Сегодня и вечно — ЖИВЫЕ!

12 442

Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нём неизгладимых следов. Но если это действительно человек, то ему это только кажется...

(К.М. Симонов "Живые и мёртвые")

Я не случайно взяла именно эту цитату как эпиграф к сегодняшнему материалу. Потому как слишком много сейчас (спустя 75 лет после Победы) в нашей стране и за её пределами развелось людей, считающих, что итоги Великой Отечественной можно пересматривать и никому из говорящих об этом во всеуслышание за эти попытки ничего не будет. Будет. И по той же причине это даже вошло сейчас в поправки к Конституции нашей страны. Поправка об исторической памяти, о невозможности пересмотра итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн. Я говорю об этом сейчас не потому, что хочу сделать материал злободневным. Я хочу и буду говорить о другом. О вечности этой "проблемы". Об обязательном неравнодушии к войне в россиянах и всех людях на постсоветском пространстве и во всём мире, где каждый год 9 мая проходят люди с портретами своих дедов, плечом к плечу во всех странах на планете. Они проходят не просто так. И спасибо тем, кто идёт, за то, что они таким образом благодарят своих родных, тогда подаривших нам мир. Победивших фашизм, нацизм. Искренне надеюсь, что больше ни в каких других, ещё более извращенных формах это зло не возродится никогда. А все попытки возродить его сейчас будут пресекаться на корню, каждая новая голова этого дракона будет отсечена. И те, кто помнят и идут в одном строю — будут всегда. И в этом наша с вами задача, людей моего поколения — молодёжи — сделать так, чтобы эта Память о великом подвиге осталась с нами навсегда. Не зря говорят, "Наша память в запас не уходит". Немалую роль в этом играют произведения искусства — кино, литературы, живописи, скульптуры — все они дают нам памятники, напоминания о той эпохе. Все книги, стихи, фильмы — все художественные произведения о Великой Отечественной войне являются, на мой взгляд, не только и не столько памятником их создателям. Они в первую очередь, являются вечным памятником и благодарностью в искусстве тем, кто не вернулся с войны или вернулся, но не дожил уже до сегодняшнего дня. До года памяти и славы — года 75-летия Победы! Тем, кто воевал, разное количество времени провёл на фронте и разное количество гитлеровцев, но отправил к праотцам за то, что они покусились на нашу землю; тем, кто работал в тылу, как мой дед по линии отца. Тем, кто лечил солдат, вытаскивал их раненных с поля ещё не остывшего боя, который вот только что закончился или даже ещё идёт где-то. Враг столкнулся лицом к лицу с нашим народом. И теперь мы безмерно благодарны должны быть каждому из тех, кто ценой своей жизни и здоровья отвоевал для нас право на мирное небо над головой.

Мы должны всегда помнить, что война — это самое страшное, что может произойти в жизни человечества. Ницше говорил:"То, что нас не убивает — делает сильнее", и это на самом деле так. Неспроста люди, которые прошли через ужасы войны, стали на порядок сильнее и крепче следующих поколений, причем как физически, так и психологически. Они не хотели воевать, скажу я на вопрос, позже заданный поэтом Е.А. Евтушенко: "Хотят ли русские войны?". Не хотели, но враг пришёл на нашу землю, естественно, что люди не смогли поступить иначе. Именно поколение тех, кто выжил в страшные времена, смогло восстановить нашу великую страну, разрушенную буквально до основания. О том невозможно страшном времени, сделавшем людей того поколения сильнее, написано, спето, сыграно множество произведений, которые я вначале назвала памятниками. Это действительно так, пусть они будут памятниками всем погибшим и выжившим, ковавшим эту Победу. Будут предостережением тем, кто порой, занимаясь шапкозакидательством, накануне праздничных дат пишет на машинах или выкрикивает: "Можем повторить!". Нет, не можем, не надо, пожалуйста! "Лишь бы не было войны!" — не зря и не просто так молятся об этом люди того поколения и даже младше, те, кого теперь принято называть "Дети войны". К этому классу ("Дети войны") относится ещё одна моя бабушка, бывшая школьницей тогда, во время войны. Они учились, записывая уроки на остатках обоев, сшитых в самодельные тетрадки; вторые мои дед и бабушка работали на заводе в Новосибирске, ковали Победу в тылу, стали Героями соцтруда.

И пусть на примере таких памятников, как произведения искусства, посвященные ВОВ, мы в очередной раз убедимся в ценности и невозможной тяжести всего того, что вынесло то поколение, невольно ставшее солдатами Победы. Вечная благодарность им за это! Сейчас у нас этот бой идёт за ценности, за память о них.

