Как нам поделить деньги

19 655

Началось все с того, что всех напугала Финляндия. Нет, на самом деле, конечно, все началось за пятьсот лет до этого — с «Утопии» Томаса Мора, но кто сейчас читает Мора? Так что начнем прямо с Финляндии.

В Финляндии в 2016 году затеяли эксперимент под названием «Безусловный базовый доход». Две тысячи малообеспеченных граждан стали получать от правительства ежемесячные переводы размером в 560 евро. От обычного социального пособия эти выплаты кое-чем отличались: от получателей не требовалось, чтобы они искали работу, и даже в случае найма пособие за ними сохранялось. Оно сохранялось вообще независимо ни от чего, что и отражено в названии.

Прослышав об этом эксперименте, доморощенные экономисты всего мира (включая в первую очередь саму Финляндию) не на шутку всполошились. Это же коммунизм какой-то, плевок в лицо общественной морали. Как это так: не работает, но ест? Каков воспитательный смысл проекта, если правительство ни к чему не принуждает получателей? Недоумение обывателей было столь сильным, что в конце апреля этого года двадцатимиллионный проект был закрыт.

Сложности дележки

А с чего, собственно, они так переполошились? Когда общество начинает делить деньги или то, что на них можно купить, самое первое, что приходит в голову — поделить все поровну. Человечество додумалось до этого на заре существования. Правда, чуть позже обнаружилось, что одни работают больше других, и если их за это наградить — глядишь, и остальные подтянутся. Тем, кто работает хуже, пусть достается поменьше. Кто не работает — таким ничего. Постепенно они покроются гнойными язвами и станут живым уроком для остальных.

Сразу можно заметить плюсы и минусы такой модели. Плюс — стимулирование общественно-полезного труда. Минус — приходится каждый день смотреть на этих, которые с язвами.

Но плюс ведь перевешивает, разве нет? До поры до времени перевешивал. Собственно, он перевешивал до тех пор, пока были верны два постулата. Первый постулат: общество, где работают все, счастливее и богаче того, в котором кто-то ленится. Второй постулат: все, что делает человек ради заработка, полезно для общества.

В первой половине ХХ века вдруг выяснилось, что второй постулат неверен: человеческое желание отхватить побольше, то есть стихия рынка, не справляется с функциями универсального регулятора. А потом зашатался и первый постулат: оказалось, что экономике вообще не нужно столько людей, сколько их живет на планете, и с каждым днем будет требоваться все меньше и меньше. Тех, кто хочет подробностей о том, как роботы вытесняют людей с рабочих мест, отсылаем к нашему циклу о роботизации, инспирированному грядущей выставкой ИННОПРОМ-2018. Ясно ведь, что именно этого человечеству всегда и хотелось: всю работу делают роботы, а нам останется сочинять прекрасные стихи или музыку. Так зачем экономически стимулировать людей вкалывать на заводе или торговать, если сама логика технологического прогресса подталкивает их к высоким сферам чистого творчества?

Таким образом, плюсы модели «каждому по труду» оказались под вопросом, тогда как минусы никуда не делись: видеть вокруг себя отвратительную нищету и голодные смерти никому не по душе. Тогда человечество выработало компромисс под названием «система социального обеспечения». Суть в том, что государство слегка перераспределяет достаток в пользу самых никчемных, причем следит, чтобы эти лентяи не тратились на чепуху, а только на разумные надобности, вроде образования, здравоохранения или еды. Чтобы такая система нормально работала, требуется много-премного чиновников. Справляются ли они с задачей? Посмотрите вокруг и сами ответьте на этот вопрос.

А между тем уже довольно давно найдено и другое решение. Оно называется «безусловный базовый доход» (ББД). Это означает вот что: часть богатства, произведенного экономикой, просто делится поровну, чтобы каждый мог удовлетворить свои базовые потребности. Для удовлетворения более возвышенных потребностей — например, потребности в яхте — придется потрудиться, так что среди меньшинства самых настырных стимулирование сохраняется. А поскольку базовые потребности у всех примерно одинаковы, никому не придется следить, достаточно ли ты беден, чтобы претендовать на эту сумму. Логично же, правда?

