Откуда берет начало разрушительная политика фанарских иерархов
Опубликовано: 26.12.2024 в 10:58
Действия Константинопольской Патриархии в последние годы регулярно вызывают у верующих недоумение. Но если обратиться к истории Церкви начала XX века, то «странная» политика Фанара покажется очень знакомой.
В данном контексте нельзя не вспомнить историю Патриарха Мелетия, личности во многом неординарной хотя бы потому, что он последовательно был Предстоятелем трех Поместных Церквей: Элладской, Константинопольской и Александрийской.
Но Патриарх Мелетий «неординарен» также и своей церковной политикой, и своими деяниями, плоды которых православие пожинает до сих пор. Вот только назвать эти плоды благими не поворачивается язык.
Мелетий (в миру Эммануил Метаксакис) родился в 1871 г. на острове Крит. Учился в семинарии Святого Креста в Иерусалиме, по окончании которой в 1900 г. был назначен секретарём Священного Синода Иерусалимской Патриархии.
Архимандрит-смутьян
Спустя несколько лет, уже будучи в сане архимандрита, Мелетий (Метаксакис) сумел проявить себя не лучшим образом. В 1908 г. в Иерусалимской Церкви начались волнения верующих арабского происхождения, которые требовали уравнения в правах арабов и греков (традиционно в Иерусалимской Патриархии руководящие посты занимали исключительно греки) и создания смешанного совета из духовенства и мирян для управления делами православной общины Иерусалима.
Иерусалимский Синод все эти предложения отклонил. При этом члены Синода заподозрили Иерусалимского Патриарха Дамиана в благосклонном отношении к православным арабам и низложили его. В этой недостойной акции одним из главных подстрекателей был архимандрит Метаксакис.
Спустя короткое время низложение Патриарха было признано незаконным, синодалы раскаялись, а организаторы смуты, в том числе и архимандрит Мелетий, были изгнаны с территории Иерусалимской Церкви.
На Кипре и в Афинах
Обосновался неудачливый смутьян на Кипре, в то время занятом британцами. Греческий историк А. Зервудакис даже утверждает, что именно там Мелетий вероятно вступил в масонскую ложу. Но, так или иначе, с этого момента Метаксакис был на очень хорошем счету у британского правительства. В 1910 г. он становится митрополитом Китийским (в составе Кипрской Православной Церкви).
В разгар Первой мировой войны Метаксакис переезжает в Афины, где вскоре при поддержке тогдашнего греческого премьер-министра Венизелоса, отличавшегося крайним национализмом, становится архиепископом Афинским и Предстоятелем Элладской Православной Церкви под именем Мелетий III (1918–1920). Впрочем, после отставки Венизелоса в 1920 г. не пользовавшийся любовью местного духовенства Мелетий также был смещен и выехал в США, где временно управлял греческой архиепископией.
Интриганство и модернизм
Почему Мелетий (Метаксакис) нигде надолго не задерживался и не стяжал любовь окружающих, объясняется его характером и взглядами: и в Иерусалимской, и в Кипрской Церквах, и на Афинской кафедре Мелетий проявил себя авторитарным человеком, склонным к интригам, со специфическим модернистским взглядом на православие.
Уже в Афинах он вел переговоры о единстве с Англиканской церковью, не оставлял близких контактов с англиканами и будучи в США, где принимал участие в англиканском богослужении.
В то же время он оставался клириком Элладской Православной Церкви, Синод которой в 1921 г. создал специальную комиссию по расследованию деятельности бывшего архиепископа Афинского, которая признала нарушение им канонов. 9 декабря 1921 г. Синод Элладской Церкви постановил извергнуть Мелетия из сана, но в это самое время его неожиданно для многих избрали Константинопольским Патриархом.
На элладский Синод было оказано давление, и уже в следующем году постановление об извержении Мелетия отозвали. Стоит отметить, что давление оказывалось и на клириков Константинопольской Патриархии, избравших бывшего Афинского архиепископа во Вселенские Патриархи. По свидетельству митрополита Германа (Каравангелиса), обнищавшей Патриархии посулили 100 000 долларов (огромная по тем временам сумма).
На Константинопольском престоле: новые интриги, вмешательство в дела других Церквей
Став Константинопольским Патриархом (под именем Мелетий IV), Метаксакис за свое короткое (меньше двух лет) правление смог развернуться по полной.
Чуть больше чем через месяц после интронизации 1 марта 1922 г. он упразднил томос одного из своих предшественников, выданный ранее греческим приходам в США, и тем самым единолично вернул их в юрисдикцию Константинополя. Разумеется, это вызвало протест со стороны Элладской Церкви и церковные нестроения в греческой диаспоре, которые продлились до 1931 г.
В марте 1922 г. Мелетий издает еще один томос, который утверждал право Константинопольской Патриархии на «непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных Церквей, в Европе, Америке и других местах».
На основании присвоенного себе права и пользуясь тяжелым положением Русской Православной Церкви при большевистской власти, Патриарх Мелетий начинает активно вмешиваться в дела епархий, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата: польских, эстонских и финских.
Так, в марте 1923 г. он утверждает избрание Митрополитом Варшавским и Волынским и «всея Православныя Церкви в Польше» епископа Дионисия (Валединского) (того самого, который в 1941 г. в оккупированной немцами Украине организует вторую, после 20-х годов, «Украинскую Православную Автокефальную Церковь»).
