Откуда появился миф о единороге

3 1447

Единорог – загадочное животное. Оно вроде бы и не существовало никогда в реальности, но при этом были вполне заслуживающие доверия сообщения от тех, кому доводилось встречаться с единорогом. Не говоря о том, что упоминается он даже в Библии – как существо вполне реальное, одновременно фигурируя в сказках и — уже в настоящее время — в произведениях жанра фэнтези.

Кем на самом деле был единорог

«Мистическая охота на единорога» XV в.
«Мистическая охота на единорога» XV в.

Одним из древних письменных текстов, где упоминается это животное, действительно стала Библия. Именно о единороге идет речь в нескольких книгах Ветхого Завета: «спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня» (Пс. 21:22). Единорог первым получил имя от Адама, он же выбрал покинуть Эдем вместе с изгнанными. Возможно ли, чтобы в Библии было упомянуто фантастическое, вымышленное животное?

Дело в том, что с древнееврейского языка текст книги был впервые переведен на греческий (собрание Септуагинта). Для слова «ре-ем» неизвестные переводчики выбрали именно такой греческий термин – «единорог». Более поздние труды содержали уже другое определение — «зубр», «дикий буйвол». Чем же объясняется выбор варианта перевода греками?

Мозаичный пол в церкви в Равенне; XIII век
Мозаичный пол в церкви в Равенне; XIII век

В Древней Греции единорогов не считали существами вымышленными или мифическими, они были для человека античности частью вполне материального мира. Другое дело, что непосредственно с единорогами греки, скорее всего, не встречались и были вынуждены опираться на сведения из третьих рук, вполне заслуживающих, казалось бы, доверия – ведь исходили они от людей цивилизованных и к тому же – соотечественников. В IV веке до н.э. некто Ктесий, служивший лекарем при персидском дворе, описал в своих сочинениях животных, которые водятся в Индии (в которой сам Ктесий, кстати, никогда не был). Это были якобы существа размером с лошадь, с ногами слона, с туловищем белого цвета, с единственным длинным рогом на лбу.

«Животное ростом с лошадь...»
«Животное ростом с лошадь…»

Речь, конечно, шла о носороге – не известном европейцам звере. Трудно судить, почему впоследствии единорог представлялся в виде коня – разве что потому, что говоря о животном размером с лошадь невольно рисуешь в воображении именно лошадь? Помимо прочего, упоминается это животное и в сочинении Юлия Цезаря, в его записках о войне с галлами. По версии прославленного полководца, единороги водятся в европейских лесах, но охота на них трудна и требует особенного мастерства.
С такими же особенностями образ единорога перешел и в другие культуры – как искаженное в результате пересказов описание индийского носорога.

Китайский «единорог» - цилинь
Китайский «единорог» — цилинь

… Или все же не носорог?

Проблема, однако, состоит в том, что индская цивилизация, в свою очередь, оставила древние изображения единорога – вовсе не похожего на носорога, а вполне соответствующее позднейшим представлениям об этом таинственном животном – как о стройном копытном с длинным тонким – и единственным – рогом. Такие рисунки куда старше древнегреческих, их возраст – примерно 4 тысячи лет. Так неужели единороги действительно существовали?

Единорог. Индская цивилизация
Единорог. Индская цивилизация

Предполагается, что объяснение, опять-таки, куда прозаичнее. Если изображать животных «в профиль», без учета перспективы, то два рога будут выглядеть как один – ближний закроет собой тот, что дальше от зрителя. По этому принципу создавали рисунки египтяне – они тоже, в свою очередь, изображали таких «единорогов» — антилоп и других копытных, рога которых занимали положенное им место на голове животного, но сливались в один – так получались древние «единороги».

