Русь – начало государства

0 1090


В. Васнецов «Олег и волхв»

В этой статье речь пойдёт о процессе формирования ранних предгосударственных или потестарных институтов и о факторах их возникновения в Восточной Европе.

 

Вступление


На рубеже IX - X вв. произошло объединение племён Восточной Европы под властью рода Русского, которое положило начало тектоническим изменениям у восточнославянских племён. Эта власть для большинства племенных союзов оставалась внешней и состояла только из даней. Полюдье, скорее всего, использовалось только не территории «домена» Руси. С образованием суперсоюза всех племён, покорённых Русью, происходит формирование дружины – как военно-полицейского инструмента, стоящего над племенными структурами. До этого времени никакой дружины у родоплеменных коллективов славян не существовало. Князь становится не только военным вождём, но и главой публичной власти.

Это не монархия или ранняя монархия, до её возникновения в России ещё очень много веков.

Складываются только первые предгосударственные и публичные надплеменные институты.

Всем европейским народам, находящимся на данной стадии развития, была свойственна военная экспансия с целью захвата богатств и рабов для славы и престижа:

«Богатство соседей возбуждает жадность народов, у которых приобретение богатства оказывается уже одной из важнейших жизненных целей. Они варвары: грабёж им кажется более лёгким и даже более почётным, чем созидательный труд.»
Русь втягивает племена Восточной Европы в дальние походы за богатствами и данью. Князья Олег, Игорь, Святослав собирают огромные племенные ополчения для походов на Константинополь, хазар и прочих соседей. Русь совершает набеги-походы на города, расположенные на Каспии. Святослав ведёт борьбу за Болгарию с Византией. Богатырский период Святослава обогатил нашу историю такими крылатыми выражениями, как

«не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвым не ведом позор.»
А на предложение императора Византии Иоанна Цимисхийского решить спор между народами поединком, Святослав с честью «отработал возражение», ответив,

«что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, – писал византийский хронист Скилица, – если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и выберет, какой захочет.»
Русь не прекращает укреплять свою власть, ведя войны за дани против сопротивляющихся племён Восточной Европы. Каждый раз после смерти «великого» русского князя, что естественно, происходила попытка освободиться.

Князь Игорь, после гибели Олега, снова возвращает к покорности древлян. Его же убивают в 945 г. данники-древляне, и Ольга уничтожает племенную знать древлян, включив их в русский «домен». Она же в 947 г. ставит погосты по Мсте и Луге, укрепляя, как сказали бы сегодня, административный надзор за данниками: водью и весью, финно-угорскими племенами.

Князь Владимир снова покорял вятичей, подчинённых его отцом, князем Святославом, впрочем, они борются с русскими князьями до конца ХI в. В 984 г. воевода Владимира, Волчий Хвост, разбил радимичей, покорённых тем же Святославом.

Всё, что было захвачено в набегах и походах за данями, получено в полюдье, русы продавали на разных рынках: «меха и воск, мёд и рабы».
 

Торговля и род


Важной составляющей деятельности русов были торговые походы в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию и далее на Восток. В средние века дальняя торговля была не уделом одиночек, которые «разъезжали» по разным путям, а делом дружин и князей. Дальняя торговля была исключительно редким и опасным предприятием, сам князь Святослав не смог прорваться через засады печенегов у Днепровских порогов. Об этих же нападениях во время волока пишет Константин Багрянородный, в такой же ситуации оказались русы, атакованные хазарами, после похода на Каспий.

Никто не ездил в этот период туда-сюда по пути «из варяг в греки» или по другим, аналогичным маршрутам, «из варяг в булгары» или «из варяг в немцы», вне рамок вооружённого каравана судов, организованного такими сильными структурами, как род русский.

Без понимания психологии и ментальности людей раннего русского средневековья современному человеку будет очень трудно уяснить события этого периода.

Человек родоплеменного периода, как маленький ребёнок, жил в мире реальном и одновременно мифическом, где реальность и «сны», всё смешалось. Грозные воины тушевались перед мистикой, как вещий Олег в ситуации с конём, воспетой в стихотворении А. С. Пушкина.


Н. Кочергин «Песнь о Вещем Олеге»
Неодушевлённые предметы и звери могли действовать как смышлёные существа.