В июле того же года Патриарх Мелетий особым томосом принимает в свою юрисдикцию Ревельскую епархию Русской Церкви под именем «Эстонская Православная Митрополия» в качестве автономии.
Тогда же и так же единолично другим томосом Мелетий создает из русских приходов в Финляндии Финляндскую Православную Церковь, которая на правах автономии тоже входит в состав Константинопольского Патриархата, несмотря на все протесты Русской Церкви.
Но и сама Русская Православная Церковь на территории Советской России не осталась без вмешательства нового Вселенского Патриарха.
Летом 1922 г. после ареста св. Патриарха Тихона и возникновения обновленческого раскола Константинопольская Патриархия вела переговоры с советской властью о возможном признании обновленческого «Высшего церковного управления» и участии в суде над святителем Тихоном. И хотя в следующем 1923 году Фанар официально осудил обновленцев, но заигрывание с ними продолжилось.
Одновременно с этим Мелетий оказывал давление и на Управляющего русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского), чтобы он со всем подведомственным ему клиром и паствой и со всем церковным имуществом перешел в юрисдикцию Константинополя. В 1923 г. этот проект не удался, но в 1931-м, уже при преемниках Мелетия, все-таки был осуществлен.
«Всеправославный конгресс»
Помимо захватов чужой канонической территории Патриарх Мелетий попытался осуществить обширную программу реформ, для чего с 10 мая по 8 июня 1923 г. в Константинополе под его председательством был проведен «Всеправославный конгресс» из девяти человек, в котором приняли участие и некоторые русские архиереи: архиепископ Александр (Немоловский) и архиепископ Анастасий (Грибановский) (хотя они и не были уполномочены представлять Русскую Церковь).
«Всеправославный конгресс» был нацелен на давнюю мечту Мелетия Метаксакиса – унию с англиканами. Для этого приняли решение о введении нового календаря, который бы совпадал с западным григорианским. Тогда же конгресс положительно высказался и о допустимости вступления клириков в брак после хиротонии, в том числе и повторный для вдовцов. Также было решено созвать Всеправославный или Вселенский Собор.
Нужно сказать, что на тот момент бурная деятельность Патриарха Мелетия на Константинопольской кафедре (как перед этим и на предыдущих) не вызвала сочувствия у клира и мирян. Недовольство было столь велико, что Патриарх-реформатор под предлогом болезни оставил Фанар и перебрался на Афон, где под давлением нового греческого правительства и архиепископа Афинского Хризостома был вынужден 20 сентября 1923 г. подписать отречение. Иронично, ведь еще не так давно сам Мелетий использовал давление светских властей в своих целях, теперь же это обернулось против него.
Александрийская кафедра, реформа календаря, экуменизм
Но оставался не у дел бывший Вселенский Патриарх недолго и менее чем через три года, 20 мая 1926-го, не без помощи влиятельных кругов, был избран уже на Александрийскую Патриаршую кафедру под именем Мелетий II, на которой уже пребывал до самой своей смерти.
На Александрийской кафедре Мелетий Метаксакис тоже успел многое. При нем была проведена задуманная еще в Константинополе календарная реформа и принят Новоюлианский календарь, практически совпадающий с западным Григорианским (кроме Пасхалии, которая продолжает вычисляться по-старому), введенный вскоре и во многих других Поместных Церквах, что в некоторых случаях вызвало т. н. старостильный раскол.
Продолжились и экуменические контакты с Англиканской церковью. В 1930 г. Патриарх Мелетий был участником Ламбетской конференции, где вёл переговоры о единстве между англиканами и православными и признал хиротонии, совершенные в Церкви Англии. В том же году принимал участие и в Ватопедской межправославной комиссии по вопросу предстоящего диалога с нехалкидонскими Восточными Церквами. В виду еще недавних попыток Метаксакиса организовать унию с англиканами, эти диалоги выглядели весьма сомнительно.
Конец жизни. Итоги
Под конец жизни неугомонный иерарх пытался стать еще и Патриархом Иерусалимским, но Господь рассудил иначе: 28 июля 1935 г. Патриарх Мелетий скончался в Швейцарии.
Как видим, нынешние действия константинопольских иерархов, которые так шокировали многих верующих, на самом деле не являются чем-то принципиально новым. Все это уже было сто лет назад: и претензии на чужие канонические территории, и принятие единоличных решений в сложных канонических вопросах, касающихся всей православной общности и модернистские реформы и двусмысленные экуменические контакты с инославными…
Можно задаться вопросам, присуща ли такая политика именно Константинопольской кафедре? Нет, конечно. На Константинопольском престоле побывало 270 архиереев, среди которых были и мученики, и праведники, и подвижники, как свт. Иоанн Златоуст. Но были и еретики, и преследователи Церкви Христовой, как ересиарх-Несторий или иконоборец-Константин II. Были и сомнительные личности, как Мелетий Метаксакис, которым последующая церковная история даст свою окончательную оценку. Вопрос лишь в том, почему нынешний Константинопольский Патриарх не следует по пути своих святых предшественников, а реанимирует именно страшное наследие Патриарха Мелетия.
Оценили 10 человек
25 кармы