Чем прославился и куда исчез самый странный правитель Египта

2 1220

«Что-то волшебное и таинственное охватывает сердце, когда входишь во двор этой древней мечети в центре Каира», - так говорят сегодня многие туристы о построенной более 1000 лет назад мечети Аль-Хакима. И мало кто знает, что появлением этой мечети Каир обязан самому странному правителю в истории Египта, который заявил о своей божественности, запретил кресс-салат и молохию, перебил всех собак в Каире…

А потом пропал сам.

 

Историки считают государство Фатимидов «золотым веком» в истории Египта, поскольку именно с этого времени до нас дошло множество артефактов и архитектурных шедевров, свидетельствующих о расцвете различных художественных форм и высоком мастерстве и образованности людей.

Фатимиды вторглись в Египет в 969 году и именно тогда основали новый город к северу от Фустата, который они назвали «Каир» и сделали его своей столицей. А в новой столице построили Мечеть Аль-Азхар предназначенную как для поклонения, так и для обучения, которая к нашему времени превратилась в самый важный центр исламского богословия и обучения в мире.
Аль-Азхар находится в начале легендарной улицы Муизз аль-Дин, а в конце улицы - мечеть Аль-Хакима, названная именем шестого фатимидского халифа, который правил на протяжении 25 лет - с 996 по 1021 год, и в историю вошёл как фигура неоднозначная.

Кто такой халиф Аль-Хаким

Некоторые историки считают Аль-Хакима последним из могущественных халифов Фатимидов. Он родился в Египте в 985 году и принял правление халифатом всего в 11 лет после смерти своего отца Аль-Азиза Биллаха. Мать его была христианкой, но при этом имела большое влияние на мужа-халифа (у которого была второй из трех жен). Именно благодаря ей Аль-Азиз проводил по отношению к христианам весьма лояльную политику и при нем усилилось их влияние в государстве фатимидов. А ещё жена уговорила правителя назначить своих братьев на самые престижные церковные должности – один из них стал в 985 году епископом Иерусалима, а другой – епископом Каира.

Аль-Хаким был единственным сыном халифа, который перед смертью завещал, чтобы до того, как сын вступит в законный возраст правления, ему помогали выдающиеся государственные мужи. Опекунами малолетнего Аль-Хакима главный казначей халифата Бурджуан ас-Сикили и лидер берберов Кутама, главный министром халифата аль-Хасана ибн Аммар.

Как 15-летний подросток устранил конкурентов и стал настоящим халифом

Между опекунами 11-летнего Аль-Хакима разгорелась жестокая конкуренция. Фактически с самого начала управление делами взял в свои руки Ибн Аммар. Он придерживался политики тирании, а все государственные дела решал за закрытыми дверями с самыми высокопоставленными шиитами. Бурджавану это не нравилось, он тоже рвался к власти и довольно быстро собрал соратников из числа солдат и мамлюков, которые восстали против Ибн Аммар. Тот желая сохранить жизнь фактически отдал реальную власть своему сопернику.

Впрочем, Бурджаван в знак благодарности преподнёс Ибн Аммару в подарок обширные земельные владения и получил поддержку марокканцев. Похоже, он начал верить, что настоящий халиф – это он. Он установил политику тирании, накопил огромное богатство и был занят только развлечениями и удовольствиями, а государственные дела тем временем приходили в упадок. Вот только Бурджаван выпустил из вида, что за это время Аль-Хаким повзрослел, начал понимать, что его отодвинули от дел и решил вернуть себе реальную власть.
Аль-Хаким организовал заговор, чтобы убить Бурджавана, и смог не только это сделать, но и выступить с заявлением, обосновывающим причины его устранения. Впрочем, смерть Бурджавана стала лишь первой в череде кровопролитий. Есть мнение, что всего по приказу Аль-Хакима было убито 18 тыс. человек, и начал он с самых выдающихся людей государства и своих чиновников. Он избавился от всех людей Бурджавана в армии и во дворце. А после этого устранил Ибн Аммара, и других помощников из числа кутамских шейхов. Коптский священник и историк аль-Мукаффа оставил запись, в которой говорится, что Бурджаван называл Аль-Хакима гекконом, когда тот был ребёнком, из-за его скверного характера. «Маленький геккон стал большим драконом, и он зовет тебя», - сказал вчерашний своему опекуну Аль-Хаким, когда решил его обезглавить.

Так Аль-Хаким сумел взять бразды правления халифатом в свои руки. А ведь ему было в то время всего-то 15 лет.

Странности Аль-Хакима: аскетизм, убийства и отношения с иноверцами

«Со времён фараонов не было в Египте более жестокого правителя, чем халиф аль-Хаким» - говорили о нем. Он был воспитан в абсолютной строгости, досконально изучил шиитские науки, философию и астрологию, в которой питал особую страсть. При этом он постоянно шёл на крайности и бесконечно убивал – приближённых, учёных, родственников. Он преследовал христиан, но при этом, как констатируют все историки, никогда не мог обойтись без их присутствия в решении государственных дел.

С начала своего правления Аль-Хаким проявил в отличие от своих опекунов строгость и аскетизм. Он удалили из дворца всех наложниц, а всем рабам дал вольную и наделил имуществом. Он отказался от роскошной позолоченной одежды, которую традиционно носили фатимидские правители в пользу одежды из грубой шерсти. Значительно сократил расходы на различные торжества и развлечения.

Аль-Хаким был весьма озабочен проблемой коррупции. Он садился на своего осла и отправлялся в деревни и на рынки, чтобы послушать, чем недоволен и на что жалуется простой народ. Он снижал налоги для простых граждан, никогда не скупился на милостыню для нуждающихся и никогда не запускал руку в казну.

