Сколько слов уже было написано про то, как русинскую идентичность запретили после присоединения Подкарпатской Руси к УССР. Русинов угнетали из-за того, что они никак не вписывались в коммунистический и бандеровский бред про «украинцев за Карпатами». Известно, что под страхом уголовного преследования русинское население объявили украинцами. Кто-то поддался пропаганде и административному ресурсу, кто-то сохранял тайную принадлежность к русинскому народу и был таким себе «крипторусином» всю советскую эпоху.
Такие вот «крипторусины», скрывающие своё происхождение, существуют и сегодня. Поют с рукой возле сердца украинские песни, иногда бьют себя кулаками в грудь, доказывая, что они-то настоящие украинские националисты. Копнёшь глубже – окажется, что по происхождению человек этнический русин, а то и вовсе великоросс из России, чьи родители приехали в Закарпатье после войны (что не мешает таким людям занимать высокопоставленные посты в Администрации города Ужгорода и области).
Как бы то ни было, но русинское движение после краха Советского Союза предложило населению Закарпатья идентификационную модель, при которой вспоминалось и традиционное для автохтонных русинов русофильство и другие идеологические компоненты, свойственные русинам межвоенного периода. Из-за этого власти натравили на активистов бандеровцев и янычар русинского происхождения, уже люто ненавидевших своих же одноплеменников.
Курс на построение моноэтнического государства в 90-е не мог допускать существование на самом западе страны некоего пророссийского анклава «без украинства». Людей, которые вспомнили свое историческое прошлое, язык и культуру начали потихоньку репрессировать и придумывать «Планы мероприятий по решению вопроса «русинов украинцев…», где ставилась цель государственная украинизация Закарпатья. Но каждое действие рождает противодействие. Установление этнократического режима на Украине способствовало этнической мобилизации не только русского и русскоязычного населения Крыма, Донбасса, но и русинского движения.
Русинская этническая мобилизация сегодня идёт двумя параллельными путями. С одной стороны, происходит утверждение и построение общего менталитета жителей Закарпатской области снизу, когда национальная общность сама сплачивается за счёт единых исторических, языковых, идеологических и культурных признаков. С другой стороны, русинское движение постоянной пропагандой усиливает этническую консолидацию и пытается решать политические вопросы. С каждым годам эта мобилизация всё усиливается.
Русинское национальное сплочение сегодня имеет стихийную форму выражения, как цикличное противопоставление украинскому влиянию, навязыванию русинам неродного самосознания. Не желая растворяться в украинской этнической среде, русины сплачиваются. Этническая мобилизация, стремление к самовыражению своего народа, дружба с Россией, выработка этапов идеологии государственности – вот к чему стремятся русины сегодня. Чтобы не исчезнуть и не ассимилироваться, не потерять основные признаки своего народа.
Григорий Миронов
Оценили 19 человек
20 кармы