Опыты над людьми

Одним из первых это предложил Томас Мор в своей «Утопии». И хотя со времен Томаса Мора прошло 500 лет, до практической проверки его идеи руки дошли, как ни странно, совсем недавно. Одна из первых попыток была предпринята в Канаде, в затерянном среди прерий городке Дофин, в 1970-х. В течение четырех лет каждый нуждающийся гражданин получал от правительства ежемесячный чек — в современных ценах около 19 тысяч канадских долларов в год. Социологи тем временем смотрели, к чему это приведет. Фиксировали уровень питания, состояние здоровья, образование, занятость. Действительно ли раздача всем поровну превратит население города в бездельников и наркоманов? Или, напротив, возрастет число композиторов и поэтов?

Социологи уже навострили перья для окончательных расчетов, но тут у канадского правительства кончились деньги. Материалы проекта сорок лет пылились на полках, пока их не разыскала доктор Ивлин Форже из университета Манитобы. В своей статье она подводит итоги того давнего эксперимента. Детишки из Дофина в те годы проучились в школе в среднем на год дольше, чем до начала эксперимента. На 8,5% сократилось обращение за медицинской помощью, в том числе за счет несчастных случаев и психиатрических состояний. Уровень безработицы не снизился, но и не вырос.

Что-то подобное ученые предвидели, а потому среди них крепнет решимость как следует проверить на практике идею ББД. Правда, четыре года (как в Канаде) или два (как в Финляндии) ответа на вопрос не дадут. Эксперимент, который сейчас начинается в Кении, рассчитан на 12 лет. В проекте участвует американская благотворительная организация GiveDirectly вместе с группой академических социологов и экономистов.

Почему именно в Кении? Например, потому, что для обитателей окрестностей озера Виктория двадцать долларов — это четверть среднего месячного дохода семьи. Социологи, как мы понимаем, деньги тоже не рисуют, и такие скромные запросы позволили им поставить действительно масштабный опыт. У 21 тысячи человек на протяжении двенадцати лет первого числа каждого месяца СМС-сообщение будет возвещать о поступлении денег на счет. Тратить они их могут, как пожелают. Предварительные результаты, полученные ранее в Зимбабве, показывают, что тратятся они не на чепуху: как и в Канаде 1970-х, африканские дети, освободившись от необходимости зарабатывать на жизнь, стали реже прогуливать школу и слегка поздоровели.

Другие аналогичные эксперименты проводятся в США и Канаде. Популярности этой идеи очень способствовало то, что ее в свое время горячо поддержал Илон Маск, один из главных пророков эры высоких технологий. Уж он-то точно должен знать, как мы там будем жить в этом прекрасном будущем.

Идея ББД странным образом объединяет правых и левых. Левые видят в ней способ покончить с нищетой, правые — рецепт радикального упрощения, если не полной ликвидации, всей громоздкой системы социального обеспечения. Кстати говоря, горячим сторонником ББД был экономист Милтон Фридман — кумир Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер.


Скоро ли коммунизм?

Что же так бесит в идее ББД не искушенных в социологии людей — включая, возможно, нашего уважаемого читателя? Попробуем вычесть из этих эмоций личную травму тех, кто застал излет коммунистических экспериментов в Восточной Европе. Вычтем еще и приобретенную чуть позже привычку стигматизировать людей, живущих на социальные пособия, как никчемных бездарей и лентяев. В осадке останется не так уж много, но все же кое-что: разумное опасение, что, поощряя иждивенчество и потребительство, человечество потеряет всякие стимулы к развитию.

Вспомним еще раз нашу наивную мечту: роботы возьмут на себя все экономические функции, а людям останется лишь предаваться свободному творческому самовыражению. В романе «Улитка на склоне» братья Стругацкие зло посмеялись над такой радужной картинкой. На предположение одного из героев, что в светлом будущем — при «свободном расписании» — он будет писать стихи и слушать музыку, исполняемую его собеседником, тот отвечает: «Это тебе только кажется. Не будешь ты меня слушать. И стихи сочинять ты не будешь. Повыпиливаешь по дереву, потом к бабам пойдешь. Или напьешься. Я же тебя знаю. И всех я здесь знаю. Будете слоняться от хрустальной распивочной до алмазной закусочной. Особенно если будет свободное расписание. Я даже подумать боюсь, что же это будет, если дать вам здесь свободное расписание».

