Даже в Гнесинке зародился конфликт?

18 1257

19 октября 2019г. в стенах РАМ им. Гнесиных при поддержке Росмолодежь и министерства культуры РФ в третий раз прошла акция Всеобщий музыкальный диктант. С момента прихода в стены Российской музыкальной академии им. Гнесиных мы влились в творческий коллектив студентов-музыкантов и членов местного Студсовета, занимавшихся подготовкой этого мероприятия.

Мы провели в этом поистине уникальном учебном заведении весь день. Брали интервью у гостей и участников, радовались их успехам и любовались восторженными лицами участников всех возрастов. Одной из членов этого коллектива была прекрасная Галия Бикчентаева, студентка 4 курса вокального отделения РАМ им. Гнесных, которая стала вскоре ассистировать мне во время интервью. Этот день 19 октября (знаменитый день Пушкинского лицейского - студенческого - братства) мы провели вот в такой же братской обстановке, во время этой работы очень сплотились).. Вот что нам рассказали эстрадная певица Юлиана Караулова и экс-солистка театра "Геликон-опера" Вера Кононова. Позвольте привести здесь их слова, как самых ярких гостей мероприятия.

Первой, кого удалось задержать на стенде пресс-подхода с говорящей надписью "Напиши музыкальный диктант с удовольствием!" (девизом мероприятия) на ярком фоне , стала как раз красавица певица Юлиана Караулова. Мы с Галией задали Юлиане несколько вопросов:

-Я закончила факультет эстрадно-джазового вокала и факультет музыкального продюсирования (РАМ им. Гнесиных). Собственно говоря, поэтому меня сюда пригласили пожелать ребятам удачи и дать им какие-то наставления. Хотя не знаю, могу ли, имею на это право, учитывая то, что с момента моего выпуска прошло достаточное количество времени?

-Каковы Ваши впечатления? Как Вы относитесь к идее этой акции?

-Я считаю, что это - прекрасная идея. Потому что есть Всероссийский диктант по русскому языку, который пишут уже очень много лет. Как-то я его даже диктовала в прошлом году! А музыкальный диктант появился только три года назад. Он стал всероссийской акцией. Я считаю, что это очень здорово, потому что ты можешь просто прийти, написать, не получая оценку, не боясь, что тебя кто-то осудит, отругает. Просто попробовать написать. Даже если ты учишься в музыкальной школе, или закончил её, или собираешься поступать. Чтобы понять и выявить какие-то свои слабые стороны.

-Сами не хотели попробовать написать?

-Вы знаете, это был первый вопрос мой, когда мне предложили участвовать, я спросила: "Надо ли писать диктант?" Когда мне сказали "нет", тогда я согласилась, потому что повторяю, прошло порядочное количество лет, боюсь, что я бы не очень хорошо его написала. Хотя всё, конечно, зависит от уровня, потому что пишут его даже первоклашки, надеюсь, что хотя бы уровень первого-третьего классов я бы осилила!

Следующим нашим интервьюером стала величественная блондинка в вечернем платье тёмно-зелёного, изумрудного цвета бархата оперная певица, экс-солистка театра "Геликон-опера"), ныне Президент Фонда популяризации классической музыки "Опера" президент Фонда "Опера" Вера Кононова (справка: выпускница вокального направления факультета Музыкального театра ГИТИСа, С 2000 года солистка театра «Геликон-опера», с 2001 по 2004 год - контракт с Варшавской оперой. С 2003-2006 год – солистка антрепризы «Русской оперы» Барселона, с 2008 – контракт с Deutsche Opera. В 2004 году основала компанию «Музыкальная гостиная», где воплотила идею создания театрализованных концертов, в которых сотрудничала с Еленой Образцовой, Зурабом Соткилавой, Любовью Казарновской, Юрием Башметом. Под ее руководством созданы серии театральных перфомансов. В 2008 году певица создала фонд популяризации классической музыки «Опера». Провела серию имевших большой успех концертов «Русские музыкальные сезоны» на ведущих европейских площадках, таких, как «Konzerthaus» (Берлин), Центральный зал Вестминстерского дворца (Лондон), Мюнхенская филармония. Активно концертирует по Германии, Австрии, Швейцарии, Испании, постоянно выступает в лучших залах Москвы и Санкт-Петербурга: Малом зале консерватории, Светлановском и Камерном залах Московского Международного Дома Музыки, зале Чайковского, Малом и Большом залах Ленинградской филармонии, участвует в абонементах филармоний различных городов России). Вера в начале нашей беседы со словами благодарности пожала руку композитора, организатора акции "Всероссийский музыкальный диктант" Александра Алейникова. А затем Вера Николаевна призналась:

-Я выступала в разных театрах, в том числе на лучших оперных площадках мира! И сегодня мы привезли победителям этого конкурса подарки от нас -приглашения в Светлановский зал "Дома музыки" и в "Крокус-сити холл" для отличников, которые прекрасно напишут данный диктант.

