С первых фраз рассказчика в произведении Камю «Падение» я почувствовала два знакомых голоса: философские размышления Ремарка («Черный обелиск») и саркастичные короткие фразы Сэлинджера («Над пропастью во ржи). Однако оба эти голоса со временем умолкают, на смену им приходят предложения, дышащие фальшивым величием, пафосом, неискренностью. Кажется, что герой хочет казаться в глазах собеседника лучше, чем он есть. «Я был поистине безупречен в своей профессиональной деятельности. Я никогда не принимал взяток...никогда не соглашался льстить журналисту, чтобы он благосклонно от была отзывался обо мне…обожал помогать слепым переходить через дорогу… моя вежливость была знаменита и притом бесспорно».
Но стоит промелькнуть словам о схожести адвоката, от лица которого идет повествование, с двуликим богом Янусом («Во всяком случае я свой ярлык знаю: «Двуликий. Обаятельный Янус».»), как становится ясно, что догадка себя оправдала. Наконец-то начинается обнажение сущности говорящего. Начинается его падение. Социальное, духовное, моральное.
Дальше стоит сесть за книгу с карандашом и разбирать ее на отдельные цитаты. Но не для того, чтобы запостить их в Instagram под фото с фильтром «сепия», тем самым желая показать свое мнимое интеллектуальное развитие. А для того, чтобы посидеть, подумать и понять, как же, черт возьми, он прав. Насколько это жизненно.
О дружбе: «Главное – не верьте вашим друзьям, когда они будут просить вас говорить с ними вполне откровенно. Если вы окажетесь в таком положении, не задумывайтесь: обещайте быть правдивым и лгите без зазрения совести».
О любви: «Иной раз брал с женщин клятвенное обещание не принадлежать никому другому, кроме меня, - так меня это беспокоило. Впрочем, клятва которой я требовал, связывала только женщину, а мне предоставляла свободу.»
О религии: «А глубочайшая моя мысль вот какая: надо прощать папе. Во-первых, он больше, чем кто бы то ни было, нуждается в прощении. А во-вторых, это единственный способ встать выше него».
И все-таки ощущение присутствие образа мыслей Ремарка меня не покидало. Может быть потому, что оба произведения («Черный обелиск» и «Падение») написаны в одном году -1956 (признаться, неожиданно). Однако, я попыталась понять, чем же философия одного автора отлично от другого. Если Эрих-Мария пытается осмыслить, как и почему мы к этому пришли, то Камю сразу показывает до чего конкретно мы докатались, без купюр. Если проститутка Ремарка нужна герою, чтобы помочь разобраться в себе, в людях, в мире, то проститутка Камю нужна, чтобы спать с ней и немного любить.
Но при этом речь Камю в «Падение» нагружена лишними, отвлеченными от курса фразами, содержит различные литературные средства, осложняющие чтение и восприятие текста. Что, впрочем, неудивительно для постмодернизма – литературного направления второй половины 20 века. Камю в нем явно преуспел. Кроме того, мне как читателю, привыкшему к более динамичному или хоть какому-нибудь сюжету (очередное обращение к Ремарку и привет туберкулёзу), не хватило событий. Действия повести происходят в течении 5 дней, на протяжении которых ты ждешь, что же такого сделает рассказчик, что такого скажет, покончит жизнь самоубийством, в конце концов. Но…ничего. Оставили ни с чем.
Но, как сказал сам герой, «Мы все – исключительные случаи. Каждый требует, чтобы его признали невиновным во что бы то ни стало, даже если для этого надо обвинить весь род людской и небо».
Горбунова Ника
Оценил 1 человек
1 кармы