Аль-Хакиму приписывают введение странных законов. Якобы он запретил забой коров в любые дни, кроме дней жертвоприношений, ввел запрет и кресс-салат и популярный в Египте ещё со времён фараонов суп молохия, посчитав его афродизиаком для женщин.

Аль-Хаким открыл в Каире Дом мудрости. Хотя это учреждение имело явно политическую направленность, благодаря тому, что оно получило доступ ко всем ресурсам государства, оно превратилось в крупный научный центр с огромной библиотекой, в которой имелось 1,6 млн книг, многочисленным и высококвалифицированным преподавательским составом, а также бюджетом в 43 млн динаров. Так как Аль-Азхар, открытый примерно на 30 лет раньше, служил и в качестве мечети, он не мог конкурировать с Дар аль-хикмой, которая стала центром высшего образования.

 

Но звезда этого учебного заведения, быстро загоревшись, так же быстро и погасла. Проблемы начались еще при жизни Аль-Хакима. Свою роль сыграло и то, что халиф убил нескольких богословов прямо во время дебатов, проходивших в его присутствии. Ученые, увидев, как легко они могут расстаться с жизнью, уже не могли вести свои исследования с прежней свободой.

В разные периоды своего правления Аль-Хаким по-разному относился в иноверцам. Известно, что в 1004 году халиф издал указ, запрещавший христианам Крещение и Пасху, а также употреблять вино и другие опьяняющие напитки, не изготовленные из винограда. Это стало проблемой для христиан и евреев, которые использовали вино для проведения религиозных ритуалов. В 1005 году правитель издал указ, обязывающий иноверцев носить цветные пояса, черные тюрбаны на головах и черные шарфы, чтобы отличать их от мусульман. Христиане должны были носить на шее железный крест, а евреи – деревянную подвеску в виде тельца, заменяя её в бане на колокольчик. Женщины иноверцев должны были надевать туфли разного цвета – одну красную и одну черную. И практика эта продержалась до 1014 года.

Именно в эпоху Аль-Хакима дования коптов в Египте достигли наибольшего масштаба. Были снесены многие церкви Каира и практиковалось насильственное обращение в ислам. А в 1009 году Аль-Хаким обнародовал протокол о сносе храма Гроба Господня в Иерусалиме. По официальной версии халиф был разгневан, что священники «устраивают трюк с нисхождением Священного огня», но историк Вильгельм Тирский утверждал, что Аль-Хаким Би-Амр Аллах разрушил Храм Гроба Господня в 1009 году, в стремлении опровергнуть утверждения о том, что он родился в семье христианки.

Впрочем, в последние годы своего правления Аль-Хаким позволил христианам и евреям, обращенным в ислам, вернуться к своей вере и восстановить разрушенные места поклонения. Христиане широко и торжественно отмечали Крещение, а турки получали от халифа в подарок на Навруз лошадей и оружие. Сам же халиф ушёл в религии друзов - арабскую религиозную секту , представители которой придерживающиеся доктрины ислама, но с эзотерическими учениями.

Куда исчез странный халиф Аль-Хаким

Различные источники дают разные версии подробностей исчезновения правителя. Впрочем, причин для его убийства было более чем достаточно. Известно, что Аль-Хаким пытался фактически изменить систему наследования как основу доктрины исмаилитов-шиитов, по которой имамат должен передаваться от отца к сыну. Он же попытался передать власть своему двоюродному брату и даже издал приказ, чтобы имя того было напечатано на монете рядом с именем халифа. Эта попытка привела лишь к опасному расколу и да, к смерти двоюродного брата.Более романтичная история исчезновения халифа гласит, что однажды ночью он, как обычно, отправился на своём осле на гору Мокаттам, наблюдать за звездами, и не вернулся. На его поиски были отправлены на утро солдаты, но они нашли лишь окровавленный плащ.

Так или иначе, его убили, по просьбе его старшей сестры Ситт аль-Мульк, которая привела к власти 17-летнего племянника и оставалась при нем регентом вплоть до своей смерти.

И в заключение… Мечеть Аль-Хакима - дошедший до наших дней артефакт фатимидов

Впрочем, есть мнение, что рассказы о странностях Аль-Хакима – это попытки очернить его личность, поскольку ни один из египетских историков (лояльных или критически настроенных), писавших историю Фатимидов, ничего об этом не упоминал. А реальным артефактом, дошедшим до нашего времени со времён могущественного халифа, стала мечеть аль-Хакима, построеная в 1013 году. Расположена она в исламском Каире, на восточной стороне улицы аль-Муизз, недалеко от ворот Баб аль-Футух.

Длина мечети составляет 120,5 метров, а ширина – 113 метров. Вокруг центрального двора располагается четыре молитвенных зала, крупнейший из которых направлен в сторону Мекки. Вход в мечеть имеет уникальное оформление в виде массивного выступающего каменного крыльца. Внутри над входом располагается табличка с именем аль-Хакима. Пол мечети выложен полированным мрамором.
На концах северного и западного фасадов мечети возвышаются два минарета. Между ними на- вход в мечеть. Минареты мечети считаются самыми старейшими минаретами Египта. Высота северного минарета составляет 33,7 метра, а южного — 24,7 метра.

Во времена Салах ад-Дина в мечети содержались пленные крестоносцы и располагалась конюшня. В период французской оккупации в мечеть была превращена в склад оружия и припасов. После провозглашения Республики Египет во время правления президента Гамаля Абделя Насера мечеть была переоборудована в школу. В качестве религиозного объекта вновь стала использоваться после реставрации, проведённой в 1980-х годах.

https://masterok.livejournal.c...

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить
  • "запретил кресс-салат"..... Лучше бы он укроп запретил, кто знает, как бы пошла история.
  • :boom: :boom: :boom: