• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Бронзовый «Медный всадник»

3 1121

590

Памятник Петру I, бронзовый монумент всадника на вздыбленном коне, взлетевшем на вершину скалы, больше известный благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина как «Медный всадник» — неотъемлемая часть архитектурного ансамбля и один из самых ярких символов Санкт-Петербурга…

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

clip_image001

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло. Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору.

Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом.

255

Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами. Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив.

Скульптор писал:

«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро: «Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

clip_image003

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день.

У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

fsesrr4545
Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году.

Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

0_4c5d9_f995ab96_L

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали: «24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было.

Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни.

Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

800px-Расколотый_валун
Расколотый валун — предполагаемый осколок Гром камня

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару.

Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».


Транспортировка Гром-камня. Гравюра по чертежам Юрия Фельтена, 1770 год

По суше скалу перетаскивали почти год. Далее по Финскому заливу её везли на барже. Во время перевозки десятки каменотёсов придавали ей необходимую форму. Скала прибыла к Сенатской площади 23 сентября 1770 года.

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев. Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия.

0_4c5d7_98f67c42_L

Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам. Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.


Открытие монумента Петру I на Сенатской площади. Гравюра А. Мельникова по рисунку А. Давыдова. 1782.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин, хотя на самом деле он изготовлен из бронзы. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Легенда о Медном всаднике

С самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает «всадника Апокалипсиса», несущего городу и всей России смерть и страдания.

Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый.

Некоторые историки находят возможным, что это — именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.

Pietari-vaskirats_Iisakinkirkko

Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой.

В первый раз он воскликнул: «Все Божье и мое!», и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: «Все Божье и мое!», и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: «Все мое и Божье!» В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства.

В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон.

Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

artlib_gallery-60891-b

Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье».

Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

0_4c5d8_289cfba2_L
Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

76792012_3788693_5_1_

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса.


Памятник Петру I в защитном устройстве. Август 1941 года

Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газета от 3 сентября 1976 года.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась.

«Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.

13665744224ff

0_4c5dc_9c6a760b_L

clip_image011

13662234576be

https://masterok.livejournal.c...

Политика лишь часть истории

    Как Илон Маск "похоронил" российскую космонавтику? Либеррвоте - не рекомендовано к прочтению!

    Расставив все точки над "И" в областях вирусологии и нефтедобычи, строители "Прекрасной России Будущего" вынуждены были в кратчайшие сроки примерить на себя роли инженеров-ракетостроителей, отсчитывая...

    Контратака на ювенальщиков

    Имеющие глаза разглядят, а некоторые, да, что там - некоторые, многие, продолжат верещать, чтобы Путин наконец издал указ и запретил всяким чубайсам и их приспешникам мешать жить просто...

    Поберегите разум детей Украины от бесконечной лжи

    Сегодня День защиты детей. А значит, есть повод обратиться к взрослым. Тем, от кого напрямую зависит благополучие и будущее наших наследников. Практически все, что мы делаем в своей жиз...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Михаил Руднев Сегодня 12:42

      Короткая память Европы о геноциде цыган

      Между 1936 и 1945 нацисты уничтожили более 50% европейских цыган. Были ли они задушены на смерть в газовых камерах Аушвица-Биркенау, «уничтожены посредством непосильного труда», карабкаясь по «лестнице смерти» в Маутхаузене, или расстреляны и закопаны в вырытых их собственными руками братских могилах в Румынии – уничтожение цыган в Ев...
      139
      Михаил Руднев Сегодня 11:59

      Был ли автор портрета Дориана Грея прерафаэлитом?

      Кому портретировать собак интересней, чем королеву, что доказывает серебрянная статуэтка фавна, причем тут Парис Троянский, разбирался ли Уайльд в технологии живописи (главное в этом деле -- не лезть художнику под руку), был ли знаком Оскар Уайльд с Джеком Потрошителем, по какому случаю он надевал костюм виолончели, а также причем тут Павлиновая комната. Портрет ...
      224
      Михаил Руднев Вчера 21:29

      "Репрессированная" пятая колонна.