Это было написано в начале 1960-х. Почти полвека спустя, когда от коммунистических фантазий мало что осталось, Борис Натанович Стругацкий слегка подкорректировал свое мнение для новой исторической реальности:

«Мир потребления убог, консервативно гомеостатичен, нравственно бесперспективен, он готов снова и снова повторять себя, — но! Он сохраняет свободу, и прежде всего свободу творческой деятельности. А значит, по крайней мере, научно-техническому прогрессу остаются шансы на развитие. А там, глядишь, и потребность в Человеке Воспитанном возникнет в конце концов. <…> Из всех возможных миров, которые я могу себе представить, Мир Потребления наиболее человечен. Он с человеческим лицом, если угодно — в отличие от любого тоталитарного, авторитарного или агрессивно-клерикального мира» (из интервью 2012 года).

Когда возникнет потребность в Человеке Воспитанном, пока непонятно. Но дотянуть до этого времени, не видя вокруг себя унизительную нищету и несправедливость, ужасно хочется. Над этой задачей, очевидно, и бьются социологи. Предлагаем дождаться результата и пока воздержаться от критики.

Приложение: о пастиле и высокомерии

Раз уж речь зашла о не слишком респектабельной теме богатых и бедных, следует упомянуть о скандале, разразившемся недавно в социологической науке. В множество учебников и популярных книг вошел опыт, описанный в 1990 году. Психологи предлагали детям выбор: съесть немедленно вкусную пастилу, или потерпеть четверть часа и получить больше. Оказалось, что дети, отказавшиеся от немедленного удовольствия ради будущих приобретений, достигали в последующей жизни куда более значительных академических успехов. «Так вот в чем разница между лузером и победителем! — сказала себе потрясенная общественность. — Надо просто ограничивать себя в удовольствиях ради главной цели».

И вот психологи из Нью-Йорка и Калифорнии вздумали повторить этот блистательный опыт. Действительно, одни дети лихорадочно хватались за сладость, другие охотно ждали большей награды, и именно последние были заметно успешнее в учебе. Однако выяснилась дополнительная тонкость: дети, набрасывавшиеся на пастилу, как голодные волки, как правило, были из малообеспеченных семей. Их жадность можно понять. Ничего удивительного нет и в том, что детям неблагополучных родителей сложнее учиться в школе — работающей маме заниматься с ребенком некогда, на репетитора нет денег, а уроки приходится делать на кухне. Но вот только прямой связи успеваемости с «силой воли» — а точнее, с протестантскими добродетелями самоограничения и благоразумия — не обнаружилось. Просто дети бедняков чаще бывают голодны.

Эта история, конечно, учит нас тому, на какой чепухе основываются всевозможные руководства «Как достичь успеха в жизни». Однако ради столь очевидного вывода не стоило и огород городить. Важнее другой итог: фиаско психологов, взявшихся давать заносчивые советы человечеству, но проглядевших очевидную ошибку. Возможно, правило этикета, запрещающее вести светские беседы на тему богатства и бедности, как раз и придумано, чтобы уберечь людей от такой опасности: сморозить высокомерную глупость о людях, которым повезло в жизни меньше, чем вам. Если даже серьезный ученый может оказаться в роли самодовольного болвана, выставляющего окружающим отметки по поведению, сколь же сложно нам, обычным людям, избежать подобной участи? Что ж, впредь будем осторожнее.

Это переработанный вариант статьи, опубликованной в израильском еженедельнике «Окна», литературном приложении к газете «Вести».

Алексей Алексенко     https://snob.ru/entry/162484

Мем о релокантах

Вы наверняка обратили внимание, что далеко не все поуехавшие приживаются на новых местах, все чаще критикуют местные порядки. Мне запомнился один диалог, скопированный, видимо, из Фейсбука. Примерно т...

Аве!

Вчерашняя инаугурация президента Российской Федерации Владимира Путина прошла в несомненно летописный и переломный момент истории. В момент глобального противостояния между умирающим американским ...

Инаугурация Президента. Новая политическая эпоха наступает

Инаугурация Президента в нынешних реалиях – это больше, чем просто формальная юридическая процедура, пусть и весьма торжественная. Это точка отсчёта. Годы нам предстоят трудные. Возможно ...

Обсудить
  • куйня
  • предложение "разбрасывать деньги с вертолётов" ввело сша в преддверие кризиса. На самом деле причины кроются в ином - сейчас почти 70% прибыли от производства любого продукта получают продавцы денег - банкиры, доход от производства на долю которых не может превышать 5%. ВСЁ!!! и с этим надо бороться, а не придумывать ещё несколько способов обогатить богатых и отнять последнее у бедных.
  • Очень важный вопрос! Предлагаю решение в своей статье: "Семья - школа Коммунизма". Для иллюстрации моя статья: "Формула Счастья".