«Дева с единорогом». Гобелен XV века
«Дева с единорогом». Гобелен XV века

Зато при изучении наследия древних культур такие находки легли в уже сформированную за века концепцию восприятия единорога – как животное, похожее на лошадь.
Именно благодаря упоминанию в Библии в качестве «дикого зверя» или «буйвола» образ единорога благополучно перенес тысячелетие Средневековья, не будучи забытым и даже наоборот – приобретя вполне законченный сложившийся имидж в европейской культуре. В некоторых легендах, которые рассказывали о единороге, он еще считался агрессивным и свирепым – похоже, воплощая черты своего более неуклюжего и куда менее привлекательного прообраза, таким он предстает, например, в сказках братьев Гримм, написанных по результатам сборов писателями немецкого фольклора.

Фреска с единорогом в палаццо Фарнезе
Фреска с единорогом в палаццо Фарнезе

Вообще же образ единорога постепенно соединился, как ни странно на первый взгляд, с фигурой Девы Марии в христианстве. Согласно еще античным поверьям, пугливое и недоверчивое животное могла приручить только невинная девушка – недаром единорог был когда-то посвящен Артемиде, которая, правда, помимо того, что была девственницей, отвечала также за охоту и за диких зверей.

Реклама

Единорог в религиозных мифах и сказаниях

«Дикая женщина с единорогом»
«Дикая женщина с единорогом»

Единорог постепенно становился и модным символом, что использовали прежде всего в создании династических и государственных гербов. Кроме того, что это животное заочно наделяли такими качествами, как осторожность, суровый нрав, благоразумие и чистота помыслов, неудивительно, что единорога стали изображать на родовых гербах. Это не приветствовалось церковью – белоснежный конь с рогом, растущим на лбу, оказался тесно связанным с христианской символикой, прежде всего с Богоматерью и Иисусом Христом. Но с началом эпохи Возрождения единороги стали появляться на гербах и щитах именитых семей, а позже – и на знаках целых государств.

На гербе Соединенного Королевства изображены лев и единорог
На гербе Соединенного Королевства изображены лев и единорог

Рассказывали и об охоте на единорога – о том, в частности, что поймать его можно, заставив обманом приблизиться к девушке, которой только и подчинится этот зверь. Можно было купить и «рог» — разумеется, принадлежавший кому угодно, но не реальному единорогу. Примечательно, что Марко Поло, вернувшийся в XIII веке из странствий по Азии, описал уже в подробностях настоящего «единорога» — носорога, но из культуры и искусства уже устоявшийся романтический образ никуда не исчез.

Рафаэль Санти. «Дама с единорогом». Примечательно, что сначала на месте единорога - символа чистоты - была написана собака - символ верности. По каким-то причинам художник изменил замысел
Рафаэль Санти. «Дама с единорогом». Примечательно, что сначала на месте единорога — символа чистоты — была написана собака — символ верности. По каким-то причинам художник изменил замысел

Еще в XIX веке множество европейцев верили, что в их лесах обитают крайне осторожные, а потому не встреченные ими единороги. Да и следующий век, а за ними и XXI, не повлиял на популярность этих животных, даже наоборот: единорог стал почти непременным персонажем в историях с волшебными существами, включая и эпопею о Гарри Поттере, которая объединила собой большинство европейских легенд о магических существах.

Невидимый розовый единорог
Невидимый розовый единорог

Двадцатый век даже расширил «ареал обитания» единорогов, в 1990 году возникла пародийная религия, в которой поклонялись Невидимому розовому единорогу, который олицетворял, по мнению основателей движения, суть большинства конфессий, где требуется верить во взаимоисключающие, парадоксальные вещи, вроде цвета единорога – розового – и его невидимости. Эта религия стала прибежищем прежде всего атеистов.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/...

