Как я "доросла" до модного Умбэрто Эко. И доросла ли?

4 930

Моё знакомство с Умберто Эко началось именно с этой книги. Она выбрала меня, когда я стащила «Имя розы» в твёрдом переплёте из шкафа родственников. Мне понравились название и красный цвет. В свои пятнадцать я открыла книгу, прочла несколько строк и закрыла.

Мне двадцать, и я вернулась к этому детективу с философскими, историческими и религиозными мотивами. Не скажу, что я поняла всё, но мой интерес и любопытство возросли. Главные герои - монах Вильгельм Баскервильский и его ученик Адсон. Эти имена заставляют вспомнить персонажей Конан Дойла. Как и Шерлок Холмс, Вильгелм обладает острым умом, нестандартным мышлением и симпатией к дедуктивному методу.

Монах учился в Оксфорде, очень уважал Роджера Бэкона, при этом дружил с Уильямом Оккамским.

Слова Адсона хорошо описывают Вильгельма: «...умному человеку приходилось думать, бывало, взаимоисключающие вещи». Раньше монах был инквизитором, ему приходилось расследовать дела и осуждать людей на смерть. Он оставил свою должность, когда францисканцы были вытеснены иезуитами. В его словах сквозит усталость, особенно в споре с Убертином:

«- ...есть великая разница в предмете вожделения, он легко различим. Тут Господь, там диавол.

- Боюсь, что я разучился различать, Убертин».

Вильгельм прибывает в аббатство, чтобы провести встречу представителей курии с делегацией францисканцев. Монаха просят провести расследование смерти юного Адельма. За этим следует череда смертей и таинственных происшествий. Ни заповеди Нокса, ни правила Ван Дайна Умберто Эко не нарушил, поэтому читатель может самостоятельно прийти к разгадке.

Книга написана в стиле средневековой рукописи от лица Адсона. Он находится ближе всего к читателю. Местами остроумен, местами неопытен - он становится тем, с кем я могла бы себя соотнести. На высказывания Вильгельма о зерцале мира он реагирует так: «Признаюсь, чересчур философично для моего юношеского понимания». И моего, Адсон. Вся эта книга чересчур философична для меня.

Но несмотря на то, что я далека от религии и не так много смыслю в философии, меня впечатлило то, как умело автор писал о таких вещах. Знание исторических фактов и умение оперировать ими дорогого стоит. Однако читать о перетягивании каната между религиозными объединениями в Италии было утомительно. А фразы некоторых монахов о том, что неверных убивать - святое дело, вызывали возмущение.

Некоторые мысли остаются злободневными и по сей день: «...ныне стадами правят не кровавые мечи и не таинственные заклинания, а всесильные деньги».

Порой высказывания вдохновляли меня:

«- Ушло умение наших предков, окончился век великанов!

- Да, мы карлики, но стоящие на плечах гигантов... Поэтому, даже при нашей малости, видим дальше, чем они...» Вильгельм снова напомнил мне о том, как важны знания и образование.

Умберто Эко обладает богатым словарным запасом, поэтому описания обстановки, людей и предметов точно передают читателю картинку. Свойства целебных трав, тонкости трактовки священных текстов и особенности устройства изобретений того времени (вроде пороха, компаса или увеличительных стёкол) - такой эрудированности можно было только позавидовать.

«Предел Африки» - это тайная комната скриптория, где хранилась отравленная книга Аристотеля, вторая часть «Поэтики». Именно такие декорации подобрал Умберто Эко для кульминации романа - встречи убийцы с детективом. Хорхе, бывший библиотекарь, стал преступником во имя своих идеалов. Он защищал строгие взгляды времён средневековья, недопустимость смеха в религиозной среде. «Антихрист способен родиться из той же любви к Господу, однако чрезмерной. Из любви к истине», - говорит Вильгельм.

В конце концов аббатство сгорает. «Место, проклятое Богом», вместилище грехопадения, знаний и тайн обращается в пепел. Роман оставляет после себя горькое послевкусие. Но эта книга научила меня определённым вещам. Возможно, я вернусь к ней позже, когда стану старше и умнее.