Сегодня я постараюсь провести параллели между романом К.М. Симонова и экранизацией этого, одного из действительно бессмертных романов — фильмом режиссёра Александра Столпера. Он выступил в отношении этой картины как режиссёр и автор сценария, оператором её являлся Николай Олоновский. Также после перейдём от романа обратно к жизни — к уже упомянутому "Бессмертному полку".

Режиссёр Столпер, можно сказать, пожертвовал собой, сняв этот фильм, он сделал это потому, что не мог иначе, как те, кто шли добровольцами на фронт. Снял две серии, экранизировав две книги из этой великой трилогии К.М. Симонова. Премьера первой серии картины состоялась 22 февраля 1964 г. В 1967 г. А. Столпер снял продолжение фильма "Живые и мёртвые" — картину "Возмездие". Невыразимо жаль мне, что третью часть картины (третья книга из романа — "Последнее лето") снять А. Столпер не успел — помешала смерть. В общем можно сказать, что работа этого режиссёра представляет собой невероятно жестокую по советским меркам картину. Как и в книге К.М. Симонова, в его выразительной чёрно-белой ленте нет места ура-патриатизму и военной романтике. Также в "Живых и мёртвых" (и в романе, и в картине) нет главных и второстепенных героев. На военных дорогах действуют, встречаются множество персонажей. Но каждый из них — от генерала до рядового или даже сотрудника НКВД, от простого милиционера до водителя застрявшей машины — очень важен и играет свою, пусть даже маленькую роль в сюжете.

Война — это прежде всего хаос. Константин Симонов, как никто другой знал об этом, он прошел всю ВОВ, от начала и до конца в качестве военного корреспондента, поэтому Константин Михайлович общался со множеством людей и слышал такие истории, от которых у современного обывателя встали бы волосы дыбом. Роман написан по материалам записок К.М. Симонова, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Первая книга почти полностью соответствует личному дневнику автора, опубликованному под названием «100 суток войны».В этом романе К.М. Симонова столько слоёв и линий, столько всего сказано и заставляет задумываться, соглашаться или спорить, дискутировать с автором, что на первый взгляд кажется, что не читавшим его людям этого не передать. Лучше я посоветую вам его прочесть (а если уже читали, перечесть, не пожалеете! И я сама, думаю, что сделаю это — перечитаю роман, хотя читала уже дважды — в ближайшее время).

Есть литературные произведения и фильмы, которые не устареют никогда. Не знаю, почему, но мне запомнились из этого романа и фильма простые цитаты. Вслушайтесь в эти слова — например, слова солдата-танкиста в исполнении О.Ефремова в бессмертной экранизации романа. Танкист произнёс тогда Синцову: "Фамилия? Что, жаловаться хочешь? Зря! На моей фамилии вся Россия держится! Иванов. Запиши. Или так запомнишь?". Эту фразу: "На моей фамилии вся Россия держится" — не зря говорит герой Олега Ефремова в этой картине. Плативших смертью за смерть, солдатскими руками Ивановых и других простых советских людей (которые тогда не различали национальностей, узбек ты или украинец, национальность была одна —"советский человек"!), война уже поделила их всех на живых и мёртвых. Но не забытых. И помнить о них, вот уж действительно — "это нужно не мёртвым, это нужно живым". Главные роли Синцова и Серпилина сыграли Народные артисты СССР К. Лавров и А. Папанов. Когда-то Народный артист СССР Б.Ф. Андреев (биографическую книгу которого и о котором я недавно дочитала) писал о коллеге — актёре Б. Чиркове, исполнившем главную роль в фильме "Максим", что "если бы Народный артист СССР Борис Чирков сыграл только эту роль, то и тогда бы он вошёл в историю советского кино как замечательный актёр — такой силы и правды образ, образ живой на все времена, он создал..." Я пришла к той же мысли сама — если бы даже К. Ю. Лавров, а в особенности А.Д. Папанов больше ничего не сыграли в своей жизни, кроме ролей в экранизации этого романа, то и тогда бы этим актёрам можно было поставить вечные памятники. Такие же вечно живые, как многие произведения о войне и сами солдаты Победы.

