8 половых актов на фоне Богородицы в пермском академическом Театре-Театре

38 7286

На малой сцене «Театра-Театра», именуемой ныне «Сцена-Молот», открыт новый театральный сезон. Открыт по-старому – скандально и провокационно, поскольку уволенного в июле министром культуры художественного руководителя театра Бориса Мильграма к открытию сезона восстановил в своих правах губернатор Пермского края. Мнение Лии Ахеджаковой и Инны Чуриковой в пользу Мильграма оказалось для Виктора Басаргина весомее мнения сотни заслуженных деятелей культуры Перми, которые предупреждали: «Нас возмущает обилие «спорных» спектаклей в репертуаре театра, то, что нормой стала нецензурная брань, эротика на грани пошлости и насилие на сцене академического некогда театра». Так охарактеризовали деятели культуры в обращении губернатору работу Бориса Мильграма — бывшего министра культуры времён «культурной революции» Марата Гельмана.

И вот открытие нового сезона сразу задало планку на весь будущий год.

4 сентября на малой сцене театра («Сцена-Молот») был показан спектакль по пьесе Дэвида Хэйра «Голубая комната» в постановке итальянки Алессандры Джунтини. Как сообщают на сайте театра: «Впервые ее поставили на театральной сцене лишь в 1998 году. Ранее никто не решался ее ставить из-за того, что цензоры отнесли произведение к разряду порнографии». И, надо сказать, абсолютно заслуженно.

В спектакле нет единой сюжетной линии, а действие состоит из восьми новелл, центральным моментом которых является половое сношение. Сначала проститутка отдаётся таксисту, потом он сношается с горничной, та — с сыном хозяев дома, он — с женой политика, жена политика — со своим мужем, муж — со случайной девицей лёгкого поведения. Она, в свою очередь, вступает в сексуальную связь с женщиной-драматургом (!), которая, в свою очередь, спит с актрисой театра, которая соблазняет аристократа, который сношается с безотказной проституткой 20 лет из первого эпизода этого публичного дома, который построили Борис Мильграм и худрук «Сцены-Молот» Владимир Гурфинкель. «Постель – мерило всего, единственное место общения, единственное, что удерживает людей рядом друг с другом», — произносит, по-видимому, главную мысль постановки персонаж «Политик».

Секс таксиста и проститутки

На этот развратный лад зрителей настраивают ещё до начала спектакля. Минут за десять до начала на сцену выходит жеманная девица, играющая проститутку, и начинает заигрывать с мужчинами, сидящими в зале. Трогает их, садится им на колени. А в перерывах между эпизодами актрисы с возгласом «Секс-секс-секс-секс!» кидаются на шею ошалевшим мужчинам с первого ряда.

Проститутка, пристающая к мужчинам перед началом спектакля

В интервью телеканалу РТР Владимир Гурфинкель, анонсируя премьеру спектакля, заявлял: «Это история бесконечной любви, которая существует у людей, вот эти бесконечные отношения, вот эти бесконечные чувства, это то, что являет «любовный калейдоскоп». В действительности же, как это однозначно сыграно в спектакле, настоящих чувств ни у кого из персонажей по отношению к любовникам и любовницам нет. Есть эмоции от соития, наиболее яркие — у проститутки, шалавы и лесбиянок, и наиболее бедные — у семейной пары. В одном из актов достичь нужных ощущений героям помогают наркотики. Сами половые акты, хоть и не осуществляются непочсредственно на сцене (пока?), но имитированы соответствующими дёрганиями телами, руками и ногами под быструю музыку, так что вопроса, что изображается на сцене, не возникает.

Секс жены Политика и студента. С первого раза не получилось.