                                                                                             Кузнецова Владислава

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • На самом деле книга Очень тяжелая в прочтении ,но интересная.
  • "Имя розы" нам, студентам первого курса,посоветовал прочесть преподаватель, предварительно сказав, что книга -замечательная. Однако на протяжении всего этого "исторического детектива", я не могла понять, что же здесь такого замечательного, что же здесь гениального. И лишь прочитав заключительную фразу романа, я вдруг остановилась и поняла, что книга намного сложнее, нежели можно подумать.В основу сюжета лег не просто детектив, легла целая история, которая ставит перед читателем ряд философских вопросов. Моментально я принялась искать критику и рецензии на "Имя розы" и наткнулась на книгу "Заметки на полях", где Эко рассказывает читателю "почему и как он работал".После прочтения этой книги, я могу с уверенностью сказать, что "Имя Розы" - замечательная, обязательная для прочтения книга! Во-первых,стоит отметить, что это-постмодернистский роман. Сам Эко даёт определение такому роману:"Идеальный роман постмодернизма должен... Здесь уместно сравнение с хорошим джазом или классической музыкой. Слушая повторно, следя по партитуре, замечаешь то, что в первый раз проскочило мимо..." После прочтения "Заметки на полях" все эти тонкости начинаешь замечать и смотреть на них по-новому! Мне, как и большинству читателям, было сложно осилить начало романа, сложно давались размышления о вере, еретиках и папе. Но сам Эко объясняет это так: монотонное начало - проверка читателя.Автор проверяет читателя спокойной, тихой жизнью в аббатстве, он хочет погрузить читателя в этот мир, а не просто дать установку на то, что детективная история происходит в аббатстве. Разве это не гениальный ход? Книгу осилит лишь тот, кто действительно готов посилиться на 7 дней в монастыре,кто готов войти в этот ритм жизни. Во -вторых, должное нужно отдать этому роману и потому, что он кинематографичен. Все диалоги длятся ровно столько времени, сколько сам автор отвёл на них- ни больше, ни меньше. Отсюда такая стройность изображения последовательности действий, четкость передачи каждого шага героя, которая помогает создать интригу, заставить читателя ерзать на стуле или жадно впиваться в текст при прочтении напряжённых сцен( что очень важно для детектива). В-третьих, конечно, стоит упомянуть о философском характере романа. Здесь читатель, понимает, что все в этом мире относительно. Все может иметь некий потайной смысл, а может не иметь его вовсе. Здесь читатель задумывается над тем, что есть любовь, что есть истина, что есть религия, что есть жизнь. Лично меня очень тронули размышления о любви:"...ничто так не занимает, так не сковывает сердце, как любовь. Поэтому, если не иметь в душе оружие, укрощающего любовь,-это душа беззащитна и нет ей никакого спасения." Но каждый найдёт в этом романе своё, возможно, даже и новый смысл, новую интерпретацию. Ведь, заключительная фраза "Stat rosa pristina nomine, nomina nuda tenemus" полностью дезориентирует каждого читателя и оставит сладкое послевкусие, которое у каждого будет своё, разное. -"Роза при имени прежнем-с нагими мы впредь именами"- Возможно и я вернусь к этой книге, когда стану старше и умнее.
  • Великолепная статья, автору - браво! «Имя розы» -одна из самых любимых книг, неоднократно мною перечитанная . Соглашусь, что до нее надо «дозреть» в психологическом и философском плане. Роман этот, как и положено шедевру, в своей основе актуален на все времена, ибо во все времена человек, так или иначе, задумывается о вечных вопросах. О вере, любви, чести, долге, добре и зле… О том, какое место все эти понятия занимают в его жизни. О том, какой выбор надлежит сделать в каждый конкретный момент жизни. Увы, слишком часто, согласно пословице, благие по сути намерения и мысли приводят человека в ад, становясь для него, а порой и его ближних причиной погибели (не только телесной, но и духовной).