Главным героем романа является такой же фронтовой корреспондент Иван Синцов, каким был и сам К.М. Симонов. В этом читается прямая параллель, что герой списан автором с себя самого. Так это или нет, на самом деле, никто никогда не узнает уже, хотя исследователи творчества, наверняка, будут утверждать это с разной степенью уверенности. Синцов проходит всё: сначала он ехал на фронт с другом, фотокорреспондентом, которого теряет в суматохе попадания под первый обстрел, в первый бой. Затем его друг оказывается совсем не таким хорошим, как он думал, когда уже, выбравшись из окружения, но пережив контузию и потеряв документы, которые остались у водителя Золотарёва, который потом выйдет к Серпилину, Иван Синцов пробирается пешком к Москве. И приходит в неё 16 октября, когда столица почти полностью, со всеми своими заводами, эвакуировалась. Изначально я помню эту дату неразберихи во время эвакуации Московских заводов именно по этому роману, а затем находила подтверждение реальности описанного в этом литературном произведении также в документальных произведениях о ВОВ разных авторов, в том числе и признанных военных, таких как маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза М.Е. Катуков. Иван Синцов проходит всю войну: сначала с Малининым, который поверил ему, несмотря на потерю документов, потом с тем же Золотарёвым они тащат раненную девушку-военврача по болотам. Они постоянно проходят рядом: Синцов и Серпилин, много раз за время, переданное в романе, пересекаются, даже если не знают этого, думают, что каждый погиб...

Одним из главных героев романа наравне с фронтовым корреспондентом Иваном Синцовым (в исполнении К.Ю. Лаврова в картине) является генерал Ф.Ф. Серпилин (в исполнении незабвенного, истинно Народного артиста СССР Анатолия Папанова, который сам в молодости прошёл всю войну), а его герой прошёл через тюрьму по несправедливому обвинению.

Фёдор Фёдорович как герой Гражданской войны хочет доказать своим примером, что со многими оставшимися в лагерях и тюрьмах, произошла такая же "нелепость". Обреченный на бой в немецком окружении, Серпилин не хочет отступать и даже думать об отступлении. В этот момент он говорит: "Умереть у всех на глазах я не боюсь. Я без вести пропасть не имею права..." — эта фраза звучит у меня в ушах именно в исполнении А.Д. Папанова, его незабываемым голосом. Образ Серпилина — собирательный. Говорят, что одним из прототипов его является полковник Семен Федорович Кутепов. Также, в какой-то степени одним из прототипов Серпилина можно считать Героя Советского союза, командующего армией А.В. Горбатова. И особую роль, на мой взгляд, в характеристике личности Серпилина — как и всей сути романа К.М. Симонова — играет тот факт, что писатель показал, что на войне были и предатели, и трусы. Вольно или невольно сравнивал автор сути людей, их характеры, разворачивающиеся на фоне войны. Таким образом они проявлялись, словно с помощью лакмусовой бумажки.

Одной из таких слабых духом личностей, трусом писатель сделал персонажа "бывшего полковника" Баранова, который снял свою форму, переоделся в обычную гимнастёрку без знаков различия, затем заставил своего водителя Золотарёва уничтожить машину, "случайно забыв" в ней свои полковничьи документы. И этот водитель, простой солдат, придя под начало к Серпилину, извинялся перед ним за то, что не напомнил своему начальнику о необходимости сохранить документы. Этот момент я помню по книге, такое сильное он произвёл тогда на меня впечатление. Такие события высвечивают людей на войне — таким образом писатель словно сам задаётся вопросом, как поступит каждый: переступит через себя потому, что трус, или сохранит лицо и останется человеком, как Серпилин? А Баранов после этого застрелился. Сделал он это не только страха, но и от понимания позора оттого, что в глазах такого человека, как Фёдор Фёдорович, он одним этим поступком унизил себя, и это грязное пятно уже не смыть ему никак (это происходит летом 1941 года). Продолжением этой сцены станет позже другая, когда Серпилин на какое-то время вернётся домой. Там будет происходить сцена с его женой и просящей его о встрече женой того самого "полковника" Баранова. И потому, что она случайно скажет Серпилину, что сын Баранова ушёл на фронт "мстить за отца", Фёдор Фёдорович не сможет рассказать ей, что Баранов проявил себя как трус и предатель (был готов сдастся в плен фашистам). Серпилин сказал женщине, что Баранов "пал смертью храбрых в ночном бою", чтобы именно это с его слов написала мать сыну. Потому как, за предателя сын должен был бы нести ответственность по-другому перед государством в той ситуации, тогда он мог бы оказаться тоже в застенках, а Серпилин, естественно, не допустил бы этого. Он сказал так, чтобы мальчишка смог идти с сильным чувством ненависти к врагу бить его, защищать нашу землю.

