Ангелы и демоны в русской поэзии XVIII-XIX вв.

2 1430

Ангел и демон

Подъемлют спор за человека

Два духа мощные: один —

Эдемской двери властелин

И вечный страж ее от века;

Другой – во всем величьи зла,

Владыка сумрачного мира:

Над огненной его порфирой

Горят два огненных крыла.

Но торжество кому ж уступит

В пыли рожденный человек?

Венец ли вечных пальм он купит

Иль чашу временную нег?

Господень ангел тих и ясен:

Его живит смиренья луч;

Но гордый демон так прекрасен,

Так лучезарен и могуч!

(А. Майков, 1841 год.)

                                                                 "Ангелы и Демоны" Л.Лютор

Бог-Творец создал весь наш мир, в том числе и ангелов – служителей Своих. Они являются посланниками, посредниками между небом и землёй. Законы времени и пространства не имеют власти над Ангелами, их тела состоят не из плоти и крови. После них были созданы люди. Демоны же не были созданы по образу и подобию Бога. Эти гордые Ангелы отреклись от Отца своего и осмелились поднять на него руку. Они были прокляты Богом и низвергнуты с небес. Демоны становятся духами зла, греха и отчаянья. Ангелы же являются духами добра, благородства и счастья. Их образы с веками меняются, но суть остаётся та же. Многие деятели искусства воплощали Ангелов и Демонов в своих произведениях, вставляя своё золотое слово. Широкое значение этих мифических существ можно встретить в русской поэзии 18-19 веков, где ярко видна крайность двух миров.

С момента своего образования Россия - христианская страна. Православная вера является составной частью менталитета русских людей. Поэтому, согласно христианскому учению, Ангелы в иерархии стоят ближе к человеку, нежели к Богу. В «Откровении Иоанна» Ангел приходит к евангелисту и показывает город Иерусалим. Иоанн падает на колени, хочет поклониться ему, но тот говорит: «Не делай сего, ибо я - служитель тебе, и братьям твоим пророк и соблюдающим слова книги сей. Богу поклонись».

В Библии названы четыре Архангела: Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил. Каждый из них, по-своему, возвещает волю Бога.

                                                                                  Икона "Собор Архангелов"

1)Михаил - воинственный Архангел, который сражается с драконами, змеями и Демонами, которые восстают против Бога или сомневаются в его всемогуществе. Он олицетворяет божественную справедливость, поэтому нередко изображается с весами в руках как участник Страшного суда, взвешивающего человеческие души.

2) Гавриил - Архангел возвещения. Он сообщает о внутреннем рождение человека, который осознает себя как божественное существо. На многих изображениях Гавриил с лилией в руке - символом соединения неба с землёй, человека с Богом.

3) Рафаил - добрый Архангел, утешитель и целитель людей. Он странствует по миру в сандалиях и с посохом в руке, избавляя людей от страстей, внутренних противоречий. Рафаил-олицетворения сострадания, надежды на лучшую жизнь.

4)Уриил- нераскрытый Архангел, который мало упоминается в Библии. Судя же по соответствию со Святым Духом, его можно трактовать как вдохновение, снисходящее от Бога к человеку.

Эти Библейские темы часто встречаются в поэзии. Так, например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ангел» мифическое существо воплощает всё лучшее, что есть в душе человека. Ангел благословляет душу младенца на жизнь на земле. В его песне идёт вознесение Бога, Рая. Жизнь на земле полна скорби и слёз. Песню Ангела человек будет хранить в своей душе всегда.

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

                                  Мельхиор Пауль фон Дешванден "Ангел хранитель"

В стихотворении же А.С. Пушкина «Ангел» образ мифического существа едва намечен. Известно только, что он «главой, поникшею сиял». Ангел ничего не совершает, чтобы повлиять на злого духа. Он даже не взирает на Демона, не разговаривает с ним. Но лишь одним своим видом он способен смутить тёмную душу, осветить ее. Пушкин показывает силу любви, неизбежную победу добра над злом.

Дух отрицанья, дух сомненья

На духа чистого взирал

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

                                                                  В. Низовцев "Печальный Ангел"

В стихотворении Н.А. Некрасова «Ангел смерти» мифическое существо представляется посланником Бога на земле. Ангел не похож на своих собратьев, но выполняет свою, взваленную задачу. Он приходит помочь отправиться в последний путь, пострадать вместе с умирающим. Этот Ангел Смерти и крестом осенит, и вместе с вами прослезится. Он как Ангел-хранитель: облегчает агонию и учит молитвам, глядит на своего «клиента» с неизъяснимою любовью.

И снидет ангел к изголовью,

Крестом трикраты осеня,

С неизъяснимою любовью

И грустью взглянет на меня;

И сам со мною прослезится

Он, состраданья не тая.

                                    "Мертвый Христос поддерживается ангелом "

                                                                                Антонелло да Мессина

Так в этих стихотворениях дан образ Ангела, помогающего людям, оберегающего их жизнь, дарующий им любовь и силы. Ангел - всегда олицетворение чистого, светлого, связанного с грёзами о лучшем. Если рядом его не оказывается, то в жизни что-то не складывается. Когда Ангел рядом - и человек спокоен, он под эгидой. Эта вера помогает жить.

В христианском учении отрицательное сосредоточено в концентрированном виде, в фигуре - Демона. У него ноги козла, рога, от него пахнет смрадом. Он усаживается удобно на плечи человека и беспрестанно внушает ему злые мысли. Демон та самая нечисть, с которой постоянно борется Архангел Михаил.

Когда-то он был самым прекрасным из всех Ангелов, созданных Господом Богом. Его имя буквально переводится как «тот, кто несёт свет» - Люцифер. Он собрал вокруг себя Ангелов и хотел свергнуть Бога с небес, в результате чего был помещён в недра земли томиться в леденящем озере Коцит. С того момента падшие Ангелы носят имена Демонов, а Люцифер - Дьявола, Сатаны. Он вечный противник Бога. Любое движение возникает из столкновения противоположных принципов. Божественное добро не могло отложиться в сознание человека без противостоящего ему начала Дьявола.

Бог - принцип созидания, а Демон - принцип разрушения. В итоге, ни один из них не может взять первенство, ведь тогда бы прекратилось всякое движение. Демонический момент разрушения символизирует представление о конце времени и, конечно же, представлен русскими поэтами в произведениях.

                                                                                                  У. Барлоу "Ад"

Так в стихотворении А.С. Пушкина «Демон» мифическое существо - соблазнительная, губительная смесь злобы, неверия и печали. Презрение ко всему на свете - основной мотив зла. Демон склоняет сердце поэта на смерть, внушая ему, что мир неидеален, люди пусты и глупы, и от этого нет нигде спасенья. Он внушает отчаяние - самый тяжкий грех. Демон стремится сделать человека себе подобным, то есть отринуть божественную суть души. Это мифическое существо само оторвано от мира людей, человеческого счастья. Демон одинок, поэтому тянет за собой людей.

Тогда какой-то злобный гений

Стал чаще навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

                                                                            И. Давыдов "Бесы в Аду"

В поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» мифическое существо безнадёжно влюблённо в жизнь. Демон унылый и тоскующий, подверженный высоким ощущеньям, которые нарочно давит в себе баритоном страстей. Он абсолютно одинок. Это силуэт не воина, а мечтателя, прозревшего пустоту и отверженность бытия и надевшего маску циника. Отвергнув Бога за созданный им жестокий мир, «где преступленья лишь да казни», Демон мстит всему миру злом, презирая земную жизнь за мнимое счастье и людей, обречённых на жалкое и ничтожное существование. Отвернувшись от людей, Демон добровольно избирает эгоизм своим принципом. Зло стало частью души его, и он уже не может дарить окружающим добро. Однако те абсолютные идеалы добродетели, ради которых Демон восстал против бога, продолжают царить в его душе.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой;

Тех дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,

Когда бегущая комета

Улыбкой ласковой привета

Любила поменяться с ним...

                                                                                            М. Врубель "Демон"

В стихотворении Н.А. Некрасова «Демону» мифическое существо не такое, как у предыдущих авторов. Демон лишён сверхъестественных сил, он символизирует нечто земное. Лирический герой не боится его, а напротив, хочет встретиться с ним. Демон вдохновляет, учит, наставляет. Благодаря ему на свет рождаются великолепные стихотворения, создать которые может только гений. В античной мифологии гением называли личного духа или духов человека, которые способствовали возвышению мыслей поэта. Поэтому, он благодарит за такие деяния своего Демона – своего гения, но не зла, а искусства.

Где ты, мой старый мучитель,

Демон бессонных ночей?

Сбился я с толку, учитель,

С братьей болтливой моей.

Дуешь, бывало, на пламя -

Пламя пылает сильней,

Краше волнуется знамя

Юности гордой моей.

                                                                          Дж. Тартини "Трель Дьявола"

Так в произведениях дан образ Демона, неукротимого гордого духа. Он соблазняет, делает человека одиноким, доводя его до апофеоза отчаянья. Демон делает так потому, что подсознательно хочет заслужить прощения и шанса искупить свою вину. Несмотря на это, он не признаёт своей ошибки - напротив, один вид ангела вызывает в нём острое чувство ненависти и желание соревноваться. Демон вечно беспокоен, неукротим. Он является символом одиночества, холодного разума, бешеных страстей, символ конца и крушения старых убеждений.

Ну кто же, Ангел или Демон? Да, это вечная тема добра и зла. Кто же из них возьмёт верх? Наверное, никто. Ангел и Демон противопоставлены, но при этом они нуждаются друг в друге. Без света не будет тени, а без ночи не ясно, что означает день. Их Борьба – вечный диалог, резкий контраст, антитеза, которая никогда не потеряет свою актуальность и над которой взволнуются умы учёных разных поколений.

Светлана Фуфаева

Магдебург, побратим Запорожья, утопили в крови: Германия в шоке от теракта — а нас то за что?

Перед Рождеством террорист вновь атаковал праздничную ярмарку в ФРГЧисло жертв теракта в немецком Магдебурге, который произошел вечером в пятницу на рождественской ярмарке, приблизилось...

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • "Да, это вечная тема добра и зла. Кто же из них возьмёт верх? Наверное, никто. Ангел и Демон противопоставлены, но при этом они нуждаются друг в друге. Без света не будет тени, а без ночи не ясно, что означает день." - :thumbsup: Это верно. Никто не возьмёт верх. Потому что это - единство противоположностей. Это единая цельная система. И существовать эта система может только в целости. Отними одну часть - вторая тут же погибнет.
  • Самое страшное в том, что на сегодняшний момент второе преобладает над первым. Если человек страдает, то он зовёт ангела, чтобы тот помог ему справиться с физической или душевной болью. А когда человек пребывает в наслаждении, то он забывает о Боге за ненадобностью, тем самым исполняя волю лукавого. Как в современном обществе жить честному и доброму человеку с душой младенца? Разве он не лакомый кусочек для мучителей и обманщиков, которые захотят нажиться на нём и превратить в такого же демона? И как сейчас воспеваются образы циников и эгоистов, которые ни от кого не зависят! Именно поэтому покаяние сейчас означает признать свою слабость, а грехи общество признаёт за добродетели.