-Каковы Ваши общие впечатления об этой акции?

-Акция замечательная, мне очень нравится! Потому что я считаю, что все эти люди, которые пишут диктанты такие, это герои! Они волнуются, но понимают, что должны написать. Я думаю, что напишут все почти на "отлично"! Мне кажется, что в наше время грамотность, в том числе и музыкальная, необходима и прекрасно пригодится для людей, которые занимаются любым видом творчества: эстрадой, джазом. Потому что этого не хватает. Сейчас можно сказать, что музыкальное искусство приходит в какой-то упадок: каждый, кто может петь, выкладывает своё исполнение в Интернет в свободном доступе, в социальных сетях и на иных площадках. И не хватает профессиональных людей, которые действительно обладают необходимыми навыками. Поэтому сегодняшний экзамен для его участников является первым шагом к серьёзному пути музыканта.

- Я слышала, Вы тоже решили написать диктант?

-Я Вам признаюсь честно, диктант писала Ирина Сергеевна Шигарева, она директор оркестра, с которым я работаю, вот она писала. А я закончила ГИТИС, поэтому у меня театральное образование, и я не стала рисковать.

-Как Вы считаете, такая акция повысит общий уровень музыкальной культуры в нашей стране?

-Например, мне всегда не хватало таких событий. Когда мы учились в Академии театрального искусства, у нас было огромное количество спектаклей, другой интересной работы. Но не хватало, прежде всего, наверно, вот такой музыкальной грамотности. А сейчас я смотрю на этих детей, как они пишут этот диктант и считаю, что это повысит уровень культуры и исполнителей в нашей стране, безусловно.

-Если бы Вы создавали какую-то новую музыкальную акцию, что именно Вам хотелось бы сделать?

-У меня есть такая мечта, идея. Я хочу создать "Хор свободных людей". Когда приходят люди и хором поют какие-то прекрасные песни, которые все мы знаем всей страной. Песни, которые они знают с детства. И делают это вместе не потому, что они вокалисты, не потому, что им хочется петь перед кем-то. А им просто хочется петь, петь всем вместе. Вот "Хор свободных людей" - хочется такую акцию как-нибудь сделать, и я обязательно это осуществлю!

После слов Веры Кононовой о своём директоре, которая написала-таки диктант в этот день, не задать ей пару вопросов мы просто не могли. Ирина Сергеевна Шигарева:

-Я закончила консерваторию, поэтому мне написать диктант за третий класс было не очень сложно. Но Вы знаете, у меня до сих пор ладони влажные от волнения. Я всё-таки волновалась очень, потому что такой практики у меня нет уже, наверно, лет двадцать! То есть такой практики уже нет давно в моей жизни. Но где-то класс за четвертый, наверное, удалось бы!

-Какие в целом у Вас впечатления об этой акции?

-Слушайте, это вообще что-то невероятное! Когда маленькие детки, понятно, они пишут положенное по возрасту на уровне. Но когда взрослые люди, может быть, родители, которым это тоже интересно, которые действительно сделали этот шаг, зарегистрировались, приходят и пишут такие диктанты! Пришли и решили попробовать свои силы. Может быть, это родители, которые потом будут помогать детям дома заниматься музыкой. Это дорогого стоит!

-Вы посетите в следующий раз эту акцию?

-Да, конечно, считаю, что нужно делать это почаще! Но через год приду обязательно!

После восторженных слов гостей и участников диктанта мы совсем не ожидали, что к концу его случайно выяснится, что... и в этом стане любителей музыки назревает внутренний конфликт.