      Меня всегда удивляло утверждение, что в первом государстве рабочих и крестьян не могло быть никаких заговоров и покушений. Не было террористических организаций, не могло быть своих Березовских: Или Ходорковских: Или же, если советская власть такая кро.вожадная, зачем тогда ей заморачиваться с очными ставками? Выбил показания, подписал протокол допрос...
      2260
      Михаил Руднев Вчера 20:12

      Краткая история массовых беспорядков в США.

      1 Прошедшие выходные пестрели яркими заголовками и сочными фотографиями беспорядков в США. При просмотре вечерних новостей у меня на секунду возникло подозрение, что ведущий одного из центральных каналов готов выпрыгнуть из штанов перечисляя названия американских городов, где идут массовые протесты. Почитав комментарии к некоторым материалам, я искренне удивил...
      749
      Михаил Руднев Вчера 14:07

      От кого гуси Рим спасли?

      Галльский погром оказался одним из важнейших событий в истории Рима. Жители города в очередной раз доказали свою способность держать удар и отдавать все силы на борьбу с противником. Поражение не только не сломило дух римлян, но, кажется, лишь закалило их ещё больше. Благодаря большому количеству источников мы довольно хорошо представляем себе, как всё происходило, на...
      513
      Михаил Руднев Вчера 11:42

      В России всего 4 памятника Ленину с Крупской, а Ленину с Горьким в 5 раз больше

      Сегодня я покажу вам два уникальных памятника Ленину. Один из них установлен в Москве, а другой в Московской области. На обоих памятниках Ленин не одинок. Рядом с ним находится его жена. Начнем с московского. Его автором является известный советский и российский скульптор Олег Комов. Памятник установлен в сквере на пересечении улицы Крупской и Ленинского прос...
      220

      Прекрасные поводы

      В 1828 году в Мексике шла гражданская война. И военные разграбили кондитерскую француза по фамилии Ремонтель – они вынесли из нее все пирожные. Кондитеру был причинен ущерб на 1000 песо. Через десять лет кондитер вспомнил об этом и обратился за помощью и защитой к королю Франции Луи-Филиппу. Он решил, что это прекрасный повод заработать и оценил свой ущер...
      1103

      «Свободная Германия»: гитлеровцы против фюрера

      Вчерашние генералы и офицеры вермахта пишут обращение к немецким войскам. Источник: waralbum.ru   У новых хозяев Сначала коснемся истоков формирования антифашистской организации из состава пленных немцев. На этот счет есть масса мнений. Официальная пропаганда советского периода гласила, что инициатива исходила от Коммунистической партии Германии и её...
      352

      Куда пропала фирма SANYO

      История становления компании SANYO не сильно отличается от других фирм Японии. Так же начинали практически «как бы свести концы с концами», но вовремя смекнули, что будущее за радиоаппаратурой и начали с выпуска радиоприемников. 2. Схема приемника не отличалась от конкурентов, а вот дизайн оказался гораздо удачней. Объемы продаж пошли в рост. Т...
      1448

      Точка в молдавском вопросе

      Разгром казацко-молдавского войска под Финтой положил конец амбициозным планам Тимоша Хмельницкого и Василия Лупу, которые рассчитывали на внушительные территориальные приобретения. Теперь перед ними стояла задача не слишком блестящая, но в то же время более трудная — сохранить за собой хотя бы Молдавию. Правда, после понесённых потерь выполнить е...
      759

      Враги сожгли родную хату...

