«Ирония судьбы» - это не комедия...

30 2983

В статье изложено только личное мнение автора, оно может не совпадать с вашим )

Среди народа бытует такое мнение, дескать, Ипполит - самый нормальный персонаж в этом фильме.

Да нет в этом фильме нормальных и адекватных персонажей. Кроме, пожалуй, невесты и мамы Лукашина.
А что же там есть?

1) Алкоголизм. Просто тогда это выглядело как сатира на алкоголизм, а теперь выглядит как гимн алкоголизму. Серьёзно, алкоголизм - худшее, что есть в этом фильме. Наблюдать за пьяным Лукашиным - противно, эти сцены вызывают даже не отторжение, а испанский стыд.

А простой народ в этом что увидел? Рабочие, строители, водители? Алкоголизм как он есть. То есть, можно выпить столько, чтобы перестать трезво мыслить, превратиться из человека в тряпку - и приехать в другой город, где тебя примут и даже полюбят (спойлер - нет). Вызвать зеленоглазое такси, и отвезут тебя туда, где будут рады всегда!

Возможно, Рязанов вряд ли это имел в виду - но сейчас алкоголизм в фильме выступает не как неприглядная черта, а как фактор, придающий человеку... ореол романтики, загадочности (спойлер - тоже нет).

2) Очевиднейшая сатира на советское однообразие, уравниловку, шаблонность мышления и быт «под копирку». Стандартный, невзрачный, обыденный быт - одинаковый везде настолько, что даже ключи от двери подошли! Персонажи фильма несчастны и серы - ровно как и существование одинаковых панельных домов.

Кстати, не в последнюю очередь персонажи фильма «с жиру бесятся». Именно от мирной благоустроенности, которая надоела хуже горькой редьки. 

3) В фильме нет положительных и адекватных персонажей - потому что это сатира.

Лукашин - инфантильная рохля, размазня, маменькин сынок. Множество мужичков (в том числе инфантильных) из-за этого персонажа увидели в кино посыл «это норма» (с). Советский такой «митрофанушка».

Надя... Нормальная женщина вроде бы, да?

А почему, найдя в квартире пьяного неадеквата, она просто не вызывает наряд - а начинает с ним выяснять отношения?

Она не то чтобы неадекватная, нет. У этого персонажа в жизни нет любви (отдельный вопрос - почему не нашла?). За это её можно бы пожалеть, но... именно поэтому она выглядит такой равнодушной амёбой. Она почти ничего не чувствует, появление Лукашина в её жизни - как аттракцион, фейерверк, застилающий глаза.

Ипполит. «Самый ровный персонаж в фильме». И внезапно, тоже нет. Хамоватый собственник, у которого любви к Наде нет. Он едет не к женщине, которую любит - иначе пьяный неадекват был бы изгнан из квартиры. Он точно знает, что ему от жизни нужно. Ипполит едет к женщине, которой можно сделать предложение. (Отсюда и покатушки на авто - обида).

Несчастные одинокие подруги Нади. Несчастная Галя, про которую Лукашин просто... забыл.

В итоге и выходит не комедия, а сатира.

А почему этот фильм стал классикой, к тому же и новогодней?

4) Для начала, фильм устанавливает связь со зрителем через создание тёплой атмосферы доверия, атмосферы человечности. Которая всё же в СССР иногда проскальзывала. Сейчас вы эту атмосферу редко где встретите )

(И да, через атмосферу алкоголизма и пьянства тоже ))

Ещё в фильме есть Духовность. Музыка как точка ориентира для зрителя, как точка опоры. В конце концов, там отличные песни на хорошие стихи. В конце концов, там великолепное стихотворение Кочеткова (про которое некоторые думают, что это написал Рождественский). Это прекрасное, шедевральное стихотворение, кстати, на фоне всех этих кривляний, подружек невесты, сцены в душе - выглядит неуместно и глуповато.

Без гениальной музыки Таривердиева и без стихов Евтушенко, Пастернака, Ахмадулиной была бы не запоминающаяся лента, а обычное серое, не слишком выдающееся кино.

Киносатира... бывает разной (вспомним "Фитиль), но положительных чувств не вызывает.

Вот и это кино - не комедия, а очень грустная сатира.

Смотрите советские фильмы целиком, между прочим. С этим фильмом ситуация, как со многими другими советскими кинолентами - зритель считает, что уже видел их, потому что видел по ТВ множество фрагментов фильма. Но это не так )

NB. А вообще говоря, антиутопия, например - это тоже сатира, только сильно увеличенная. Сатира-гипербола. Но об этом в другой раз.

А как вы воспринимаете фильм «Ирония судьбы»?
Обожаю / очень нравится, всегда пересматриваю
Отличное кино, комедия с прекрасной музыкой, автор ничего не понимает )
Фильм как фильм, середнячок, ничего выдающегося
Просто привык, что его показывают на каждый Новый Год
Не нравится по разным причинам
Ещё не смотрел целиком и полностью
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы принять участие в голосовании

А тем, кто дочитал до конца и молодец - вот ещё порция смищнявок на тему фильма )))

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • Афтор - зануда и лицемер. ЗЫ. Похожий "разбор полётов" этого кина в 15-м годе Фриц, не побоюсь этого слова, наш Морген совершил. Кажись, с тех пор у него комментарии закрыты.
    • Laps
    • 15 января 2023 г. 22:40
    :thumbsup: Согласен с Автором. Фильм ломает сознание соотношением сюжета про алкоголиков и музыкой со стихами.
  • Да да Когда говорю, что даже Ельцин столько не сделал, для спаивания народа, сколько Рязанов со своей Иронией, не верят. Маргинальную зависимость сделали за один фильм невинной шалостью с увлекательными приключениями и благополучным финалом.
  • Сатира/не сатира… Я помню как смеялись мои родители при первом показе по ТВ. И как они удивлялись при втором просмотре через год тому, как много текста они не услышали из-ща смеха при первом просмотре.
  • А не на то же работали Райкин, Высоцкий, Жванецкий и прочие сатиристы-юмористы и лицедеи-песенники? ))