Владимир Лукич был сыном небогатого дворянина, в молодости он состоял на военной службе, но оставил ее в чине поручика и поселился в своем родном городе — Миргороде (Полтавская губерния). Его отец и два брата были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Владимир Лукич тоже взялся за написание икон, но кроме них он писал и портреты, в стиле немного наивной живописи, которая имела широкое распространение на Украине в то время.
Выбраться из провинции талантливому художнику помог интересный случай. В 1787 году путь Екатерины II на юг России лежал через Миргород. Местное дворянство заказало у В.Л.Боровиковского несколько работ, которые были размещены в комнатах дома. На холстах были изображены аллегорические сцены с участием императорских особ. Императрица советовала художнику ехать в Петербург. Так он и сделал, но поступить в Академию Художеств Владимиру Лукичу не удалось из-за возраста.
С 1792 года Боровиковский брал уроки у И.Б.Лампи (австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II) и Д.Г.Левичкого. В 1795 году Владимиру Лукичу присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии Художеств. Он стал модным портретистом, многие высокопоставленные особы желали быть изображенными кистью известного мастера.
Как художник В.Л.Боровиковский был трудолюбив и скрупулезен. В серии женских портретом наиболее ярко раскрылся его талант: они не так пышны, как мужские, небольшие по размерам, сходны по композиционному решению, но их объединяет нежное душевное чувство и тонкость в передаче характеров.
Так случилось, что ни Боровиковский В.Л., ни его учитель Лампи И.Б. не оставили описания своих технических приемов живописи. Также известно, что Владимир Лукич был левша.
Расцвет искусства Боровиковского В.Л. был недолгим — чуть более дсятка лет на рубеже XVIII-XIX вв., — но прекрасным. В 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского угасло, уступая место молодым мастерам. Старость Боровиковского была безрадостной: будучи одиноким человеком, довольствуясь узким кругом друзей, он теперь совсем стал нелюдимым. Он начал увлекаться мистицизмом, но и это не принесло ему радости. В конце жизни Владимир Лукич не писал портретов, а занимался только религиозной живописью.
Например, в Казанском Соборе Санкт-Петербурга сохранились прекрасные работы Боровиковского в этом роде: «Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий». Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Боровиковский В.Л. воспитал двух учеников, одним из которых был А.Г.Венецианов, перенявший от своего наставника тонкое, поэтическое восприятие мира.
Оценили 23 человека
56 кармы