К 100-летию Театра Вахтангова Ч.2

0 853

Незабываемые впечатления от спектакля «Евгений Онегин» Театра им. Е.Б. Вахтангова в Ульяновске

23 апреля в историческом здании Ульяновского областного драматического театра им. И. А. Гончарова «давали» постановку «Евгений Онегин», билеты были куплены нами почти за месяц. И мы с родителями отправились туда в предвкушении хорошего вечера. Предвкушение это было основано на том, что большие столичные театры попадают в наш город очень редко. И вдруг мы узнаем, что с 21 по 25 апреля в рамках проекта «Большие гастроли» в Ульяновске сразу 5 спектаклей сыграют артисты Театра им. Вахтангова ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Анна Каренина", "Наш класс", "Крик лангусты"). Поскольку я с глубоким уважением отношусь к театральному искусству вообще и вкладу в него Театра им. Вахтангова, никак не могла бы пропустить возможность посетить одну из постановок. Попытаюсь раскрыть свои впечатления об этом спектакле по роману А.С. Пушкина и выступлении знаменитых артистов.

Идея, литературная композиция и постановка спектакля «Евгений Онегин» принадлежат Римасу Туминасу, которому за этот спектакль хочется в особенности долго аплодировать стоя. Этим спектаклем открылись Большие гастроли вахтанговцев в Ульяновске, посвящённые 100-летию Театра Вахтангова. При подготовке к показу специалистами монтажа декораций, светового и звукового оборудования была проделана, безусловно, огромная работа. Как мы поняли на примере этого спектакля, в Вахтанговском театре нет понятия «гастрольный облегчённый вариант» спектакля (под чем обычно подразумеваются более простые декорации, уменьшение количества прожекторов, микрофонов и колонок, и соответственно, снижение качества сценического освещения и звука). Значит, благодаря профессиональной работе не только артистов, но и работников сцены зрители на гастролях видят спектакли в точности такими, как они идут в Москве на Арбате.

Особого восторженного упоминания заслуживает музыкальное оформление спектакля. Мелодия для спектакля Театра им. Вахтангова – это не просто фон. Она играет свою немалую роль, как и актёры. Как мне стало известно из материала «РИА Новости» 2013 г. «Музыку для спектакля написал композитор Фаустас Латенас, которого Туминас открыл для Москвы и который очень востребован в столичных театрах. «Моя задача и моя цель здесь была — быть добросовестным переписчиком нот Шостаковича и Чайковского. Добросовестно и с любовью сделать то, что подходит к решению Туминаса», — признался тогда журналистам композитор.

Теперь я знаю это имя – Фаустас Латенас (16 мая 1956 – 3 ноября 2020) – литовский композитор, театральный менеджер, политик и дипломат. Он сочинял в основном эпизодическую музыку, а также партитуры для фильмов и телевидения. Теперь известно, что композитор в 64 года скоропостижно скончался… Его музыка (скрипка и виолончель) в этом спектакле шедевральна, и она будет продолжать жить в спектаклях одного из великих театров нашей страны. И ещё многие и многие люди будут смотреть эту постановку и восхищаться вечно живым и дышащим пушкинским текстом, великолепной игрой артистов и этой прекрасной музыкой.

В спектакле задействовано очень много артистов сразу. Я бы разделила их на два типа: артисты «серебряного» возраста и очень высокого уровня таланта и наработанного мастерства – это Людмила Максакова, Алексей Кузнецов, Ирина Купченко, Алексей Гуськов. И артисты молодого поколения, среди которых исполнители главных ролей: Виктор Добронравов (Онегин), Ольга Лерман (Татьяна Ларина), Ленский (Николай Романовский), Мария Волкова (Ольга Ларина), и очень большая массовка в небольших ролях того общества сверстников, которые бывали в гостях у Лариных, и девушек, пытавшихся понравиться Евгению.

Я знаю, что у этого спектакля по обыкновению есть два «состава» артистов, в особенности исполнителей главных ролей. Роль "постаревшего" Онегина и образ автора исполняет не только Алексей Гуськов, но и Сергей Маковецкий. Молодым Онегин предстаёт в исполнении не только Виктора Добронравова, но и актёра Леонида Бичевина. В образ Татьяны Лариной вживается не только Ольга Лерман, но и Евгения Крегжде. Но… для меня лично теперь именно Алексей Гуськов, Виктор Добронравов, Ольга Лерман в этих ролях останутся особенными. Еще во время спектакля, следя за действием, я поймала себя на такой мысли, что нет, теперь никого другого в этих ролях представить не смогу. Этим артистам мне и сейчас, спустя время после посещения этого спектакля, хочется крикнуть «браво!» ещё раз, для чего я и пишу сейчас эту статью.

А. Гуськов в образе Е. Онегина

И всё же об этих исполнителях главных ролей хочется сказать ещё отдельно. Алексей Гуськов – не «постаревший» Онегин. Мне хочется взять это слово в кавычки, именно говоря об этом артисте. Алексей Геннадьевич поразил меня, от него невозможно было оторвать взгляд. Истинный артист, которому огромного таланта, харизмы и мужского обаяния не занимать.

Виктор Добронравов- молодой Онегин, такой импозантный, любимец молоденькие девушек - безусловно перевоплотился и выдавал холодность настоящего Онегина. Наверное, особой задумкой Римаса Туминаса для этого спектакля является то, что на сцене действуют сразу два Онегина. 

А. Гуськов и В. Добронравов в образе Е. Онегина

Однако, по ходу действа зритель понимает, зачем, по какой причине и с какой целью была предпринята такая хитрость. Молодой подвеса и уже умный, красивый, взрослый, думающий по-другому человек противопоставляются друг другу, но черты этих личностей сочетаются в каждом из нас до конца жизни. Каждый проходит в своей судьбе эти этапы. С возрастом и мир воспринимается иначе. Так и Онегин со временем понял, как он был слеп и глух в тот момент, когда не увидел и не оценил в Татьяне глубину чувств и огромное внутреннее содержание её личности. Актрису Ольгу Лерман я уже видела в кино в различных ролях. Но здесь она раскрылась, мне кажется, по-особенному. Наверно, у многих из нас в жизни была когда-то несчастливая любовь, тогда мы узнаем в Татьяне в тот момент самих себя. Возможно, и у этой актрисы было так в жизни?

Свои особые места в хитросплетении этой постановки мастерски заняли артисты «серебряного» возраста и очень высокого уровня таланта – это Людмила Максакова, Алексей Кузнецов, Ирина Купченко. И в сцене полилога двух Онегиных и Татьяны я вдруг ловлю себя на мысли, что ещё одна «звезда» - Людмила Васильевна Максакова – всю эту довольно долгую сцену лежит бездыханная на столе... Она в этом спектакле - моё потрясение наравне с Алексеем Гуськовым. Она исполнила прекрасно сразу три роли: балетмейстер с большим количеством текста на французском языке и прекрасно исполненными танцевальными па и поддержками с партнёром; няня Татьяны, которая как раз и умирает почти в конце спектакля, и даже образ Смерти, уводившей за собой отца семейства Лариных (артист Алексей Кузнецов) ещё в начале постановки. 

Л. Максакова в образе балетмейстера

А такая звезда как Ирина Петровна Купченко приехала специально, чтобы в этой постановке как отдельную историю рассказать сон Татьяны (о медведе, помните?) – является ещё одним украшением спектакля.

Не меньшего внимания заслуживают и артисты в небольших ролях и массовка молодых персонажей в этом произведении театрального искусства. Это те девушки, которые хотели понравиться Онегину, в довольно объемных сценах они танцуют под руководством Людмилы Максаковой, а затем во втором акте они же показывают, как символично прощаются с молодостью: сначала летали на качелях вместе с Татьяной Лариной, а затем прощаются с девической косой, сменив её на «взрослую» причёску замужней дамы. Их примеру следует и Татьяна. 

Полет О. Лерман в образе Т. Лариной

К этим артистам в небольших, но не менее значимых образах в романе можно отнести и родителей Лариных, которые замечательно показали патриархальный уклад семьи и взаимоотношения с дочерями.

Семья Лариных (отца играет Алексей Кузнецов, Заслуженный артист РСФСР)

К этому же типу относится и яркий поэтический юноша Владимир Ленский (актёр Николай Романовский), раскрывающийся и в отношениях с Ольгой Лариной, и в момент внезапной, такой несправедливой гибели на дуэли. С актрисой Марией Волковой в роли Ольги они почти без слов, но от этого не менее ярко смогли показать солнечность зарождающегося первого чувства. Рядом с Владимиром Ольга всё время улыбалась, пела и играла на аккордеоне. И в этот момент, так глупо приревновав Онегина, пригласившего Ольгу на танец в доме Лариных, Владимир Ленский погибает от пули друга. Эта сцена так красноречива в спектакле: как Ленский оказывается беззащитным (без рубашки), как хладнокровно целится и стреляет в него Онегин, как отражаются в этот момент на лице Владимира мысли, когда он, наконец, понимает, что: «Вот одна пуля, и всё, тебя больше нет в этой жизни!», как его хладный труп увозят со сцены на санках. У женской половины зрительного зала сердца разрываются от боли сначала в этот момент гибели Ленского, а затем при наблюдении за тем, как рыдает, узнав о гибели возлюбленного, Ольга Ларина. 

Её быстро выдают замуж за нелюбимого (знаково в этот момент у неё отбирают аккордеон, что символизирует окончание романтической молодости, наступление другой жизни для неё, в которой она больше никогда не будет в доме, где выросла, а вынуждена будет провести остаток дней своих рядом с нелюбимым). 

И после гибели Ленского, когда Ольга отдана замуж, принимает то же решение для себя и Татьяна – выйти замуж за нелюбимого. Она решается на этот шаг, чтобы только забыть своё чувство к Евгению, который так пренебрег её, холодно сказав: «Учитесь властвовать собою!».

А. Гуськов в образе Е. Онегина и О. Лерман в образе Т. Лариной

И массовка сыграла свою роль в сцене долгой заснеженной дороги Лариных с той самой красноречивой музыкой Фаустаса Латенаса. Герои направляются в Москву к тёте Татьяны и на свадебные смотрины для того, чтобы выдать Татьяну и других девушек замуж за князей позажиточнее.И вот Татьяна (великолепная в этой роли Ольга Лерман) – уже жена престарелого князя, так мило и по-детски сама ест варенье ложкой прямо из банки, чтобы вспомнить детство, и кормит им своего мужа-князя. 

О. Лерман в образе Т. Лариной с мужем

И с этого момента она хорошо научается играть свою роль холодной замужней дамы, если личность романтичной девушки оказалась никому не нужна. И когда приходит к ней Евгений со своим поздним признанием, то его, а вернее их, двух Онегиных вместе, она принимает также холодно. Здесь им она признается, что да, всё также любит Евгения, но произносит своё знаменитое: «…но я другому отдана и буду век ему верна…». Безусловно, особенный является ещё один приём - диалог тех самых двух Онегиных и Татьяны в таком финале. В этот момент зрители в зале снова сходятся во мнении: «это апогей, вершина горы, космос и бесконечность» нашей жизни.

В единой картине постановки сплетаются строки великого поэта А.С. Пушкина и потрясающая игра актёров, даривших нам всю палитру эмоций. Очень порадовала сохранённая режиссером и артистами живость Пушкинского текста, знакомого со школьной скамьи. Мы с мамой многие места наизусть произносили не за артистами, а до них, словно "подсказывая" текст. И я видела, что Алексей Геннадьевич также "про себя" произносил текст за коллег по сцене.

Тем самым профессионалами высочайшего класса была незаметно для нас создана осязаемая атмосфера чего-то большого, чистого и сокровенного, чем делились с нами артисты – восхищения от чуда любви. Первой любви для Татьяны и любви, которой пренебрег циничный, холодный Евгений, но позже горько пожалел об этом.

Судя по отзывам, ульяновская публика была единодушна в восторге от спектакля. Его называют: «Один вечер длиною в целую жизнь. Три часа в другом измерении. Спектакль Театра им. Вахтангова «Евгений Онегин» - это бриллиант театрального искусства!». И с этим восхищенным мнением мне теперь трудно не согласиться.

И наверное, только в нашем городе для того, чтобы поприветствовать таких артистов, преподнести им букеты после «поклонов» вышли сразу два губернатора: бывший губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и нынешний врио губернатора региона Алексей Русских. Хочется надеяться, что такой момент был столь же приятным и запоминающимся для артистов, как и горячие овации ульяновской публики. Хочется с благодарностью мысленно крикнуть прекрасным артистам этого театра: «Приезжайте к нам ещё!».


                                                                                                    Ульяна Кутузова

О дефективных менеджерах на примере Куева

Кто о чём, а Роджерс – о дефективных менеджерах. Но сначала… Я не особо фанат бокса (вернее, совсем не фанат). Но даже моих скромных знаний достаточно, чтобы считать, что чемпионств...

"Все кончено": Вашингтон направил сигнал в Москву. Украины больше не будет

Решением выделить финансовую помощь Украине Вашингтон дал понять, что отношения с Москвой мертвы, заявил бывший советник Пентагона полковник Дуглас Макгрегор в интервью Youtube-каналу Judging Freedom....