Да, к сожалению, это геноцидом никогда не признают - русские же...

50 2643

Вчера и сегодня в СМИ выходят памятные материалы, посвященные 30-летию событиям в Баку.

Армяне вспоминают своих, азербайджанцы – своих. Русскоязычные СМИ пишут и говорят и о тех, и о других.

О русских, разумеется, не вспоминает почти никто.

За прошедшие 30 лет память титульных этносов из бывших союзных республик о событиях рубежа 1980-1990-х гг. была должным образом мифологизирована, систематизирована, кодифицирована и превращена в важнейший элемент современного национального самосознания, вне зависимости от того, идет речь о трагедии или о триумфе.

Ничего не запомнил, не записал, не систематизировал и не осмыслил только один народ – тот, который после 1991-го так и остался без своего государства, без своей элиты, без своих СМИ, без своей полноценной интеллигенции.

А между тем катастрофа 1980-1990-х годов затронула его, пожалуй, в наибольшей степени, но отпечаталась при этом, по большому счету, лишь в хрупкой семейной памяти.

Уйдут ее носители – уйдет и сама эта память.

Напоследок проиллюстрирую эту семейную память одним из ее фрагментов, как раз с отсылом к событиям «Черного января», расстрелу безоружных бакинских «борцов за свободу и демократию» и т.п.

Историю мне рассказал несколько лет назад один мой университетский приятель, совершенно толерантнейший человек (не чета мне), когда у нас с ним зашел разговор о судьбе русских в Азербайджане.

Приятель неожиданно для меня вспомнил о своем школьном друге, который в совсем юном (детсадовском) возрасте вместе со своей семьей бежал из Азербайджана, а потом неоднократно слушал из уст матери рассказ об обстоятельствах этого побега.

Дело было в 1990 г., видимо, как раз уже после «Черного января» и капитуляции центра. Мать того паренька возвращалась в Баку из пригорода, ехали в обычном советском рейсовом автобусе. На въезде в город автобус был остановлен вооруженными людьми, которые потребовали от всех пассажиров предъявить свои паспорта.

Все, у кого в паспорте была записана русская национальность, а таких набралось 5 человек, были выведены с вещами из автобуса и тут же на глазах у остальных пассажиров расстреляны.

После этого автобус, как ни в чем ни бывало, тронулся и продолжил движение по маршруту.

Ту несчастную женщину спасло то, что она была записана в паспорте как «украинка».

Бросив всё, она кинулась домой – к мужу и малолетнему сыну, в документах которых как раз значилась та самая расстрельная национальность. В тот же день собрали нехитрый скарб, договорились через соседей о продаже за копейки квартиры и имущества и покинули Азербайджан навсегда, уехали с маленьким ребенком в полную неизвестность – из чуждого и враждебного им государства в государство глубоко безразличное к ним.

И таких историй, передаваемых по каналам семейной памяти нашими беженцами с Кавказа и Средней Азии, сотни и сотни тысяч – одна тяжелее другой.

Скольких людей убила та вооруженная группа только в тот день и только на этом маршруте? Сколько русских квартир было брошено в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, затем в Чечне, Дагестане, Ингушетии?

Сколько безымянным могил оставил наш народ по всем необъятным краям бывшего Союза?

Мы не узнаем этого НИКОГДА.

Не выйдут серьезные сборники документов и воспоминаний, не будут на грантовые средства правозащитных организаций или государства проведены серьезные исследования.

Не появятся памятные даты. Никто никогда не задаст неприятные вопросы и не потребует ответы на них. А будет продолжаться только табу и маргинализация данной темы как в публичном медиа-пространстве, так и в научной среде.

Память, касающаяся миллионов наших соотечественников и, в конце концов, всех нас, так и останется полутайной для внутреннего семейного употребления, ну или, на худой конец, для ожесточенных комментаторских боев на яндекс-дзене.

Несчастный народ и несчастная судьба…

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Ну, а зачем вы до войны-то довели?

- Киевские студенты мёрзнут в институте! Это дети! Зима! Вы уничтожаете нашу энергетику, - звери вы, вот вы кто!- А давно они так мёрзнут?- С тех пор, как вы начали воевать.- То есть до...

Обсудить
  • Мда. Давно в 90 был сосед турок месхетинец. Иногда по пятницам выпивали вместе. Я еще удивлялся по чему он постоянно солдат из ближайшей части подкармливал, деньжат давал им. Рассказал как то мне сильно выпив со слезами и матом как уже с жизнью прощался и решал кого первыми убить жену или дочь, чтоб погромщикам не достались. Потому как рядом уже дома горели и народ кричал убиваемый (Ошская долина). И тут говорит колонна подошла БТРов с солдатами на броне, женщин и детей внутрь машин его с ружьем на броню к солдатам. Так и шли говорит до базы периодически постреливая и спасая уцелевших. Я говорит этих черножопых ненавижу. Смеюсь ты то тоже не снегурочка, а он в ответ я человек а не зверь грабить и резать не смогу. А солдат и офицеров русских люблю и уважаю. Вот такое блядство. А это меченая скотина до сих пор жива, что сказала"рад что союз развалился без большой крови".
  • Очень актуальные мысли высказаны в статье. Когда же мы станем народом, сберегающим себя и своих братьев и сестёр?
  • Что по поводу Ташкента 1969-го. Освещалось ли 20-летие этого события в 1989-м? Народ, вроде был при государстве и элите тогда?
  • Признавали ли геноцидом выселение терских станиц 18-21 гг. и творимые при этом чеченцами и ингушами бесчинства? Может это отношение растёт оттуда, из Союза?
  • Или кто-то покаялся за 60 лет по поводу "коренизации" запада и юго-запада России и культурного геноцида местного русского населения? Нет, как странно? Так в чем разница между "нынешними" и "тогдашними"?