В такой обстановке род был единственной структурой существования и защиты индивидуума, как от потусторонних сил, так и от опасностей окружающего мира, институт кровной мести обеспечивал эту защиту.

А примитивная экономика имела абсолютный аграрно-потребительский характер, земля была общей собственностью, неотделимой от рода, разве что с его гибелью. Эти представления были освещены незыблемыми сакральными законами, связанными с космографией человека, в основе которой лежало родовое бытие. То есть позитивное мироустройство виделось как устройство рода, а структура и экономика рода определялись таким видением мироустройства.

Богатства не были средством накопления и приобретения. Монеты, драгоценные металлы, украшения, добытые в ходе обмена («торговли») или войны, были прежде всего: во-первых, объектами жертвоприношения богам или божествам, во-вторых, предметами престижа, и лишь в последнюю очередь объектами накопления. Подавляющее количество кладов в Восточной Европе закопаны или в местах, откуда их извлечь было невозможно, или в поле, то есть это были не спрятанные от врагов или воров клады, хотя, конечно, были и такие, а жертвоприношения богам.

С точки зрения материальной стоимости вещей обмен не носил рациональный характер. Богатство означало возможность его собственника одарить зависимых от него людей, например дружину, устраивать пиры всей общине.

О сильном, знатном человеке, вожде судили именно по этим качествам. Чем щедрее князь, боярин или знатный муж раздаёт богатств, тем выше его статус, тем больше у него витязей и героев в дружине.

Это объясняет, почему русы-купцы, по данным мусульманских писателей, меняли меха и рабов на стеклянные бусы для своих жён. Князь Игорь идёт с малой дружиной в опасный поход в древлянскую землю, потому что его дружина «нага и боса», а князь Святослав берёт дань с византийцев на погибших, для их рода!

Князь Владимир устраивает общегородские пиры, тем самым перераспределяя прибавочный продукт, говоря современным языком, более равномерно среди членов полянской общины в Киеве.

Русь – начало государства
М. Горелик. Реконструкция Руси. ГИМ. Москва. Фото автора
Нас не должны вводить в заблуждение формально заимствованные институты и термины у соседних, более развитых народов, как Хазария или Византия. Это была форма без того содержания, которое она имела у этих государств (деньги, звания и т. п.). Так, князя Владимира называют каганом русским по аналогии с хазарами.

Чеканка сребреников Владимира из той же серии, что и отливка им серебряных ложек для дружины. Они были всего лишь подражанием, а не полноценными монетами. Подражание, столь важное у всех обществ на этой стадии развития, у многих народов всех стран и континентов.

Франки VI - VII вв. при Меровингах, периода «военной демократии», детально копировали византийские солиды, как знак престижа и суверенитета, а не денежного обмена.

И здесь я хотел бы ещё раз обратить внимание на тот факт, что земля не представляла ценности как таковой, то есть ни о каком раннем феодализме или тому подобном не приходится говорить – важнейшими богатствами были только сокровища и атрибуты воинской доблести и славы. Подробнее проблему феодализма и современные интерпретации этого периода я рассмотрю в отдельной работе.

Реклама



Князья имели сёла, в которых держали и разводили коней и охотничьих птиц. Причём количество таких хозяйств было минимальное. Проще говоря, если бы и были земельные владения «знати», обрабатывать их было бы некому: население состояло из свободных общинников, рабство носило патриархальный характер. С возникновением надплеменной структуры русов, раб стал ещё и объектом внешней торговли и выкупа.

Ни о каком крупном земельном хозяйстве в этот период не может быть и речи.

Прибавочный продукт формировался посредством военного насилия: даней, захвата рабов и сокровищ, и восполнялся лишь войной, а обмен носил внешний характер с народами, которые производили предметы роскоши и престижа (оружие, украшения, одежду, ткани, вина, фрукты), и которые можно было добыть только по каналам государственной торговли, как в случае с Византией.


В. Васнецов «Княгиня Ольга»
Именно возникновение публичной власти с собственной военной силой (дружиной) и вовлечение огромных масс людей в военные предприятия, удалённые от мест их проживания, появление богатств и наметившееся материальное расслоение примитивного общества – под воздействием этих явлений и начинается коррозия родового строя, перерастающая в кризис. Родовые отношения ещё довольно крепкие, начинают разрушаться к концу Х века под воздействием внешних факторов.