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Ничего в единорогах загадочного нет. Это (сюрприз) быки. Буквально, самцы домашней коровы. Но с небольшой искусственной модификацией. Если молодому бычку срезать почки роста рогов и пересадить их на лоб, то с достаточно большой вероятностью на лбу вырастит прямой рог. Бодаться с таким ни кто не захочет - лоб у бычков очень прочный и всё время взросления у него просто не будет соперников. Характер у быков и так не очень, а единорог всегда будет чувствовать себя самым сильным. В общем, зверюга получается реально злобная и чрезвычайно опасная. Вот правда на счёт чистоты - как то не очень.
  • Рядом с созвездием Ориона-Аарона, сзади, как бы сопровождая его, расположено созвездие Единорога (Monoceros), рис.9.101. Единорог движется в том же направлении, что и Орион. То есть, пересекая реку Эридан=Иордан, он нападает на огромного Кита. Что рассказывает нам скалигеровская история об "единороге"? Он считается мифическим животным с телом быка или лошади. Прямо из центра лба, далеко вперед, выдается длинный прямой рог, рис.9.102, рис.9.103. Историки считают, что > [533], т.1, с.429. Мы приводим герб Шувалова на рис.9.104. Все становится более или менее понятно. По-видимому, ЕДИНОРОГАМИ первоначально назывались русско-ордынские тяжелые орудия, гаубицы XV-XVII веков. Энциклопедический словарь сообщает: "ЕДИНОРОГ, старинное русское артиллерийское гладкоствольное орудие. Вид ЕДИНОРОГА-ГАУБИЦЫ (1757) сопровождал пехоту в бою, существовал до середины 19 века (до введения нарезных орудий)" [797], с.426. Ясно, что артиллерия средних веков делилась, грубо говоря, на два больших класса. Первый - оборонительные пушки типа "дробовиков", стрелявшие картечью. Известная Царь-Пушка, стоящая в Московском Кремле, - одна из таких больших сохранившихся пушек-мортир, см. книгу "Библейская Русь", гл.4:16. Такие огромные мортиры поражали цели на близком расстоянии, стреляли с крепостных стен в нападающих. Второй класс орудий был принципиально другим. Тяжелые наступательные орудия-гаубицы, предназначенные для поражения целей на большом расстоянии впереди войска. Для разрушения стен городов и оборонительных укреплений противника. Перед тем как туда войдет пехота или конница. Предварительная артиллерийская подготовка. Единороги-гаубицы были орудиями нападения, атаки, а отнюдь не обороны. Они сопровождали регулярную армию в походе. Именно поэтому Единорог-созвездие оказался рядом с Орионом-Арием, НАПАДАЮЩИМ на Кита = Царь-Град. Из истории штурма Царь-Града в 1453 году хорошо известно, что османы-атаманы применяли тяжелую крупнокалиберную артиллерию для сокрушения стен Константинополя [240]. Это и были ЕДИНОРОГИ. Как мы видим, художники-астрономы эпохи XV-XVII веков, рисовавшие фигуры созвездий, довольно точно отражали современную им действительность. Отметим, что само название этих пушек - ЕдиноРОГи в церковно-славянском языке означало нечто нападающее. А следовательно, и в старо-русском языке оно означало примерно то же самое. Поскольку именно церковно-славянский был старым русским литературным языком. Напомним, что в церковно-славянском языке некоторые действия и чувства обозначались образами. Например: нападение - РОГ; оборона или отгороженность - ЛИЦО; хорошее расположение к кому-либо - УШИ. Поэтому вместо того, чтобы сказать "он нападает на них", в церковно-славянском часто говорилось "рог его на них". В других случаях выражались так: "лицо его на них", "уши его к ним" и т.