Трансформация образа народного театра «петрушка»: от куклы к видеоблогеру

2 1216

Фольклорный персонаж, непременный участник уличных представлений, носитель народной смекалки, лукавый мистификатор, выходивший невредимым из любых передряг. Встречайте – Петр Иванович Уксусов, в простонародье просто Петрушка. Большие миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой, преувеличенно большие руки и голова, горб на спине и колпак на голове именно так мы его знаем. Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики — все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Водить его могли только мужчины - «петрушечники». Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления — «пищика». Историй о похождениях Петрушки довольно много. В основу сюжетов театрального представления всегда ложились банальные и обывательские темы того времени: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, а также свидания и свадьба Петрушки. Наш герой вовсе не холост, у него есть жена — Марфа Петровна. Завязка могла начинаться с того, что Петрушка хотел купить лошадь или жениться.

По ходу действия он встречал множество персонажей: от цыган, до квартальных и духовенства, которых наш герой либо огревал своей дубинкой, либо убивал. Длительность представления зависит от того, насколько интересные сценки разыгрываются, ведь оно длится до тех пор, пока на улице есть зрители, удостоившие его своим вниманием. Комический эффект эпизодов, в которых участвовал Петрушка достигался приемами, характерными для народной смеховой культуры: драки, избиение, непристойности, мнимая глухота партнера, смешные движения и жесты, передразнивания, веселые похороны и т.п. Неизменным оставалась встреча героя со Смертью. И тогда кукла обращалась к толпе, прося о помощи. Если зрителям представление нравилось, то они бросали деньги актерам, тем самым спасая Петрушку и требуя продолжения представления. Традиционный Петрушка — кукольный театр одного актера, местом действия которого всегда становились уличные ярмарки и торговые площади. Самые первые представления демонстрировались без ширмы, так как единственный актер-кукловод просто надевал на пояс специальную юбку на обруче. Поднимая это кольцо кукольник исчезал из поля зрения зрителей, предоставляя им возможность насладиться представлением. При этом сам мог спокойно двигаться и работать обеими руками, чтобы управлять сразу двумя персонажами. Уже в начале 19 столетия на смену такого костюма для актера пришла ширма, прототип той, что используется в наши дни. Она устанавливалась прямо на землю, скрывая кукольника и весь его реквизит.

На рубеже 20-21 века народный театр трансформируется, и на экранах появляется развлекательная сатирическая телепередача «Куклы» продюсера Василия Григорьева. Она выходила в эфир с 1994 по 2001 год на канале НТВ в прайм-тайм вечером выходного дня. В каждом выпуске поднимались острые темы актуальной российской политики и не только. «Правительство играет со своим народом в приватизацию земли… А у кого же земля? Земля у Лужкова, кому отдаст? Никому не отдаёт…».

Посмотрев несколько выпусков, невольно начинаешь замечать сходство, с давно уже полюбившейся многим формой передачи информации — видеоблог. На сегодняшний момент видеоблоги снимаются из разных уголков мира, про что угодно и кем угодно. Спросишь у человека, а кем ты работаешь? В ответ все чаще слышишь — я блогер.

С первых секунд телепередачи появляется интро (заставка по-нашему), без чего сейчас не обходится практически ни один видеоролик на ютюбе.

Форма передачи информации по сути не меняется. Все те же скетчи, мемы, актуальные новости, рекламные интеграции и др. меняется лишь контент. Что сейчас модно? О чем все говорят? Верно: политика и юмор. По большей части все это Василий Григорьев отразил в своей передаче. Юмористическая программа в стиле выпуска новостей с всевозможными шутками про политику и не только: «Облигации, политика, граждане помогите своему правительству, мы отстали от поезда рыночной экономики, отца реформ потеряли». В серии 1995 года была представлена зрителю постановка шекспировской драмы. Главную роль Отелло играл Ельцин, Дездемону породировал Лужков, а диалог на балконе разыграли Грачев и Коржаков. Весело, с подтекстом. Ежедневно листая ленту, смотря видеоролики, мы не задумываемся, что все было придумано и показано каких-то 26 лет назад (только термины были другие). Все новое — это хорошо забытое старое.

Блогеры не изобрели велосипед, а лишь сделали материал вкуснее, и актуальнее сейчас. Далеко ходить не будем — Юрий Дудь, который берет интервью у знаменитых актеров, политиков и других медийных личностей, о которых все мы знаем. А вот вам небольшой отрывок из «Кукол»: «Человек легенда в эфире! - Женат у меня две девочки инфляция и девальвация. Сейчас многие звезды снимаются в кино, а Вы? - Я сейчас сыграл роль козла отпущения как называется фильм? -Так и называется, просто козел».

Сейчас все вдруг стали фэшн-блогерами, которые учат нас «как стать модным за 30 секунд». Далекий 1994 год: «Показ мод осень – зима. Форма для журналистов, пишущих про коррупцию в армии, предохраняет от падающих кирпичей и не позволяет вешать лапшу на уши». И примеров того, что медиа-пространство лишь модернизировали все под модель 21 века сотни.

В продолжении темы народного театра «петрушки», телеканал НТВ вновь преподносит нам новый формат кукольного представления под названием «Поэт Петрушка». В программе перед зрителем предстает Петрушка, в роле ведущего-поэта и талантливый актер- мастер перевоплощения, который примерит на себя образы известных отечественных и зарубежных политиков - Хиллари Клинтон, Барака Обамы, Дональда Трампа и многих других... «Правдивая сказка о Трампе рыжем и тех кем он в детстве был сильно обижен». Юмор, сочетания метафор и шуточных стихотворений Петрушка использует, чтобы представить каждого «звездного гостя», чье имя нередко мелькает в сводке актуальных новостей. Этот Петрушка нашего времени, в роле ведущего он раскрывает свое аплуа, что сближает его с современным обществом.

Мы живем в веке информационной войны, и трансформация от куклы к видеоблогеру безусловно прошла, поэтому сейчас мы можем наблюдать ее плоды. Но не стоит забыть, кто был и будет скоморохом, веселящий людей, а кто навсегда останется шутом. Делайте выводы, друзья.

Кристина Сидорова

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее
  • voenkorr
  • Сегодня 10:07
  • В топе

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Параллели подмечены верно! Петрушка - дитя вертепа. Вертеп - это не вместилище порока, как принято сегодня говорить ... И не католические рождественские картинки. Вертеп - это нечто другое.
  • Многие умудрённые опытом люди частенько посматривают на молодое поколение с укором: мол, молодые хотят лишь мало трудиться и мало зарабатывать, видео на ютубе снимают без практической пользы и тратят всё свое свободное время на телефоны и социальные сети. Но не стоит забывать, что поменялась лишь обложка, а содержание осталось тем же. Нельзя сюда не вставить цитату Воланда из бессмертного произведения Михаила Булгакова: "Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…" И даже нынешние модные блогеры, как правильно подметил автор, являются переосмыслением мировоззрения, которое появилось во времена президентства Бориса Ельцина, а оно, в свою очередь, сложилось ещё из старинного русского фольклора. Так разве проблема только в нашем поколении?