Старые боги уже не могут защитить родовые устои, одновременно потестарные институты только формируются и находятся в зачаточном состоянии.

На такой же стадии находились и германские племена, но в период, предшествующий Всемирному переселению народов в V в., который стал импульсом изменения социальных структур германцев.

Доклассовое общество германцев состояло из свободных, знатных и рядовых общинников, более и менее состоятельных, в условиях отсутствия частной собственности на землю. Из германского родоплеменного общества уже выделилась дружина. Но она, как и рабы, не являлись предвестниками становления ранних феодальных (классовых) отношений, это было доклассовое общество.


После смерти князя Святослава в 972 г. от рук печенегов, среди его сыновей не долго был мир: в ходе столкновений победил Владимир, поддержанный словенами и нанятыми за добычу варягами-скандинавами.

После взятия Киева Владимир ведёт «богатырскую» жизнь. Он собирает дани с литовского племени ятвягов, белых хорватов в Карпатах, возвращает в зависимость от Руси племена вятичей и радимичей. Воюет с поляками и булгарами (Волжская Булгария на территории совр. Татарстана).

Но, наверное, неслучайно сразу же после того, как Владимир захватил Киев, он создаёт пантеон богов, и мы подходим к важному этапу разрушения родового строя у славянских племён Восточной Европы.
 

Принятие веры: почему и как?


Почему? Причиной принятия веры, или усиления идеологического начала на обширной территории суперсоюза в Восточной Европе, была проблема центробежных тенденций и угроза падения власти киевской русов над захваченными территориями, которые не прекращали попыток уйти из-под даннической зависимости от Руси.

Славяне были язычниками. Они поклонялись животным (тотемизм), камням, рощам и т. п. (фетишизм), богам и божкам. У каждого славянского племени, кстати, как и у греческих племён «героического» периода, да и у скандинавов в VIII - начале X вв., были исключительно племенные боги: у ободритов, западных славян, был Редегаст, у полабов – богиня Жива, Прове у вагров, у словен ильменских – Волос.

Состав пантеона до сих пор вызывает много вопросов и противоречивых выводов у историков. Важно, что независимо от происхождения данных божеств на этом этапе, все они были славянскими.

В 981 г. Владимир в языческом храме установил Хорста, Стрибога, Даждьбога, Симаргла, Макошь и Перуна, бога грома и русов, правящего рода и правящей военно-социальной общности. Стрибог – главное божество у многих славянских племён, он же Род или Святовит, Сварог – бог прародитель, отец Даждьбога. Даждьбог – «белый свет», аналог греческому Аполлону. Макошь – женское божество, «мать урожая», «мать-земля», аналог греческой Деметре. Симаргл – охранитель урожая, побегов, он связан с Макошь и является посланником между небом и землёй. А Хорс – бог солнце, аналог греческому Гелиосу.

Столь странную и непонятную подборку можно объяснить лишь тем, что боги были с собственно русской земли, то есть с территории на юге Восточной Европы, которую занял род Русский с личным богом своего рода – громовержцем Перуном. Пантеон не включил в себя богов племён данников, например Волоса, бога скота, богатства и потустороннего мира, ильменских словен. Вместе с созданием пантеона в Киеве, размещаются языческие божества и на покорённых территориях. В результате Киев должен был стать сакральным центром, в дополнение к административному, что абсолютно естественно для родового мышления. Поэтому дядька князя Владимира Добрыня и установил в Новгороде кумира Перуна. Для усиления силы и значимости нового пантеона был осуществлён акт человеческого жертвоприношения.

Владимир со старцами и боярами, представителями киевской общины, решили принести человеческую жертву кумирам. Символично, что жребий пал на варяга-христианина.

Ритуал принесения человеческих жертв, свойственный этой стадии развития, и практиковался на протяжении всего Х в., даже князя Игоря в 945 г. древляне принесли в жертву в священной роще.

Попытка создать общеславянский пантеон с целью укрепления суперсоюза не удалась, и князь Владимир «со своими боярами и старцами градскими» с 986 г. начал поиск «веры» у соседних народов, стоявших на более высоких стадиях развития, с целью скрепить власть силы.

Как? Летописец о «выборе веры», естественно, пишет в христианском назидательном ключе. В этом рассказе отчётливо видна и поздняя редакция, в которой есть упоминание о немцах-католиках, потому что в конце Х в. такой розни между западной и восточной церквями не было, хотя трения уже начались.