Вся эта сцена с Барановой происходит почти на глазах жены Серпилина (она в соседней комнате собирает ему чемодан перед очередной отправкой на фронт), уже в должности комбрига, перед наступлением советских войск под Москвой ноября-декабря 1941 г. Не менее сильный эффект произвели на меня и слова жены Серпилина, что я помню по книге, и очень хотела увидеть, как этот момент будет сыгран, когда впервые смотрела картину сразу после прочтения романа. Отвечая ей на вопрос, почему Фёдор Фёдорович не смог сказать Барановой правду о её муже-трусе, он произнёс: "Поставь себя на моё место, ты бы смогла?", на что она отвечает: "Мне незачем вставать на твоё место. Я и на своём немало видела". Но это не просто сыграно актрисой, а сказано в самом романе так, что сразу понимаешь, сколько всего пришлось пережить каждому человеку в реальности, из тех, кто стал прототипами героев романа. Наверное же, ведь и образ жены комбрига можно считать собирательным: сколько таких вот жён ждало и дождалось или не дождалось своих мужей, а сколько из них ушли на фронт, как жена Синцова? Вспомните сцену их встречи дома —те, кто читал роман.... Словом, К.М. Симонов простыми языковыми средствами добивается такого сильного, неизгладимого из памяти эффекта. И режиссёру А. Столперу удалось повторить это с помощью "сильной" экранизации.

Всё это все люди того поколения, прошедшие войну, делали для того, чтобы мы из сегодняшнего дня запомнили, что "...на войне, не бывает репетиций, когда можно сыграть сперва для пробы — не так, а потом так, как надо... на войне, нет черновиков, которые можно изорвать и переписать набело. Здесь все пишут кровью, все, от начала до конца, от аза и до последней точки..." (ещё одна цитата из романа "Живые и мёртвые" К.М. Симонова). И я лично прочувствовала на себе этот эффект, открыв первые страницы этой эпопеи или просмотрев первые полчаса экранного времени картины, получили прививку памяти. Я искренне надеюсь, что Вы, дорогой читатель, ознакомившись с этим материалом, посмотрите картину и/или прочтёте роман после этого. Если даже по каким-то причинам этого не произошло раньше. Ведь не просто так в этой картине снялась целая "краснознамёная дивизия" великих актёров. Кроме Лаврова, Папанова, Ефремова - это Евгений Самойлов, Борис Чирков, Римма Маркова, Владимир Высоцкий и многие другие. Михаил Ульянов в роли командующего армией Сергея Викторовича, Михаил Глузский в роли генерала Орлова, молодой Олег Табаков в роли особиста (особый отдел) Крутикова. В 1964 г. фильм "Живые и мёртвые" был удостоен наград на Международных кинофестивалях в Карловых Варах и в Акапулько.

Меня порадовали комментарии зрителей этой картины на сайте kino-teatr.ru, которые можно свести в один, полный восторга и прочувственности фильма (а я уверена, это означает, что и романа тоже): "Великий фильм. Каждый раз после просмотра хочется плакать. Один из лучших фильмов о войне. С талантливыми актерами, снят по бессмертной книге Константина Симонова. Фильм на века. Помню его с детства. Плакал на фрагменте про сорокопятку капитана Гусева из-под Бреста. Думаю, что это показатель качества фильма, но даже в детстве мальчишкой, из всех фильмов про войну, этот был самый любимый, хотя тогда, естественно, хотелось в войне больше "батальности" и "масштабности". А то, что в фильме нет музыки, заметили? Только звуки Жизни и Войны. Это - гениальное решение Столпера" (Кино-Театр.РУ)

https://www.kino-teatr.ru/kino...

Возможно, кто-то как потенциальный читатель романа или зритель, решающий для себя, стоит ли смотреть этот долгий, двухсерийный фильм, скажет, что это — произведения нудные, полные речей героев-коммунистов, а значит "идеологической нагрузки". Нет, эти слова и диалоги откровенны, вечны и доподлинно живы. В 1960-е годы, когда следы войны были ещё столь очевидны, а раны, нанесённые ею, и физические и моральные, всё ещё ныли, этот фильм принёс в себе попытку ответа на те вопросы. Надеюсь, что они — эти вопросы — животрепещущи и значимы для нас и сегодня. Вернее именно для того, чтобы показать, доказать Вам, читатель, что это так для меня, и пишу я этот материал сейчас. И они отзовутся в ваших сердцах, дорогие читатели и зрители, хотя бы в эту минуту, когда вы закончите прочтение этого текста и решите для себя обязательно посмотреть картину, о которой столько сказано. А затем и прочесть внимательно роман, чтобы хотя бы представить, как это, один раз попытаться прочувствовать на себе, пережить внутри то, что описано в этом романе и многих других произведениях о войне. Задуматься, вспомнить о том, что авторы писали о реальных людях, среди которых были и те, кто позже стал знаменитыми актёрами — например, А. Папанов, Ю. Никулин, А. Смирнов, В. Басов, В. Этуш, В. Гуляев, Н. Гринько (будущий "папа" Электроника из другого замечательного — детского — фильма), Р. Зелёная и другие. Например, мало кто знает, что актёр Владимир Гуляев (из прекрасных картин "Весна на Заречной улице" и "Бриллиантовая рука") во время Великой Отечественной войны был ассом Витебского штурмового авиаполка орденов Кутузова и Суворова, и гитлеровцы давали большую награду за его голову. И позже он написал две повести о своих однополчанах-лётчиках и всю жизнь потом мечтал вернуться в небо. Но возможность такая представилась лишь на съёмках "Бриллиантовой руки" — это он "милиционер Володя" выслеживает контрабандистов, зависая над лесной дорогой на вертолёте.

И мне понятно, почему они так хотели высказаться на тему войны — и фронтовой корреспондент Симонов и лётчик Гуляев. Хотя принято считать, что обычно фронтовики с неохотой рассказывают о войне, потому что такое до сих пор больно вспоминать. Они все понимали, что об этом нужно говорить. Чтобы не забывали. Вернее чтобы помнили. Чтобы память о тех годах и тех миллионах отданных жизней во имя Победы над фашизмом впечаталась в нас этой кровью, отзывалась каждый раз болью при прочтении нескольких строчек о войне, узнавании о ещё одном герое, просмотре ещё одного фильма о том времени. Чтобы всё это не повторилось. Никогда.

Они пережили всё это и уже потом — несмотря не на что — стали замечательными актёрами и даже писателями, а также миллионы ветеранов избрали для себя другие, разнообразные мирные профессии. И цену эту заплатили за то, чтобы мы жили сегодня, миллионы других обычных людей, ставших героями или безвестно погибших на полях сражения на территории той огромной страны, которой уже нет на карте. Или за города Европы, которые уберегли от разрушения фашистами именно ценой тех тысяч жизней солдат, которые очень хотели дойти до Берлина. Погибали, но себя не жалели. Или выжили и вернулись с ранениями, но состоялись, нашли себя после войны в других замечательных профессиях. Каждый из них бесконечно ценен. И мы должны быть благодарны. Низкий им поклон за то, что они все принесли нам Победу, подарили чистое небо над головой.

Друзья, в этот год 75-летней годовщины Великой Победы я от всей души советую вам прочитать трилогию Константина Симонова "Живые и мертвые". И этот фильм нужно смотреть, чтобы сейчас, когда следы войны стираются, мы помнили, как всё было на самом деле, кто победил и какой ценой. Помнили и не лгали, в первую очередь, сами себе. И для этого, во имя этой же цели люди нашего с вами поколения прочтут роман, посмотрят этот фильм, купят гвоздики и подарят их ветерану, живущему в одном подъезде с ними, или положат эти цветы к Вечному Огню, либо к памятнику Героям той войны. Выберут самый праздничный наряд и с портретом — словно с самим дедом или прадедом в обнимку —выйду, чтобы пройти в Бессмертном полку (я пишу это без кавычек здесь потому, что он перестал быть просто "акцией", я очень рада, что пришло ко многим понимание, что Бессмертный полк - это так, в прямом смысле. Пусть они будут бессмертны, будут всегда с нами рядом). Я надеюсь, что все обязательно выйдут. Когда бы он не прошёл, он будет. Это нужно для того, чтобы никто и никогда не забыл "о сорок первом страшном и героическом годе" (снова строчка из романа и подзаголовок первой серии фильма "Живые и мёртвые") и каждом дне, остававшемся тогда до Дня Великой Победы. Я очень надеюсь и верю, что человечество никогда больше не столкнется с теми ужасами, что пережили наши предки более 70 лет назад. Вечная память всем, кто погиб за Родину! Берегите себя и своих близких...

Кутузова У., июль 2020 г.

P.S. 26 июля должен был состояться Бессмертный Полк. Его отменили из-за карантина. Но мы отмечаем и не забываем. Н.К.

Тайный дворец Навального. Расследование

В ответ на последнее (надеюсь, во всех смыслах) «расследование» Навального и его глупых миньонов, в котором они пытаются выдавать пансионат в Геленджике за «дворец Путина», я п...

О дезинформации Навального о якобы дворце Путина

Сегодняшняя дезинформация Навального о якобы дворце Путина подготовлена при поддержке иностранных спецслужб с целью создания очередной турбулентности в нашем обществе. Очередное видео от Наваль...

Веселые истории о нас №322

Завтра, 21.01.2021 после 12:00,будет статья "Элита Конта-2020". ...