В цветах услышать мы смогли...

3 523

С ещё древних времен человек употребляли растение не только в целебных целях, но и в культуре. «Люди искусства» часто использовали цветы в своих творениях. Дивные и прекрасные бутоны вдохновляли поэтов архитекторов, композиторов и художников. Цветы вырезали из дерева, выливали из гипса, им посвящали стихи и песни, рисовали в натюрмортах и пейзажах. Язык символов несёт в себе свой скрытый смысл, и не всегда положительный. И ни один мастер не использует его необоснованно.

На лепестках цветов – написано посланье,

Но вот прочтут не все, а только, кто сражён.

Написаны слова, как будто заклинанье,

Прочтёт их только тот, кто искренне влюблён.

Многим цветам приписывали божественное происхождение и о них слагали легенды. К примеру, в Древней Греции существовала легенда о том, что прекрасные лилии появились из капель молока матери всех богов — Геры. Когда она пыталась покормить маленького Геракла, сына Зевса и царицы Алкмены, младенец оттолкнул богиню, молоко брызнуло, и на небе образовался Млечный путь, а на Земле — лилии.

Особое значение цветы имели в поэзии. Часто поэты упоминают в своих произведениях розу, но она не только символизирует любовь и красоту. Она может быть символом невозможного или же цветком траура Роза олицетворяет гордость, благородство и печаль, грехопадение и блаженство , нежность и невинность. Так же часто в стихотворения роза изображается с кровью, слезами и болью. Этот прекрасный цветок многообразен и он может выразить любое чувство, и её разнообразие подчёркивает Шекспир « Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет.»И поэты часто рисуют образы розы в стихах , подчёркивая ею величие любви, жизни и смерти. Умберто Эко в пояснении к своему роману «Имя розы» пишет: "Роза как символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у неё почти нет".

В.А. Тредиаковский посвящает оду: «Ода в похвалу цвету розе», выражая свое восхищение этим олицетворением красоты весны:

«Красота весны! Роза, о прекрасна!

Всей, о госпожа, румяности власна!

Тя, во всех садах яхонт несравненный,

Тя, из всех цветов цвет предрагоценный…».

Для М. Ю. Лермонтова роза стала символом мирного существования :

«Принудят мирных соловьев

Искать в пределах отдаленных

Иных долин, других кустов,

Где красный день, как ночь, спокоен,

Где их царицу, их любовь,

Не стопчет розу мрачный воин».

Также многие художники изображали розу. Например, М. Врубель «Роза в стакане». Художник написал её в больнице после потери сына. Мир цветов всегда привлекали Врубеля, наверное, поэтому после столь тяжких событий он решил написать именно её. Срезанная и поставленная в стакан с водой роза кажется нетленной. Тяжелый венчик цветка будто впитывает и одновременно излучает свет. Прозрачные, тающие мазки акварели передают нежность лепестков и одновременно гранят форму. Жесткие стебли и листья словно вырезаны резцом в прозрачном кристалле.

Особое место в искусстве занимает кипарис. Прежде всего, кипарис связывался с жизнью, плодородием, рождением и бессмертием. Одновременно он считался символом смерти и траура.

Одна из самых известных картин с изображением кипариса была написана Ван Гогом «Дорога с кипарисом и звездой». Художник в письме к брату говорил, что это растение всегда занимало его мысли красотой контура и пропорциями, напоминающими египетский обелиск.

Искусствовед Кэтлин Пауэрс считает, что в этой картине Ван Гог выразил ещё более сильное ощущение скорой смерти, чем в предыдущей работе — «Звёздной ночи», на что указывают еле заметная вечерняя звезда у левого края холста, растущая Луна справа и кипарис, словно «обелиск смерти» разделяющий эти символы рождения и смерти, а странники в правом нижнем углу указывают на потребность Ван Гога в дружеском плече.

Чтобы обозначить сладость, девственность или скромность творцы использовали ландыш. Возможно, потому что этот цветок расцветает с приходом весны, времен когда жизнь расцветает заново и рождается что-то новое и непорочное. А. Фет в стихотворении «Первый ландыш» цветок олицетворяет собой очередную перемену. И бутон олицетворяет собой глашатая весны . В последних строках поэт сравнивает первый ландыш с юной девой. Фет обращает внимание читателя на «робкий вздох» девы, подобный появлению трепетного ростка из земли. Ахматова , вспоминая о первой встрече с О. Мандельштамом, писала: «Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки».

"Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил.

Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил".