Возможно, принятию христианства с запада, «от немцы», помешал заговор князя Святополка, который княжил в Турове. В нём участвовал немец Рейнберн, епископ Кольберга (города Колобжега, Польша, ранее территория западных славян).

Итак, в ходе «рассмотрения веры» иудаизм был отвергнут по причине того, что не было государства у иудеев, ислам из-за «отсутствия радости в религии», как сказал князь Владимир:

«Веселье Руси есть пити, не может без того быти.»
Как мы отмечали выше, русские князья (или летописцы-«редакторы») были авторами не одного крылатого выражения.

И, наконец, именно красота храмов и веры Бога империи византийцев – ромеев, ошеломила язычников Восточной Европы:

«всякий человек, как отведает раз сладкого, уже не будет после принимать горького!»
Такое формальное поклонение красоте храмов современным людям может показаться странным, если не учитывать ментальность людей родоплеменного строя.

Ещё один формальный повод, с современной точки зрения, и объективный для людей того периода, в пользу принятия христианства был в том, что бабка Владимира, княгиня Ольга была христианкой. И выбор был сделан.


А. Иванов «Крещение князя Владимира в Корсуне»
Существует несколько вариантов, как, собственно, происходило принятие веры лично князем Владимиром. Остаётся дискуссионным вопрос: до или после похода на Корсунь – Херсонес и где? В Киеве, под Киевом или в Корсуне? Чёткого ответа на этот вопрос дать невозможно.

Да и сам поход на Херсон вызывает вопросы. А поход этот был мало связан с принятием веры и был вызван всё той же «жаждой богатств».

Как бывало не раз в византийской истории с Херсонесом, этот город частенько выступал на стороне противников константинопольских властителей. На этот раз он поддерживал противников Василия II, будущего знаменитого Василия Болгаробойца. Власть порфирородного императора находилась в шатком положении и помощь русов в Крыму ему была необходима.

Но, как обычно, русы, воспользовавшись ситуацией, решили укрепиться в Крыму, шантажируя этим Византию, и Василий II был вынужден договариваться. Он подтвердил предыдущие союзные и торговые Договоры и отдал за князя Владимира свою сестру Анну, обещанную германскому императору Оттону III.

По мнению немецкого анналиста Титмара, именно Анна, невеста императора Оттона III, отданная Владимиру, и уговорила его принять христианскую веру. Василий «получал»-возвращал свой же город Херсон, захваченный князем Владимиром, и, что было самым важным в этом договоре для Василия, русский союзный корпус.

Как ни странно, и о чём мы писали выше, крещение Руси прошло незамеченным в византийских источниках. Потому что прибытие русского корпуса резко изменило ситуацию в пользу Василия II, обеспечив ему победу над узурпаторами и безопасность трона. И это политическое событие затмило менее актуальное для Византии крещение «росов».

Реклама



Следует подчеркнуть, что Владимир, в крещении Василий, стал ревностным христианином. Он, как многие обращённые князья «варваров», глубоко проникся новой Верой. По возвращении из похода в Крым, Владимир расправился с языческим капищем в Киеве. Крещение киевлян, что стоит особенно подчеркнуть, было добровольным, а вот на остальных территориях, подвластных Киеву, это событие происходило по-разному.


«Крещение Киева»
Процесс этот был не простой, а часто и кровавый у большинства стран Европы, принимавших Христианство. Франки крестили, одновременно превращая в своих данников, племена саксов. Олаф Трюггви (963-1000 гг.) и «вечный король Норвегии» Св. Олаф (995-1030 гг.) в ходе крещения применяли пытки, сжигали хутора и воевали с язычниками, в конце концов оба и погибли в этой борьбе. Крещение западных славян и литовских племён пруссов шло рука об руку с немецкой колонизацией, уничтожением знати этих племён и с ассимиляцией.

Гибель «старых богов» вела к гибели рода как структуры, к потере власти родовой верхушки, которая имела и сакральную власть, к возникновению новых политических отношений и усилению власти надплеменных структур и концу родового строя.

Недаром князь Владимир распорядился брать из семей и обучать книжной грамоте детей родовой знати, нарочитой чади: матери плакали о них как о мертвецах.

Повторимся: принятие веры для общины Киева означало укрепление гегемонии и идеологического превосходства над другими племенами, подчинёнными Русью, которые смотрели на этот процесс совершенно по-другому.

