Младенец-мученик Гавриил и страшная история его смерти

4 301

Протоиерей Игорь Рябко

Младенец-мученик Гавриил Белостокский. Фото:racyja.com

3 мая Православная Церковь почитает память младенца Гавриила Белостокского (Заблудовского), замученного в 6-летнем возрасте.

Икона этого святого, как правило, представляет собой изображение малолетнего ребенка с крестом в руке на красном фоне. Мученичество младенца Гавриила – явление уникальное, выходящее за пределы привычных нам житийных историй. Несмотря на то, что события, связанные с его жизнью, произошли еще в XVII веке, полемика по этому поводу не утихает до сих пор.

Возрождение почитания младенца Гавриила Белостокского упоминается, как нарушение религиозных свобод в целом ряде докладов Конгресса США по антисемитизму, которые проходили в начале ХХI века. В конце прошлого века целый ряд еврейских организаций бывшего СССР высказывали свое негодование и возмущение почитанием памяти этого младенца.

История мученичества

Согласно житию, младенец Гавриил родился в 1684 году и был сыном Заблудовских крестьян (сейчас это территория Польши), Петра и Анастасии. Его родители твердо держались православной веры, несмотря на сильное влияние Брестской унии. В канун Пасхи 1690 года в возрасте 6 лет Гавриил был похищен деревенским арендатором Шутко, членом некой иудаистической секты, увезен в Белосток и предан мучению. Мальчика распяли, затем кололи, постепенно испуская кровь, пока он не скончался.

Тело мученика было выброшено близ деревни. Найдено оно было через три дня по лаю собак, которые не только не тронули тело мученика, но и все эти три дня отгоняли от него хищных птиц. Младенец Гавриил был погребен на кладбище в родной деревне. Его мученическая кончина стала предметом громкого судебного разбирательства, результаты которого были записаны в «книгах правных магдебургии Заблудовской».

Открытие и почитание мощей

В 1720 г. во время эпидемии местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места. Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми. Частично обгорела только ручка, но после перенесения мощей она чудесно зажила и покрылась кожей. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря мощи младенца Гавриила были перенесены в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

По молитвам к Гавриилу происходило много исцелений, особенно детей. В 1820 г. РПЦ причислила его к лику святых. Мощи младенца-мученика почивали открыто, на руках были видны колотые и рваные раны. В Слуцком монастыре хранилась книга, в которой записывались чудеса, происходившие у раки Гавриила.

Дальнейшая судьба

В 1915 г. рака с частицей его мощей была привезена в Москву в Покровский собор на Красной площади, что после революции 1917 стало поводом для многих судебных процессов. Молебны, которые служил у раки с мощами протоиерей Иоанн Восторгов, стали одной из причин его ареста и последующего расстрела в 1918 году. В ноябре 1919 года были возбуждены ряд дел против клириков Покровского собора по обвинению их в контрреволюционной и антисемитской пропаганде. Суд даже запретил употребление тропаря и кондака младенцу Гавриилу, «как определенно человеконенавистнического и контрреволюционного».

Позже мощи были перенесены в Минский музей атеизма. А с 1944 года они находятся в Покровском соборе города Гродно. В 1992 г. из Покровского собора они перенесены в Николаевский собор города Белостока, где почивают в настоящее время. С 1993 г. ежегодно 2-3 мая мощи младенца Гавриила переносят из Белостока в Заблудув, где у открытой раки совершаются торжественные богослужения. Мученик почитается как покровитель больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением. Он также является небесным патроном «Братства православной молодежи» в Польше.

Кровавый навет на евреев

Канонизация и почитание младенца Гавриила до сих пор подвергается жёсткой критике как пропаганда кровавого навета на евреев и антисемитизма. История обвинения евреев в ритуальных убийствах тянется еще с дохристианских времен. Этой темы касались Апион, Сократ Схоластик, Иосиф Флавий. Но какого-то существенного распространения тогда это обвинение не получило. В XII веке в Англии снова участились случаи обвинения евреев в совершении ритуальных убийств. Несмотря на то, что запрет на убийство содержится не только в заповедях Торы, но и в других религиозных книгах иудаизма. Употребление крови детей в качестве каких-то ингредиентов в религиозных ритуалах с позиции традиционного иудаизма невозможно.

Правда в 2006 году профессор израильского университета Ариэль Тоафф, специализирующийся на средневековой еврейской истории, еврей по национальности и сын главного раввина Рима, выпустил книгу «Кровавая Пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства», в которой утверждается, что в Средневековой Италии могла существовать иудейская секта, использовавшая в ритуалах порошок из крови. Но, этот труд вызвал бурю возмущения и критики в самом Израиле.

В Русской Православной Церкви всегда высказывались решительно против обвинения евреев в ритуальных убийствах. Доктор наук, профессор кафедры философии религии СПГУ Сергей Фирсов отмечает, что «собственно Православная Церковь в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев».

Тем не менее святые Гавриил Белостокский и Евстратий Печерский были канонизированы именно как мученики и жертвы ритуальных убийств. Протоиерей Александр Мень в свое время высказывал убеждение, что эти святые будут когда-то деканонизированы. Но, как мы видим, несмотря на официальную позицию Церкви по вопросу отношения к ритуальным убийствам у евреев, этого не произошло. Мученик Гавриил почитается верующими до сих пор, а многочисленные факты чудес, происходящие от его мощей, говорят о несомненной святости мученичества этого младенца.


Источник

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • Спасибо за статью
  • Святой мученик Гавриил, моли Бога о нас!
  • "Страха ради иудейска"! И, да! Потому с Царственные Мученики от иудей записаны как Страстотерпцы.