Такие строки посвящает «озорной гуляка» этому растения.

У Сергея Есенина встречаются множество различных цветов. Среди них – роза, мак, ландыш, маргаритки, ромашка, резеда, кашка, левкой, василек, колокольчик, различные травы и злаки.

"И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз…

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак…

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны…

По меже, на переметке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в четки

Ивы кроткие монашки.

И выползет из колоса,

Как рой пшеничный злак…"

Колокольчик символизируют смирение, постоянство и благодарность. Синий цвет растения может символизировать вечность, доброту, верность, постоянство. Он говорит о глубине чувств человека, его чувствительности и восприимчивости и олицетворяет стремление достичь цельности во всем, с чем сталкивается человек.

"Колокольчик среброзвонный,

Ты поешь? Иль сердцу снится?

Свет от розовой иконы

На златых моих ресницах.

Пусть не я тот отрок нежный

В голубином крыльев плеске,

Сон мой радостен и кроток

О нездешнем перелеске.

Мне не нужен вздох могилы,

Слову с тайной не обняться.

Научи, чтоб можно было

Никогда не просыпаться".

Полевые цветы как и роза не лишены благородства и изящество. Синий цвет василька в желтых колосьях ржи завораживает.

Есенин не оставляет без внимания нежный цветок и посвящает ему такие строки:

"Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.

Выходи встречать к околице, красотка, жениха.

Васильками сердце светится, горит в нем бирюза.

Я играю на тальяночке про синие глаза".

Сирень символизирует красоту, гордость, белая сирень – невинность юности, а фиолетовая сирень – первые чувства любви.

"Клонясь под волнами ветров,

Сирень глядит в мое окно,

Она моих не слышит слов,

Ей все равно, ей все равно.

Ни снов и радостей и бед,

Она, смеясь, стучит в стекло,

В ней вовсе состраданья нет,

Ей все равно, ей все равно.

Она беспечна и нежна,

В ней есть и солнце и тепло,

Но не поймет меня она,

Ей все равно, ей все равно.

Опять настанет новый день,

И все, что было, то прошло,

Тебе ведь нравится сирень,

И все равно, и все равно."

Н. Гумилёв

На своих холста сирень изобразил многие художники : Левитан, Врубель, Репин, Коровин, Кончаловский.

Цветы являются вечными вдохновители и ,поэтому многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, прекрасные цветы. Цицерон говорил: «Творения природы совершенней творения искусства». Символика цветов играет большую роль в произведении, детали начинают приобретать новый смысл, цветок становится своеобразным символом-лейтмотивом в искусстве. Он помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в литературе и живописи. Также россыпь цветов в символизирует «воспетую красоту», а подтекст в выборе растений должен заставить задуматься.

Екатерина Таланова

Используемые иллюстрации:

Амбросий Босчарт - "Натюрморт с цветами"

Врубель - "Роза в стакане"

Ван Гог - "Дорога с кипарисом и звездой"

Левитан - " Васильки "

Левитан - "Сирень"






Весёлые картинки #38

Все, или почти все знают, что сегодня великий Праздник Богоявления или Крещение Господне,  а вот списочек ещё и других праздников на сегодня: • Де...

Неизвестное рукопашное сражение морпехов СССР с «зелеными беретами», изменившее ход истории
  • shaya
  • Вчера 20:24
  • В топе

В истории советской армии было много славных страниц. К сожалению, огромное количество историй остается нерассказанными. И эта одна из них. Её вспомнил и рассказал наш соотечественник, ...

На Ковид это не спишешь

Вслед за Бенджамином де Ротшильдом и Адельсоном, этот свет оставил еще один миллиардер. Им оказался генеральный директор компании, занимающейся производством искусственных подсластителе...

Обсудить
  • Самое лучшее творение из цветов
  • Меня особенно заинтересовало высказывание Умберто Эко насчёт глубокого символизма розы. Ведь по сути это обычный цветок, собранный воедино из небольшого количества лепестков. Так почему человек вдруг заинтересовался этим растением со стеблем, усеянным шипами? Ведь практической пользы от цветов нет, это не яблоня со сладкими плодами, не колосья пшеницы на широком поле... Но эстетическое удовольствие тоже оказывает влияние на человека. Именно чувствительные люди впервые придали смысл тому, что изначально смысла не имело. С мнением Цицерона я согласен, но вся прелесть розы состоит не в самом цветке, а в том, что человек чувствует своим сердцем, любуясь красоте этого своенравного, но изящного растения.