Доцент кафедры инструментального джазового исполнительства РАМ им. Гнесиных Иван Ноевич Авалиани (которого встретили на стенде зоны пресс-подхода совершенно случайно) раскрыл нам суть этого конфликта. До этого писавшие в этот день музыкальный диктант разных уровней участники пожаловались нам на то, что произведения могли бы быть помелодичнее. А преподаватель объяснил ситуацию: он посчитал, что зря всеобщий музыкальный диктант проводится лишь с помощью преподавателей классической музыки и по произведениям, написанным современными композиторами, но в классическом стиле. Ведь сейчас большая часть привлекающих всеобщее внимание в нашей стране музыкантов - не просто эстрадники, а даже рокеры, гитаристы, барабанщики. А не классические пианисты и флейтисты. Оказалось, что даже в стане одного из лучших музыкальных учебных заведений в стране назрел вот такой раскол по мнениям и взглядам. Это было очень большой неожиданностью для нас, поэтому пройти мимо его слов я не смогла.

-В мире большинство музыкантов - не профессионалы, а любители. Из них большинство(по крайней мере в Европе) - рокеры.

-А как это связано с таким мероприятием, на котором мы сейчас находимся, с музыкальным диктантом?

-А вот так это связано, что диктант должны были диктовать эстрадники, тогда и материал был бы интереснее. И поклонников, участников этой акции стало бы гораздо больше. Если большинство музыкантов - рокеры, значит какой должен быть диктант, подумайте?

-На ударные? Ритм-диктант?

-Нет, они в основном гитаристы, затем басисты, потом барабанщики - самые популярные музыкальные специальности. Правда, конечно, половина из них нот не знает и учиться не хочет.

-Вообще мы уже встречали здесь мнение о том, что диктанты могли бы быть более мелодичными, на самом деле. Не зря же это - музыкальный диктант.

-Классические преподаватели, конечно, учат этому (писать диктант). Но я смотрю, что ученики ставят в начале ритм, а затем уже пишут всё остальное. Если человек услышал какую-то ноту, созвучие, аккорд, он старается это фиксировать, а затем уже прорисовывает ритмику. Это тоже правильно. То есть если человек хотя бы чуть-чуть музыкально грамотный, он может написать ритм сразу.

То есть Иван Ноевич рассказал нам, что среди дикторов и преподавателей, готовивших участников диктанта, были только приверженцы классической музыки. А большинство музыкантов европейского уровня сейчас - представители эстрадного направления и соответствующей манеры исполнения. А это значит, и произведения для таких акций, тем более всероссийского масштаба, должны были сочиняться, выбираться, подготавливаться не только разных уровней сложности, но и двух разных направлений: классического и эстрадного. Чтобы каждый диктор и участник нашли себе что-то по душе. Спасибо Ивану Ноевичу за то, что он поведал нам об этом внутреннем конфликте и уделил нам время.

Наверно, конечно, такое разрешение этого конфликта может вызвать ряд новых сложностей у авторов и дикторов. Но мне кажется, что к этому мнению доцента стоит прислушаться. По крайней мере, это уважительное отношение к любителям и приверженцам разной музыки привлекло бы еще больше внимания к такому конкурсу. И только увеличило бы количество его участников, а значит охват и масштабы мероприятия.

А как считаете вы, уважаемые читатели:

Нужно ли ввести в музыкальный диктант элементы эстрадной музыки:


1. Стоит прислушаться к мнению любителей эстрадной музыки?

2. Или только классической?

3. Конкурс от присутствия эстрадной музыки только бы выиграл?

4. Или лучше ничего не менять?

                                       Ульяна Кутузова (фото автора)

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • "Даже в Гнесинке зародился конфликт?" - почему даже ? Там что , эльфы работают ? Те же люди , с теми же амбициями ,только в другой сфере .Разберутся . Вон в Большом вроде тишь да гладь теперь . А кислотой друг друга поливали .
    • GP
    • 5 ноября 2019 г. 22:43
    Мероприятие требует личного присутствия. Не всем по карману :disappointed_relieved: .
  • Кесарю кесарево. Так прям рокеры и ломанулись на подобные диктанты! Про назревание конфликта что-то особо не увидел. Дыма больше чем огня. Не надо пока ничего менять. Тема достаточно свежая (всего 3 года), еще не обкатали нормально, а уже менять. Не понятно, почему рокер не может написать такой диктант, почему ему нужно что-то отдельное? Если образован, то пиши, а если не тянешь, то учись. Либо помалкивай скромно. Все это больше похоже на пиар. Типа мы особенные и все такое