К ЗАКОНУ О КУЛЬТУРЕ

0 316


Рождаемое матерью, дитё, как известно, есть первая и ближайшая к человеку предпосылка его превращения в родовое суверенное существо. А само превращение – весьма сложный и многотрудный социоисторический процесс. Его результатом являются человек или что-то, внешне не отличимое от него, но не совместимое с ним – типы супермена, сверхчеловека или недочеловека и множество их модификаций.

Займёмся не психологическими тонкостями их субъективного бытия, а размышлениями о человеческой качественной специфике. Она, проявляясь во всех личностных отношениях, в том числе и в степени его разумности, и в зависимости от меры своей полноты, высвечивает существенные отличия не просто человека от животных, но и более того. Изначально человеческая специфика резко отделила сотворенного человека от всех родов высших животных; он был сформирован по образу и подобию конструктивно потрудившихся над его созданием противоположных сторон и сил Наивысшего и Земного и стал реальностью продолжения их тенденции в Галактическом мире. Эта тенденция утверждающего развития культуры и жизни, где в качестве ведущей стороны идёт культура, олицетворяющая разум созидания и социальности. А главенствующим субъектом этого процесса, для обеспечения его последовательности и непрерывности, был назначен высочайшим промыслом Его, род человека. Стало быть, и в каждой галактике, по предположению, должен быть «свой» «человеческий» род разумных существ, однородных не формально, а по реальности функциональных качеств. Эти качества всеобъемлюще и постоянно объективно требуются от людей и формируются материальной структурой природы и структурой общества, страдающих от неполноты необходимых условий и беспорядочности своей истории.

Требования и материальные страдания обеих сторон человек способен воспринимать как свои собственные. Ведь его микрокосм тождественен структуре предметного мира его бытия. А фактом своего рождения и потребностями жизни он вовлечен в его процессы, в качестве активного и рационального компонента, преобразующего данность своего существования для удовлетворения потребностей и развития своей человеческой субъективности. Наличие исторических ограничений социоприродной данности, определяющих его возможности и противоречащих всё возрастающим потребностям, преодолеваются трудовыми конструктивными способами удовлетворения, входящими в состав универсальной технологии общественной жизнедеятельности, называемой культурой. Она в единстве своего основания и следствия – множественности причиняемых производных является технологией всех общественных жизнеутверждающих отношений человека.

Именем «культура» по-старинному, традиционно именуется некоторое разнообразие видов духовной деятельности, художественного творчества и искусства. При этом забывается присовокупить к ее общему роду её основание – совокупность причиняющих условий саморазвития культуры. В таком качестве выступает материальное и в единстве с ним духовное производство благ и ценностей для воспроизводства жизни. Благодаря им удовлетворяются потребности, и в зависимости от степени достаточности удовлетворения общественных потребностей роста происходит прогрессивное развитие культуры и общества.

Культура, таким образом, это – всеобщая технология и реальный процесс утверждающего развития общества и рода людей, где люди – её субъекты и продукты, а их конструктивная деятельность – формы ее развития. Самое важное для её понимания это – её способствование, всевозможными обновляемыми средствами и способами, утверждению, укреплению общественной жизни, повышению жизнеспособности, которая универсальна по своему проявлению, в чём можно видеть реальный образ самой культуры на данном уровне своего возвышения. Все прочие функции, которые, в лучшем случае, нейтральны по отношению к утверждающему развитию, а в худшем, невольно или умышленно препятствуют этому, положительного отношения к культуре не имеют. Это обстоятельство очень важно иметь в виду при формулировании статей правового закона о культуре. Закон должен выполнить роль нормативного фактора в отношении требуемых условий развития и культуры, и повышения жизнеспособности общества. Эти условия содержаться в структуре общества и должны стать, благодаря нормативам закона, более благоприятными для повышения действенности общей технологии жизнеспособности.

Мы приветствуем прекрасную идею принятия закона о культуре. Она возникла в политическом сознании России, как вдохновение свыше на деяния, равнозначные возрождению истинно русской культуры, которая всегда была более общественной, мирской, общинной, нежели в странах Запада. А в условиях разобщенности и либерализма социальных частностей, независимых от единой и неделимой общественной жизни России, культура прозябает и помаленьку деградирует. И это очень трудно поддается титаническим усилиям партий и их вождей по исправлению искривлений упрямой тенденции.

