Тема прощения — это очень тяжёлая тема. Намного легче весь день голодать, чем простить человека. Легче поклониться сто раз. Будет болеть и спина, и ноги, но это всё равно легче, чем простить. Потому что это — не вопрос спины и ног, и вообще не вопрос мышц, а вопрос сердца.
В Евангелии от Марка есть такие строчки, специально адресованные тем, кто хочет простить. Хочет, но не может. А, не умея простить, ты обесцениваешь все свои труды. Вот ты пошёл к алтарю и принёс дар, но вспомнил, что имеешь обиду на брата своего или он за что-то на тебя обижен. Оставь дар при алтаре, пойди к брату — помирись с ним, и только потом принеси дар.
А иначе твой дар не будет иметь пользы. Молитвы, подаяния, милости, посты, паломничества — всё становится бесполезным, теряет всякую силу, если в душе нашей злоба, ненависть, злопамятство, недовольство к своему ближнему. А это случается со всеми и повсюду. И мы знаем по собственному опыту, что прощать, действительно, трудно.
И вот Евангелие от Марка даёт нам практический совет словами Господа:
«Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве — прощайте, если что имеете на кого. Дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
Очень простая и совершенно кристальная мысль.
Прощать нужно, когда стоите на молитве.
Во-первых, приближаясь к Богу в молитве, ты тут же начинаешь вспоминать свои грехи, из которых самые главные — это обида и злопамятство. Они вдруг вплывают перед тобой и мешают тебе молиться.
Во-вторых, не молясь, ты лишаешь себя возможности учиться прощать. То есть тот, кто не молится — не прощает. Но и не только тот, кто молится, может прощать. Не факт, что он сможет простить. Но он может научиться прощать, потому что для него эта проблема становится очевидной. И вот когда ты стоишь на молитве — прощай, если имеешь на кого-то злобу или обиду. Чтобы и Отец Небесный простил тебе согрешения твои.
Ты же чувствуешь грехи, когда молишься. Именно когда молишься, ты, собственно, и чувствуешь свои грехи. Когда не молишься — кажется, что всё в твоей жизни нормально, и сам ты вроде бы ничего.
Вот этот ключ молитвенный к прощению я и предлагаю вам сегодня. Это касается всех из нас. Не правда ли? Есть жены, которые десятилетиями носят в себе какую-нибудь обиду, нанесённую мужем. Есть мужья, не прощающие жён своих по каким-то причинам. Есть люди, которые имеют злобу по соседству, по родству или по работе.
В конце концов, мы сплетены этими тугими канатами взаимного неудовлетворения, неодобрения и злопамятства... И это всё потому, что мы не молимся. Когда мы начнем молиться, тогда мы вдруг увидим эту проблему. До этих пор мы её не видим. Молясь, мы получаем силу от Бога прощать. И наше сердце исцеляется.
У Диккенса есть такие строчки: «И моё гордое сердце исцелялось страданием». Исцеляется сердце молитвой, в том числе и страданием. Кто не хочет молиться, тому придётся приготовиться к страданиям. Потому что Бог всё равно исцелит тебя — либо через покаяния твои, либо через неизбежные скорби. От скорбей избавляются покаянием. Не хочешь скорбеть — кайся.
Не хочешь каяться — приготовься к неприятностям и несчастьям.
Если человек не научится прощать, то он вечно будет в грехах, как в репьях. И Евангелие говорит нам, что Отец Небесный ровно так же поступает с нами, как мы с теми, на кого обижаемся. Ровно в той же мере. Если ты забываешь, то и Господь забудет тебе твои грехи. Сколько бы их ни было.
Человек, умеющий простить, имеет дерзновение обратиться к Богу: «Господи, Боже мой, ты сам сказал: оставляйте долги наши, и ты оставишь нам. Вот я всё оставил, и ты оставь мне все мои долги».
И поверьте, Господь простит вам все ваши грехи, если и вы научитесь прощать других.
Душа, не умеющая прощать, лишается благодати Божией. Благодать Божия напрочь уходит от человека, если он таит в себе злобу, коварство, ненависть и прочее-прочее-прочее.
А умение прощать даёт человеку силу.
Оценили 6 человек
14 кармы