиторов Лядова, Римского-Корсакова и Глазунова – был единодушным: «Такой талант нельзя загубить!».


Санкт-Петербург – Москва

К сожалению, через два года учебу в консерватории пришлось прервать из-за болезни: напряженные занятия, сырой петербургский климат и материальные трудности подорвали здоровье молодого человека. Александр переехал в Бологое, затем в Тверь, где работал регентом в храмах, руководителем хоровых коллективов в школах и училищах. Лишь в 1909 году удалось продолжить учебу – уже в Московской консерватории, которую Александров окончил по двум специальностям – композиции и вокалу. За дипломную работу – одноактную оперу «Русалка» по поэме А.С. Пушкина – талантливый выпускник был удостоен Большой серебряной медали.

Несколько лет спустя Александр Васильевич возвращается в альмаматер в качестве педагога-теоретика, позже получает звание профессора Московской консерватории, инициирует открытие специального класса военного дирижирования, который со временем превратился в военно-дирижерский факультет. Работу в консерватории он не оставит до конца жизни, преподавая сольфеджио, полифонию, дирижерское и хоровое мастерство, возглавляя хоровую кафедру и дирижерско-хоровой факультет.


На духовной ниве

С 1918 года Александров трудится одновременно дирижером-репетитором в хоре Большого театра и регентом в храме Христа Спасителя, куда его пригласил лично Патриарх Тихон. Еще в 1901-м в храме был создан хоровой коллектив, ставший одним из лучших в Москве: среди регентов и исполнителей соборного хора – А.А. Архангельский, П.Г. Чесноков, А.Д. Кастальский, Ф.И. Шаляпин. Александр Александров стал последним регентом храма Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя до разрушения. Александр Александров стал последним регентом храма Христа Спасителя

В это время композитор создает произведения, которые исполняются до сих пор: концерт для хора, симфонию в трех частях, поэму для хора, оркестра, органа и солистов «Христос Воскресе», сонату для скрипки и фортепиано, симфоническую поэму «Смерть и жизнь». Кроме того, широкую известность получили его обработки церковных песнопений и народных песен «Утушка луговая», «Ночуй, Дунюшка», «Вниз по матушке по Волге». В наши дни особое место в репертуаре ансамбля Российской армии занимает программа, целиком составленная из духовных сочинений основателя коллектива.


Имени Александрова

Большой заслугой Александра Васильевича, бесспорно, является создание уникального красноармейского ансамбля песни и пляски: профессиональный мужской хор с солистами и танцевальной группой в сопровождении смешанного оркестра симфонических и народных инструментов без малого сто лет считается одним из лучших творческих коллективов в мире.

А началось все довольно скромно: однажды дирижер А.В. Александров вместе с культорганизатором Ф.Н. Даниловичем и режиссером П.И. Ильиным задумали подготовить литературно-танцевальное представление под названием «22-я Краснодарская дивизия в песнях». Пилотный проект насчитывал 12 человек: восемь певцов, два танцора, чтец и аккомпаниатор-баянист. Днем рождения ансамбля считается 12 октября 1928 года, когда состоялось их первое выступление в Центральном доме Красной Армии.

Академический Ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова

Огромный успех дебютантов вдохновил Александра Васильевича на создание постоянной группы. В 1935 году ансамбль стал самостоятельной творческой единицей численностью около двухсот человек. Певцов и танцоров восторженно принимали бойцы Красной армии, рабочие, колхозники и представители интеллигенции. Украина и Средняя Азия, Заполярье и Закавказье – александровцы объездили с концертами весь Советский Союз. Вскоре пришло и международное признание. В сентябре 1937 года Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской армии завоевал Гран-при на Всемирной выставке искусства и техники в Париже. «С чем сравнить такой хор? Как не быть захваченным гибкостью и тонкостью нюансов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает этих певцов в единый инструмент? Этот ансамбль уже покорил Париж. Страна, имеющая таких артистов, может гордиться», – писал французский музыкальный критик. В дальнейшем гастроли коллектива с триумфом продолжились в Чехословакии, Финляндии, Монголии, Польше и других странах.


Трудное время

Композитор Александров писал разную музыку, но его любимым жанром была песня – «начало начал музыкального творчества». Александру Васильевичу принадлежат незабываемые обработки революционных, солдатских и народных песен. В поисках репертуара для своего ансамбля он записывал армейские песни в поездках по стране, а вскоре стал сочинять их сам.

В годы войны солисты ансамбля разделились на несколько фронтовых групп, чтобы выступать одновременно на разных концертных площадках, призывных пунктах, улицах и площадях. За четыре года коллектив дал более полутора тысяч концертов, продолжая выступать по радио и записывать пластинки.

Песня, поднявшая всю страну «на смертный бой», была написана на четвертый день войны

С удвоенной энергией работал и руководитель ансамбля. 24 июня 1941 года Александр Васильевич прочитал в газете «Красная звезда» стихотворение Лебедева-Кумача «Священная война» и сразу приступил к работе над мелодией. Песня была готова уже на следующий день. Времени на то, чтобы напечатать ноты, не было: композитор писал их мелом на доске, а музыканты переписывали в тетради. 26 июня «Священная война» была исполнена оставшейся в тылу группой Краснознаменного ансамбля прямо на Белорусском вокзале, а ее первыми слушателями стали солдаты, уходившие на фронт. Как вспоминают ветераны, по окончании припева все на мгновение замерли, а потом тишину взорвали оглушительные аплодисменты. По просьбам бойцов песня прозвучала несколько раз подряд.

С октября 1941 года ее стали передавать по Всесоюзному радио каждое утро после боя кремлевских курантов. Выпущенные за годы войны грампластинки с записью «Священной войны» отправляли на фронт вместе с вооружением. Народная и духовная одновременно, мощная по звучанию песня, созданная последним регентом храма Христа Спасителя, стала гимном защиты Отечества.

А в ночь на 1 января 1944 года все радиостанции страны впервые передали Гимн Советского Союза, написанный Александровым на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Гимн страны оказался «долгожителем»: в 2001 году его мелодию утвердили в качестве официального символа новой России.


Благодарен судьбе

До конца своих дней Александр Васильевич работал с большой отдачей: он умер во время гастрольного турне ансамбля в Берлине в 1946 году. За год до этого из-за перенесенного инфаркта врачи запретили маэстро дирижировать. Однако он продолжал сочинять музыку и сразу после выхода из больницы написал «Победную кантату».

После кончины А.В. Александрова его имя было присвоено его любимому детищу – Краснознаменному ансамблю песни и пляски, ставшему поистине главным памятником композитору.

Памятник А. В. Александрову в Москве

«Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента, – писал Александр Васильевич в одном из последних писем. – Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот, трудностей. Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом – большое счастье». Его судьбу можно назвать счастливой: музыкант был востребован и в царской, и в советской России. Бог уберег Александрова от оглушительных падений, даровав бесценные творческие взлеты, всенародное признание и всеобщую любовь.

Ирина Лазарева

http://journalpp.ru/вставай-ст...



30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить