Как «доктор Смерть» взялась за «советско-украинский характер»

0 548

К спичу украинского и.о. министра здравоохранения во Львове

Когда-то, на заре своей политической карьеры, будущий президент США Рональд Рейган заметил, что «правительство как грудной младенец: чудовищный аппетит на одном конце и полная безответственность на другом». Этот диагноз сорокового президента Штатов в полной мере подтвердился в Украине.

Пришедшие к власти зимой 2014 года националисты (или притворяющиеся ими) прекрасно понимали, что уровень их интеллекта и политического опыта не позволит им самостоятельно управлять государством. Хотя это и не предполагалось: внешние кураторы из США, с fuck’ами на мнение Евросоюза, протаскивали в премьеры Арсения Яценюка. А что касается остальных министров и председателей, то в отношении них была использована формула бессмертного сына турецкоподданного: «Запад нам поможет». В результате экономикой страны стал управлять литовец Айварас Абромявичус, здравоохранением — грузин Сандро Квиташвили, МВД — грузинка Эка Згуладзе (как замминистра), железными дорогами — поляк Войцех Балчун, почтой — американец Игорь Смелянский, полицией — грузинка Хатия Деконаидзе, финансами — американка Натали Яресько. И так далее…

Большинство из персон правительства Яценюка уже разбежалось из Украины. У них все хорошо. И все «по Рейгану»: с одной стороны «варяги из Кабмина» удовлетворили свой аппетит, и Абромявичус спокойно пьет в Париже кофе с Экой Згуладзе, а Яресько надзирает за финансами в целом Пуэрто-Рико, наслаждаясь теплом и пляжами Сан Хуана.

Ну, а где экономика Украины? Ну-у-у, там, на «другом конце» рейгановского младенца.

Однако практика использования иностранцев в украинском кабинете министров никуда не делась. Пришла новая генерация, наиболее ярким представителем которой является американка и исполняющая обязанности украинского министра здравоохранения Ульяна Супрун, которая большинству населения Украины известна под ласковой кличкой «доктор Смерть». К чему ведут две концепции управления медицинской сферой, проталкиваемые Супрун (реформа финансирования системы здравоохранения и развитие системы общественного здоровья) — это тема отдельного разговора. Сейчас — об общем отношении «доктора Смерть» к тем, на страже здоровья которых она призвана стоять.

С одной стороны, Ульяна просто комична. С ее регулярными советами «что надо делать, чтобы быть здоровыми и богатыми». Оказывается все вульгарно просто: можно мочить пробу Манту (совет от 25.02.2018), не бояться сквозняков (5.04), не бояться антибиотиков в мясе (24.05), не пить алкоголь в жару (20.06), мыть руки перед едой (21.08), перевозить пациентов, еще живых, ногами вперед (20.09). И так далее…

Всего за последние полгода Супрун порадовала украинцев как минимум 59-ю подобными откровениями. Профессионалы матерятся, некоторые люди верят, остальные смеются. А премьер-министр Гройсман успокаивает: мол, Супрун эффективно работает, медицинская реформа реализуется, а что касается ее советов по здоровому образу жизни в социальных сетях, то они никому не мешают.

Ну, насчет эффективности — это отдельная тема. Но существует и другая проблема. Привлеченный специалист должен, и даже обязан, знать, уважать и понимать население страны, в которой работает. Если это, конечно, специалист, привлеченный в суверенную страну, а не сотрудник колониальной администрации — в таком случае проблемы индейцев шерифа не волнуют.

А теперь посмотрим на доктора Ульяну «Смерть» Супрун. 15 сентября она выступила перед выпускниками Украинского католического университета во Львове, где и дала свою «мессианскую» оценку, если не большинству из нас, украинцев, то нашему украинскому миропониманию. И какую оценку!!!

Она свысока заметила: «Я была воспитана в западной этической системе, которая в Украине во многом присутствует только лексически — не культурно и не с нашим поведением». А потом, с этой недосягаемой сияющей вершины американской этической системы, перешла к оценке украинских аборигенов. И оценка базировалась только на одном примере: ответам русских и американцев на вопрос: должен ли врач скрывать от больного, что тот болен раком, дабы не усилить его страдания. Этот вопрос был задан советским, а затем американским психологом и математиком Владимиром Лефевром и адресовался американцам и эмигрантам из СССР (тогда их всех называли «русскими»). Исследования проводилось в конце 80-х годов.

Супрун сообщила львовским католикам, что «89% эмигрантов из СССР ответили «да» — такой же ответ дали только 8% коренных американцев. То есть для выходцев из СССР компромисс со злом ради добра — это добро, в то же время для американцев компромисс со злом ради добра — это зло». Ну что же, интересный материал, который позволил Лефевру написать книгу «Алгебра совести» («Algebra of Conscience») и занять достойное место в рядах американских психологов. Но Владимир Александрович, исследуя природу «полюсов добра и зла», признавал, что у каждого из них есть полезности, причем полезность негативного полюса может быть больше полезности позитивного.

Но объективность — это не для Супрун. Эта носительница «западной этической системы» безапелляционно заявила: «Для меня это ключевой идентификатор людей советской ментальности: это определенная ценностная шизофрения, когда в твоем мировоззрении нет никаких констант и все всегда можно оправдать».

Интересно, эта дамочка понимает, о чем пишет? И речь даже не о «Совьетах»: для кого-то СССР — это «совок», а для кого-то — лучшая в мире медицинская система Семашко и образовательная от Луначарского. Плюс хоть и бедное, но социально ориентированное государство.

Но знает ли Ульяна о цивилизационных и этнических различиях? О географическом детерминизме в культуре и даже в ментальности? Об аксиологических различиях обществ? Что в истории одних народов высшей ценностью была жизнь, а у других — достойная смерть? Что в поведенческой модели одних народов принято «тянуть до конца» престарелых родителей, а у других — сдавать их в хосписы, пусть на чистую, но тоскливую смерть? Что желание уменьшить страдания у смертельно больных — это не зло, а исторически сформировавшиеся чувство долга? Я, например, до последнего выхаживал своего отца… И я что — был неправ? Ведь это историко-поведенческая традиция, это «душа нации». Но, как оказывается, это была просто «определенная ценностная шизофрения».

Понимает ли Супрун, что при исследовании исторической психологии оперировать понятиями «добро» и «зло» нельзя? Иначе появятся народы — «воплощение добра» и народы — «носители зла». И что тогда? Расстрельную команду — в студию?

Да все она прекрасно понимает! И в этом спектакле играет очень непрезентабельную роль шакала Табаки у ноги тигра Шер-Хана. Который из-под ног патрона визжал: «Смерть лягушонку — Маугли!». Потому что она призывала в своей львовской речи католических выпускников: «Не делайте компромиссы!», «Будьте конфликтным, сложным, неустойчивым или тяжелым человеком». А в условиях страны, охваченной экономическим обвалом, гражданско-социальным конфликтом и накатывающим межконфессиональным противостоянием — это именно призыв к эскалации противостояния. Когда стороны не пожелают слышать друг друга, потому что когда-то сама Ульяна Супрун сказала, что «никаких компромиссов!».

По оценкам многих экспертов, «здравоохранительная деятельность» доктора «Смерть» Супрун ведет к физическому уничтожению большей части украинского населения. Уничтожению «тела нации». А ныне эта американка, ученица украинско-католической школы «Непорочное зачатие» и экс-ассистент клинического профессора патологии медицинской школы «Маунт Синай» (однако — небогат научный груз), не особо церемонясь, взялась за уничтожение национальной души.

Марьян Сидорив, Киев, ИА REGNUM

Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...