Театр и джаз на фронте

7 796

В этом году мы отмечаем 75-летие Великой победы. Каждый год 9 мая звучат слова благодарности ветеранам. Молодым мальчишкам и девчонкам, ушедшим на войну в далеком 1941 году. Ни один год не проходит без старых всеми любимых песен и маршей. Эти звуки, мелодии помогали нашим прадедам справляться со страхами, поднимали настроение и дух в это нелегкое, страшное, время.

В течение всех лет войны солдат на фронте сопровождали музыканты и актеры. Вечерами они давали небольшие концерты. Это позволяло солдатам хоть ненадолго забыть о тяготах военного времени, давало надежду на лучшее, и, конечно, настраивало на бой до победы. По подсчетам за Великую Отечественную Войну было проведено около 1 миллиона 350 тысяч концертов и спектаклей.

Выступления проводились в абсолютно разных точках и условиях. Они были в селах, полях, лесах, аэродромах, госпиталях и во многих других местах. Перемещались артисты на грузовике вместе со всем оборудованием, нужным для спектакля или концерта. Место в машине было ограничено. Для того чтобы выступить и порадовать солдат на фронте им приходилось самим разбирать и собирать сцену и все материалы для показа своего номера.

Иногда бригады приезжали на места, где солдат уже не было. В таких случаях они помогали медработникам спасать жизнь раненых и настраивать их на хорошие мысли.

С 1941 года на фронте представляли свое творчество трупы Малого театра, Театра Советской Армии, Вахтанговского училища и еще более 10 известных театров. Нередко актерским бригадам приходились прерывать выступления и идти в реальный бой. На войне все происходит в считаные секунды. Никто ни от чего не застрахован.

Помимо театров на фронте выступали оркестры, в том числе и джазовые. Свинговый ритм не переставал звучать из уст и рук музыкантов бэнда Леонида Утесова, Александра Варламова, Александра Цфасмана. Такая "легкая" музыка неизменно вызывала улыбки у слушающих ее солдат-фронтовиков. 

Одним из самых активных во время боевых действий был оркестр Леонида Утесова. На деньги, собранные с концертов оркестра, были построены два боевых самолета, которым было присвоено название “Веселые ребята”.

Американский джаз не принимали в СССР в те годы, однако Утесову и его товарищам это не мешало исполнять свои аранжировки на американские песни. Но все же в репертуаре коллектива превалировали русские вокальные песни. “Жди меня”, “Летная песенка”, “Если любишь, найди”. Именно эти песни из уст Леонида Утесова можно было услышать на каждом концерте состава. Они больше всего нравились публике. Зрители сидели и подпевали. Кто-то со слезами, кто-то со  сжатыми губами.

Все ждали окончания этой страшной войны, в душе жила надежда, она не покидала солдат ни на миг. И вот он пришел, этот долгожданный день - 9 мая. День, в который Леонид Утесов и его оркестр вновь играли эти песни. И происходило это на площади Свердлова у Большого театра в МОскве. И слушатели подпевали Леониду Утесову уже совсем с другим, ликующим и радостным, настроением.

Григорьева Светлана

Магдебург, побратим Запорожья, утопили в крови: Германия в шоке от теракта — а нас то за что?

Перед Рождеством террорист вновь атаковал праздничную ярмарку в ФРГЧисло жертв теракта в немецком Магдебурге, который произошел вечером в пятницу на рождественской ярмарке, приблизилось...

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • А вот знаете, очень согласен. На фронте почему-то, по мнению тех, кто там выступал, очень хорошо ценили ударно-синкопическое исполнение. Это было как в "мы из будущего", когда гитарщик делает на блюзовых открытых, кажется. аккордах, тянутую мелодику с сильным перебором по рифовым повторам, и уходами в терцию (примерно), от мелодики для выразительности. Опять же с пристуком по корпусу, для ударного звука. (Я очень давно смотрел фильм, описание ощущений - по памяти, если сгрубил - прошу извинить...) А сказать хочу, что фронт хотел довольно резкого, даже не какого-то авторского, а почти рокового исполнения. Это мне сказал отец одного из учителей моих еще по голосу, который в реале выступал на фронтовых спектаклях. Кажется, он был аккордионист, но мог и просто... Значит, мультиинструменталист... Странный он был. Все его списки музыки были по очень раннему року (до Клифа Ричардса), почему к ним и ходил. Итак, фронт менял восприятие звучания у людей. И хотелось - звука с расстановкой акцентов, резкости, фиксации ведущей ноты и короткого выдоха на пении. Как-то так, думаю, да.
  • :thumbsup:
  • Эта статья ещё раз доказывает, что гуманитарии тоже были нужны во время Великой Отечественной войны. Да, инженеры производили новые артиллерийские орудия, улучшали схемы танков, делали оружие (за что им огромное спасибо!), но и люди творческих профессий всеми силами стремились поднять народ на войну с врагом, угрожавшим уничтожить всю нашу нацию. Писали стихи, песни пели о славе русского оружия, снимали комедийные фильмы (с 1941 по 1945 грустных фильмов о войне старались не делать, нужно было обнадёжить народ). И каждый человек, будь он технического или гуманитарного склада ума, старался приблизить победу.