Говорят, что времена не меняются и в каждую эпоху люди сетуют на то, что прежде бывало лучше. Не знаю, лучше или нет, но иногда мне кажется, что прежде было.... логичнее, что ли. Мы жалуемся и удивляемся, почему мир ТАКОВ? Но разве мы не знаем ответа? Зачем мы себя обманываем?
Еще в юности я прочла рассказ Джека Лондона, который запомнился мне на всю жизнь. Джек Лондон вообще необычный писатель, не салонный и этим выгодно отличается от многих других. Пройдя суровую школу жизни, он и рассказы писал "суровые" - без сантиментов, без лицемерного этого налета цивилизации, которой всегда хочется приукрасить реальность и еще больше свои "завоевания". Но, в другой стороны, рассказы Лондона лишены смакования жестокости (свойственные современному искусству). Он просто описывает простые и понятные правила выживания.
Хочу предложить вам отрывок из того рассказа ("Путь белого человека"). Разговор происходит между белым американцем и старым индейцем.
* * *
"Он очнулся как бы от сна и с усилием выпрямился.
— Нехорошо красть, — сказал он. — Когда собака крадет твое мясо, ты бьешь ее палкой. Таков закон. Человек установил его для собаки, и собака должна так жить; иначе палка причиняет боль. Когда человек берет твое мясо, или твою лодку, или твою жену — ты убиваешь того человека. Это закон, хороший закон. Нехорошо красть, и потому, по закону, укравший должен умереть. Всякий, кто нарушает закон, должен нести кару. Величайшая же кара — смерть.
— Но если ты убиваешь человека, то почему не убить собаку? — спросил я.
Старый Эббитс посмотрел на меня с ребяческим удивлением, а Зилла, словно отвечая на мой глупый вопрос, усмехнулась.
— Вот взгляд белого человека, — пробормотал Эббитс, как бы примиряясь с моим неразумением.
— Это безрассудство белого человека, — огрызнулась Зилла.
— Пусть в таком случае старый Эббитс научит белого человека разуму, — сказал я кротко.
— Собаку не убивают, потому что она должна тащить сани человека. Ни один человек не везет саней другого. Поэтому человека убивают.
— А! — заметил я.
— Это — закон, — продолжал старый Эббитс. — Теперь слушай, белый человек, я тебе расскажу про большую глупость. Есть один индеец, по имени Мобитс. Он украл у белого человека два фунта муки. Что же делает белый человек? Бьет ли он Мобитса? Нет. Убивает ли он его? Нет. Что же делает он с Мобитсом? Я скажу тебе, белый человек. У него есть дом. Он сажает туда Мобитса. Крыша дома хорошая. Стены толстые. Он зажигает огонь, чтобы Мобитсу было тепло. Он дает Мобитсу много пищи. И пища хорошая. Никогда за всю свою жизнь Мобитс не ел такой пищи. Дают свиное сало, хлеб и бобы. И Мобитсу очень хорошо.
— На двери большой замок, чтобы Мобитс не убежал. Это тоже глупость. Мобитс не убежит. Здесь отличная пища, теплые одеяла, жаркий огонь. Очень глупо бежать. Мобитс не глуп. Он остается в этом месте три месяца. Он украл два фунта муки. За это белый человек хорошо о нем позаботился. Мобитс съел много фунтов муки, много фунтов сахара, свиного сала, бобов. Мобитс пил много чаю. Через три месяца белый человек открывает дверь и говорит Мобитсу, что он должен уйти. Мобитс не хочет уходить. Он как собака, которую долго кормили в одном месте. Он хочет там остаться, и белый человек должен его прогнать. После этого Мобитс вернулся в деревню, и с тех пор очень растолстел. Вот что делает белый человек, и нельзя его понять. Это глупость, большая глупость".
* * *
Читайте Джека Лондона! Кстати, лингвистическая экспертиза показала, что самый большой запас слов именно у Лондона, а самый маленький - у Хэмингуэя. Я потому, наверно, обратила внимание на эту инфу и запомнила, что Джека Лондона я обожаю, а Хэмингуэя не люблю совсем. ))
Оценили 0 человек
0 кармы