д. Следы подобной старой символики присутствуют и в русском тексте Библии. Например, в русском синодальном переводе Псалтыря, в псалме 91, стихе 11, читаем: "мой РОГ ты возносишь, как РОГ ЕДИНОРОГА". Здесь РОГ означает способность к нападению. Единороги-гаубицы, естественно, внушали страх. Неудивительно, что Единорог описывался как "страшный и непобедимый зверь" [533], т.1, с.429. Длинный прямой рог, исходящий из "лба зверя" - это, очевидно, длинный ствол артиллерийской гаубицы. Большая длина ствола была нужна для более точного поражения далеких целей. Длинный ствол позволял разогнать ядро или снаряд до нужной скорости. Затем, в поэтическом преломлении, на страницах литературных поэм, на полотнах художественных гобеленов страшный единорог-гаубица превратился в некое странноватое животное, вроде коня с ДЛИННЫМ РОГОМ, рис.9.105. Становится понятен и выбор поэтического образа. Тяжелые гаубицы перевозили к полю боя КОННЫМИ упряжками. Либо же, на бездорожье, использовали могучих БЫКОВ. Отсюда и возник литературный образ единорога КАК КОНЯ ИЛИ БЫКА С ПРЯМЫМ РОГОМ ВО ЛБУ. Становится полностью понятным и такое, например, описание Единорога в старых русских текстах, в так называемых азбуковниках, XVI-XVII веков: "Зверь, подобен есть коню, СТРАШЕН И НЕПОБЕДИМ, промеж ушию имать РОГ ВЕЛИК, ТЕЛО ЕГО МЕДЯНО, в розе имать всю силу... Подружия себе не имать, живет 532 лета". Цит. по [63], с.51. Здесь совершенно ясно сказано, что "тело Единорога - МЕДНОЕ". Все ясно. Старинные пушки-гаубицы отливались из бронзы, то есть из сплава меди. Лишь впоследствии, при развитии технологии, артиллерийские орудия стали изготовлять из стали. Старинные авторы правильно подчеркивали, что единорог-гаубица "в роге", то есть в своем орудийном стволе, "имела всю силу" [63], с.51. Ясно также, что никакой "подруги" у гаубицы действительно не было. Понятно, почему решили, будто единорог "живет очень долго" - якобы несколько сотен лет. Потому что пушка сделана из металла. Живет долго. Обратим внимание, что на Руси гаубицы назывались ИНРОГАМИ [533], том 1, с.429; [63], с.51. Здесь ИНРОГ означало ИН+РОГ, то есть ИНОЙ РОГ или НОВЫЙ РОГ. Смысл слова НОВЫЙ И ИНОЙ практически тождественен. Этим словом первоначально называли НОВОЕ ОРУЖИЕ - длинноствольную гаубицу, созданную в Руси-Орде в эпоху XV-XVI веков и появившуюся на полях сражений. Другими словами, новую пушку именовали НОВЫМ РОГОМ или ИНРОГОМ. Лишь потом название ИНРОГ сменилось на ЕДИНОРОГ. Конечно, у пушки - ОДИН РОГ, то есть ствол. Но таково свойство ЛЮБОЙ пушки. Так что замена первичного названия НОВЫЙ РОГ на более безличное ЕДИНОРОГ отражало широкое внедрение гаубицы в регулярную армию. То есть сравнительно недавно созданное "новое орудие" стало восприниматься как хорошо известное и уже отнюдь не новое. С течением времени поражавший современников образ гаубицы-инрога отделился в поэтическом восприятии литераторов, художников и скульпторов от своего оригинала и начал жить самостоятельной жизнью. Вокруг него расцвели многочисленные литературные легенды. Тяжелые гаубицы на поле боя видели далеко не все. Поэтов и писателей на полях сражений всегда было почему-то немного. О мощи огромных Инрогов стали слагаться мифы. > [63], с.48. Кстати, ДРАКОН, вероятно, тоже является одним из поэтических образов огнестрельной пушки. Страшен, извергает из своей пасти столб огня, пожирающий врагов вдали. Литературная сказка развивалась по своим собственным законам. Через какое-то время было забыто, что' первоначально имелось в виду. Дошло до того, что сегодня о единорогах пишут так: "Единорог - наряду с драконом и василиском одно из самых известнейших и поразительных животных, то ли принадлежащих к фантастической фауне, то ли действительно существовавших. Вплоть до конца прошлого века находились ученые, верившие в его существование" [63], с.48. Кстати, "родиной единорога считали Индию" [63], с.49. Действительно, как мы показали в книге "Империя", в средние века ИНДИЕЙ называли Русь-Орду. Так что средневековые авторы были правы, выводя Единорогов из Индии. "Позднеантичный" автор > [63], с.48-49. И далее: "В некоторых описаниях ДЛИНА РОГА ДОСТИГАЕТ ДЛИНЫ ВСЕГО ТУЛОВИЩА ЕДИНОРОГА" [63], с.49. Все понятно. Чудовищные пушки-гаубицы пользовались большим уважением, были "самыми жестокими". Их длинные бронзовые стволы, будучи начищенными, понятное дело, сверкали на солнце. В бою покрывались грязью и копотью. Становились черными. Становится понятным, почему "античный" Плиний писал, что у единорога, - или как он его называл, у "монокероса", - "на голове ПРЯМОЙ ЧЕРНЫЙ РОГ". Цит. по [63], с.48. Все это "классик" Плиний писал, надо полагать, уже в XVI-XVII веках. Считается, что "Ветхозаветные тексты также отмечают силу и быстроту (единорога - Авт.), а в книге Иова подчеркивается НЕОБЫЧАЙНО ДИКИЙ НРАВ ЕДИНОРОГА, НЕ СПОСОБНОГО К ПРИРУЧЕНИЮ" [63], с.49. В такой поэтической форме отразился тот факт, что на поле боя "приручить единорога-гаубицу" невозможно до тех пор, пока орудие не захвачено "в плен". Что тоже очень непросто, поскольку мощная гаубица стреляет ИЗДАЛЕКА, поражая цели с большого расстояния. До нее еще нужно добраться, чтобы "приручить". Единорог "стал одной из любимых геральдических фигур, войдя во многие королевские гербы... В герб Англии единорог был включен королем Джеймсом (Яковом) I" [63], с.50. Забыв, что единорог - это пушка, некоторые средневековые правители эпохи XVII-XVIII веков, будучи введенными в заблуждение поэтами-писателями, стали платить немалые деньги за "рога единорогов", поскольку стали верить в его целебные свойства. Спрос родил предложение. Ясное дело, тут же стали "успешно находить рога". Сообщается, например, что "к 1600 году в Европе насчитывалось не менее двенадцати знаменитых рогов единорога" [63], с.51. Надо полагать, для этого использовали бивни слонов и т.п. В то же время часть этих рассказов вполне могла относиться к естественному желанию правителей закупить за немалые деньги настоящие пушки-единороги. Очень полезные для государства.http://chronologia.org/seven3_2/904.html
  • На КОНТе в мае 2019г. была опубликована большая и детальная статья Марины Байрос-Боголюбовой "Единорог - символ русской Души." ( https://cont.ws/@Sage/1335339) "...с древности изображение единорога, или индрика было широко распространено в искусстве Руси. В 1560-х годах единорог был не только личным знаком Ивана Грозного, но и геральдическим символом московских князей, именно поэтому золотом вышиты единороги на головных уборах княгинь. Изображения индрика были на печатях и эмблемах, царских предметах, часто использовались в архитектуре, декоре, в предметах декоративно-прикладного искусства, на одежде.... *** Наши (славянские) предки называли единорога Индриком, соотносили с женским началом и почитали в древности гораздо больше, нежели их западные соседи. ... ...В основе древнего Ведического мировоззрения Индра верхом на Единороге олицетворяет бога, власть которого распространяется от Земли до Неба. Но это же и есть весь явный Мир, Мир бога Перуна, да и Конь – одно из воплощений Перуна. Кстати, в древних Ведах Индра представлен Громовержцем, богом войны и победы. Следовательно, Индра и Перун – одно лицо. До прихода на индийскую землю северных племён Славян-Ариев, местное население не ведало ни Индру, ни Индрика. ..." ...Русская Душа — это не национальная особенность определенного по внешним признакам и языку народа — а состояние причастности к потоку Святого Духа. Под знаком Единорога у одухотворенной России не станет преград к единению с вселенским эгрегором души Мира — сакральной свадьбе души с духом, небесной иерогамии. И такое объединение возможно между всеми Людьми в Духовном обществе, и может быть тогда сбудется старый александрийский сон об общности и единстве духа между Востоком и Западом." Источник https://proza.ru/avtor/lilitru В октябре 2019 с ворот Букингемского дворца упала фигура Единорога и цепь разбилась.. ( https://angliya.com/2019/10/03/edinorog-upal-s-vorot-bukingemskogo-dvorca/) - в статье Марины Байрос-Боголюбовой есть пояснение связи между Единорогом на гербе, Шотландией и Пятигорьем.