О том, что я ни сколько не преувеличиваю, можно судить по восхищенной рецензии об этом спектакле, опубликованной на интернет-портале «Звезда» zvzda.ru/. Как известно, это либеральный проект Надежды Агишевой. Летом 2016 года «Звезда» яростно отстаивала Бориса Мильграма, всячески превознося его культурные эксперименты. Так вот, эта «Звезда» сама рассказывает о форме и содержании спектакля. Автор рецензии Григорий Ноговицын пишет: «.. действие спектакля идёт вверх на «социальном лифте» — от уличной Девушки и Таксиста <..> (долгое перечисление всех участников соитий) к Аристократу». «… этим «лифтом» является секс. Всех героев связывают половые отношения, поэтому действие спектакля движется от одной пары любовников к другой, очень красиво и ярко показывая флирт и страсть».

«Голубая комната» — в хорошем смысле очень эротичный, сексуальный, откровенный спектакль, но при этом совершенно не пошлый. Эротика на сцене есть, а вот порнографии нет. Хотя она напрашивается. Во многом это достигнуто благодаря тому, как изящно показан секс: занятие любовью демонстрируется в очень символическом виде. Обычно это танцы, поставленные хореографом Ириной Ткаченко, причём разные по ритму». «То есть чисто внешне в «Голубой комнате» секса нет, но на деле герои действительно занимаются на сцене любовью, пусть и в символическом значении».

«..декораций в привычном понимании в спектакле нет. Есть множество ящиков, которые артисты перестраивают под каждый эпизод, при этом в некоторых ящиках скрыты некие определённые символы для каждого такого эпизода». «Такими символами оказывают самые разные вещи — от писсуара до иконы».

«..в таком необычном решении одного мужского образа — когда женщина показывает любовь к женщине, может быть повод для скандала, которых сейчас в театральной, да и в культурной сфере хватает. И усугубить возможность скандала может то, что в эпизоде отношений Драматурга и Актрисы появляется образ Богородицы».

Проститутка, измождённая ночной работой вылезает из ящика с изображением Богородицы на крышке

Последний момент особенно примечателен, потому что он грозит Перми очередным скандалом с вовлечением в дело религиозной общественности. При этом камни неизбежно полетят в огород губернатора и тех чиновников, которые защищали Мильграма — это они теперь ответственны за все его пакости в должности худрука. Ведь кто-то из верующих людей может воспринять лесбийское половое сношение на фоне иконы Божьей Матери, рядом с которой поставили красные туфли на высоком каблуке и писсуар, оскорблением религиозных чувств верующих (статья уголовного кодекса с санкцией вплоть до лишения свободы).

Лесбийская страсть

А кривляние проститутки, которая изображает позиции того, как она доставляла удовольствие клиенту, выползшей из ящика, на крышке которого всё та же икона, лишь утвердят верующих в мысли, что цель происходящего – именно глумление над религиозными символами и смыслами. Ведь ни икона, ни сама Божья матерь, символизирующая, вообще-то, непорочность, в спектакле никак не упоминаются. На неё не молятся, перед ней не каются, её вообще не замечают. Она — только фон для инсценировки прелюдий и соитий.

У постановки нет ни логичной развязки, ни морали, ни развития характеров. Спектакль можно заподозрить лишь в одной «сверхзадаче» — пропаганде «свободных нравов», т. е. разврата. Показательно, что студентов на этот спектакль пускали вообще бесплатно. Как мне пояснили в кассе, это постоянная практика театра – пускать по студенческим билетам со скидкой 50% либо и вовсе без оплаты. 

На первом плане худ рук пермского "академического" театра Б. Мильграм, губернатор В. Басаргин, главный режиссёр В. Гурфинкель.

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Ну и зачем вы им рекламу сделали?
    • UNV
    • 8 сентября 2016 г. 13:44
    Вспоминается Н. В. Гоголь: «Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.»
  • Такой театр нам не нужен.
  • Откуда же такая дрянь вылазит? Вернее, кто же это всё так целенаправленно создаёт?
    • iodine
    • 8 сентября 2016 г. 13:56
    Куда катится мир?