Закон, чтобы быть действительным, должен иметь своим достаточным идейным основанием истинную концепцию развития культуры и общества. Ведь именно общество своей многосторонней жизнедеятельностью служит субъектом культуры и её общей действительностью. Таким образом, культура как объект Закона логически неотделима и неотчуждаема от структуры общества, что необходимо держать в уме, чтобы выделить те её противоречивые стороны и моменты, которые вызывают и сохраняют в себе условия социальной проблемы, не решаемость которой негативно сказывается в некоторых чувствительных аспектах общественной жизни российской интеллигенции вообще. Надлежащее развитие культуры, рассматриваемое социологически, предполагает некоторое повышение социального благоприятствования условий творческой деятельности той части интеллигенции, которая существенно и позитивно влияет на культуру мышления и общения людей, этическое и эстетическое, сознание. Этой составной частью являются не одни только, так называемые, «звезды», высокооплачиваемая, и не вполне определенно политизированная элита, которая волюнтаристски только умножает всякие «проблемы», а её вклад в развитие культуры, в лучшем случае, нулевой. Закон о культуре целесообразно должен быть писан для регламентации производственных, «творческих» отношений всей интеллигенции для их правового закрепления в структуре общества.

До сего времени художественное творчество некоторых ведущих тележурналистов, народных артистов эстрады, актёров кино и проч. в силу их необычайной гениальности представляется как неординарные образцы самоценности искусства для искусства и бизнеса и разновидностью развлечения. Оно таковым остается и даже признаётся великим искусством. Его величие, конечно, в степени мастерства художника, в необычайности его технологии и в степени положительного воздействия и влияния на общественную жизнь. Но это воздействие нередко бывает нейтральным или отрицательным, что означает, что эти образцы искусства не имеют положительного отношения к культуре. Затевать споры для опровержения этой констатации не надо. Может быть, в ней моя грубая ошибка. Но законом о культуре должна учитываться и такая возможность и возможность именно правового недопущения и запрета проявлений антикультуры в самой культуре. Ибо культура – не рафинированная утонченность неповторимых движений прекрасной души и тела, а нормативный образ мыслей, чувствований и практических общественных отношений современников, в общем, технология утверждающего развития общественной жизни и человека, такого, каким он должен быть, согласно объективным требованиям самой жизни, тенденциозно стремящейся к всеобщей гармонии. Гармония – это свойство наилучшей структуры, необходимо присущее всякому единству тождественных, по полноте проявления их функциональных качеств, взаимодополнительных противоположных сторон и компонентов. Гармония, однако, пока не достижимый общественный идеал, к которому спонтанно стремится система природы, оставаясь стратегической целью культуры и приоритетным условием её всеобщего синтеза. И всё же общество, представляемое его государством, при всех условиях капиталистической демократии в силу того, что оно центральный орган саморегуляции культуры, должно поспособствовать и самому себе и своему обществу.

Одним актом, принятия важного закона, гармонию структуры общества и культуры, не родишь, но можно внести, хоть что-нибудь, хоть малые, но заметные, существенные предпосылки гармонии и согласия общественных отношений.

Датская угроза

Датчане — храбрые люди, наследники викингов. В 1397 году они даже объединили в рамках Кальмарской унии Данию, Швецию и Норвегию. Учитывая же, что Норвегии тогда принадлежали также Гренл...

Украина и помощь Запада

Российские СМИ имеют одну замечательную особенность. Они воспринимают Украину как нечто необычное и неведомое, как если бы она на Луне находилась. Поэтому с энтузиазмом воспринимают и н...

Как высушить сорняки на огороде за 1 день и не полоть весь сезон!

Как жаль, что я раньше не знала об этом средстве от сорняков. Это чудо-средство убивает их за 1 день. Здравствуйте, дорогие друзья, садоводы и огородники. Сегодня наконец поделюсь с вами...