Новгородцы собрались на вече и решили отстоять старую веру. Тогда княжеские соратники атаковали их, Добрыня вёл бой, а Путята поджог город, что дало перевес сторонникам христианства. Археологи определили выжженную площадь в Новгороде в 9 тысяч кв. м.:

«Путята крестил мечом, а Добрыня огнём.»

И. Глазунов «Крещение Новгорода»
Но ещё в ХI в. язычество будет существовать на территории Восточной Европы, и не только на периферии, с этим будет считаться власть, ведя борьбу с волхвами-жрецами, как представителями уходящих структур.

В российской науке, как дореволюционной, так и в советской, господствовал взгляд, что причиной принятия новой веры было желание укрепить княжеское единоначалие, монархическое начало:

«один Бог на небе, один царь на земле.»
Но в условиях родоплеменного строя и зачатков государственной системы, когда монархического начала в государственном управлении даже не просматривалось, говорить о таких причинах не приходится.

Не стоит путать монархию как институт и личные властные амбиции, деспотические наклонности военных вождей, суровых князей-воителей периода «военной демократии». Время Х века и принятия Христианства стало периодом начала становления потестарной структуры, традиционно именуемой Древнерусским государством.
 

Результаты


Русские князья, род Русский силой объединял вокруг Киева племена в Восточной Европе в единый суперсоюз. Крайне аморфную и нестабильную потестарную структуру. В таких условиях была необходима консолидация иная, нежели только грубая военная сила или договорённости с племенной верхушкой, если они вообще были возможны. Попытка решить этот вопрос созданием пантеона языческих богов провалилась.

В таких условиях обращение к вере греческой империи, надплеменной вере не руси, полян или словен, способствовало стабилизации общества и закреплению гегемонии Киева на ином уровне.

Решение о принятии веры принималось не лично русским князем, да это и не могло быть в рамках этого общества. В этом процессе участвуют бояре и старцы градские, представители не только дружины, но и, скорее всего, племени полян. Потребность в принятии новой веры была связана не с формированием монархизма на Руси, а с установлением гегемонии одной общины с центром в Киеве среди других племён. И надплеменная религия способствовала этому.

Новая религия, как один из политических инструментов подчинения, с трудом приживалась у народов или племён данников. Но её чёткое идеологическое оформление, крайне привлекательный внешний антураж, милосердие и защита, как принцип для всех без исключения в период ослабления родовой безопасности – всё это, подкреплённое церковной структурой, которой до этого в принципе не было в Восточной Европе, делало своё дело.

Христианизация приобретёт совершенно иной масштаб и значение, когда земли начнут уходить из-под гегемонии «Руси», но об этом ниже.

Таким образом, Христианство стало важным идеологическим оформлением периода распада родоплеменных структур и перехода к территориальной общине, перехода от родоплеменной формации к ранним публичным государственным формам.

Владимир, как и его сыновья, совершенно искренне обрели новую веру и стали действовать по-христиански, часто так, как они её понимали. Князь, живя, как пишет летописец в страхе Божьем, не судил разбойников. Епископы указали князю на то, что он поставлен на суд по Закону Божьему, должен наказывать злых и миловать слабых, и он начал казнить разбойников.

Но это не соответствовало родоплеменным обычаям, и опять епископы и старцы – предводители городской общины, обратили внимание, что за преступления можно брать виру (штраф) для покупки снаряжения для войны против кочевников.

А с 90-х годов Х в. угроза со стороны степи серьёзно усилилась и стала важным фактором, постоянно влиявшим на примитивную экономику древней Руси. Владимир строил против степи укрепления и набирал воев на севере страны, нанимал варягов.

Отправка детей родоплеменной верхушки в школу, перемещение воев с севера, отправление их в союзную Византию, появление разбойников, возникновение надродовой и надплеменной системы управления и идеологии, имеющей внешний источник – все эти скупые летописные сведения говорят о кризисе родоплеменной системы.

Потому что «стабильная» и консервативная родовая формация была важным периодом в жизни славянского и восточнославянского этноса, предгосударственным этапом. Но возникшие дисбалансы под воздействием внешних факторов послужили её разрушению и переходу на новую, более прогрессивную стадию развития производительных сил.

https://topwar.ru/182573-rus-n...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...