      "Женщина с двумя девочками смотрит на развалины родного дома. Время съемки: 01.09.1943 Автор: Семен Альперин" Немцы похозяйничали Плачущая женщина у разрушенного дома. 1941г. Они вернулись домой... Рая и Гена Щегловы, город Жиздра. Август 1943г. Все, что осталось от дома... Смоленская область, октябрь 1943г. Реклама ...
      445

      Почему греки носили бороду, а римляне нет

      Слева: Гай Юлий Цезарь Октавиан Август — древнеримский государственный и политический деятель. Справа: Сократ — древнегреческий философ. В современном мире мужчина сам вправе выбирать носить ему бороду или нет. Ведь сейчас этот выбор не регулируется правовыми и морально-этическими нормами, а скорее определяется веяниями моды. Но так было далеко ...
      3459

      Знаменитые палачи мира. Уильям Марвуд.

      Здравствуйте уважаемые. А мы с вами продолжаем разговор о самых известных палачах мира. В прошлый раз вспоминали папского ката Джованни Бугатти: https://id77.livejournal.com/3161936.html, ну а сегодня вспомним человека пусть не столько "результативного" и известного, но оказавшего большое влияние на всю систему высшего наказания. Речь пойдет о британц...
      998

      То, что вы могли не знать о Древнем Египте

      После того, как вы прочитали о том, что вы могли не знать о Сфинксе, давайте узнаем что нибудь интересное о Древнем Египте. Египет по праву называется «колыбелью цивилизации», ведь именно в этом древнем государстве много лет тому назад были сделаны открытия, которыми и сегодня пользуется современный человек. 1. Впервые массово применять ...
      1490

      Ватикан и нацисты

      После поражения во Второй мировой войне бывшие чиновники и офицеры стран Оси бежали из Европы всеми возможными способами. Помогали им в этом симпатики из самых разных кругов — европейские аристократы, представители иностранных разведок и даже духовенство. В том числе и из Ватикана. Отношения между национал-социализмом и христианством всегда были сл...
      395

      Как в Российской империи играли в футбол

      Как играли в футбол в России до «Спартака», ЦСКА, «Зенита» и сборной под управлением Слуцкого? Весело и с энтузиазмом. Так, на Олимпийских играх в Стокгольме сборная Российской империи проиграла сборной Германии 0 — 16. Это до сих пор является самой крупной победой немецких футболистов за всю историю. Зато у русских были красивые н...
      244

      Великое противостояние 1812 года. Гусары Великой Армии Наполеона. Французы.

      Здравствуйте уважаемые В прошлый раз мы начали с вами начали интересную (я надеюсь) тему про красивую униформу 1812 года. И, естественно, с гусар :-))) Сегодня поговорим о гусарских полках Великой Армии Наполеона. Начнем, собственно говоря, с французских, а затем немного оговорим и о других, входящих в полчища Наполеона :-) Все что связано с российскими гусарами ...
      657

      Платья для мальчиков

      Сейчас одеть маленького мальчика в платье нельзя — подумают, что у родителей что-то с головой. Кроме того, как многие думают, такое переодевание может вызывать проблемы с ориентацией в будущем у ребенка. А вот в 16-19 веках многие, в том числе обеспеченные люди, предпочитали одевать детей мужского пола до 6-8 лет в платья.. Почему? Давайте посмотрим как э...
      866

      Беломорская эскадра или секретная эскадра императора Николая II

      В итоге в 1863 году была принята «Мониторная кораблестроительная программа», в рамках которой в том же году было начато строительство 10 однобашенных мониторов типа «Ураган» и двухбашенного монитора «Смерч». Одновременно с реализацией этой программы Морское министерство посчитало необходимым строительство более совершенных кораблей,...
      395

      Великое противостояние 1812 года. Гусары Великой Армии Наполеона. Французы.

      Здравствуйте уважаемые В прошлый раз мы начали с вами начали интересную (я надеюсь) тему про красивую униформу 1812 года. И, естественно, с гусар :-))) Вот тут вот:https://id77.livejournal.com/3168121.html Сегодня поговорим о гусарских полках Великой Армии Наполеона. Начнем, собственно говоря, с французских, а затем немного оговорим и о других, входящих в полчища Н...
      588
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика