Интересный спор вышел у меня с одним собеседником - о словах. Судили мы с ним да рядили, только он мне всё о морфемах, а я ему - об ОБРАЗАХ. Я ему про образы, а он ну ни в какую! делает вид, что не слышит. Оно и понятно - оппоненты наши предпочитают спорить о второстепенном, уводя разговор от главного - от того, КАК создается тот ОБРАЗ, который в конечном счете один все и решает.
Кому интересно - О или А будет стоять в слове? Другое дело ОБРАЗ - это доступно всем и всеми запоминается, потому что с чем-то ассоциируется. Поэтому реклама - двигатель прогресса, а все усилия политических технологов любой страны направлены на то, чтобы создавать позитивный образ себе и негативный - конкуренту. Этот - кровавый рЫжЫм, а эти - в красивых платьях пришли посмотреть очередной сериал, создающий ОБРАЗ красивой, умной нации. И не важно, что за фасадом образа хрустят чьи-то кости, блюют наркоманы и плачут изнасилованные дети - обсуждаем ТОЛЬКО образ! только платья! только сериал! - Хороша ли материя? Хорош ли покрой? Хороша ли королевская осанка?
- Голубушка, как хороша!
* * *
Однако, проблема в том, что, создавая ОБРАЗЫ, люди становятся заложниками этих образов. Я много раз сталкивалась или наблюдала такую ситуацию: человек хочет ИЗМЕНИТЬ образ - под новую реальность, новые проблемы и задачи - а изменить не получается, потому что прежний старый образ довлеет, а довлея, не позволяет человеку расти, РАЗ-ВИ-ВАТЬ-СЯ дальше. Это одна из причин, по которой люди уходят и меняют жизнь - не столько из сложившихся обстоятельств, сколько от людей, не позволяющих эти обстоятельства преодолевать, находясь в уютном им плену сложившихся образов и представлений.
Как хотите, а "пошлость", изображаемая Чеховым, она как раз об этом: когда через десять лет встречаешь человека и понимаешь, что ты утопал ого-го куда, а человек так и остался там, где был - и те же фразы, и те же песни, и те же ужимки и прыжки. Ты смотришь на него и тебе страшно оттого, что с тобой могло бы произойти то же самое, останься ты в этой компании.
На моей памяти я раза ТРИ совершала то, что в народе называется "жечь мосты" (не путать с избами, которые "горят и горят"!) Сжигание мостов - это не акт агрессии, это сознательное отрезание путей к собственному отступлению - когда повернуть назад, к прежним образам и представлениям, будет уже нельзя. Тогда рвутся многолетние связи с друзьями, коллегами, а иногда даже с близкими и родными. Это страшно, это больно, но так НАДО! Ибо впереди - чистый лист бумаги, на котором ОПЯТЬ, ЗАНОВО можно "лепить", "рисовать" себя - того, которым ты стал или только собираешься быть, или только желаешь найти.
И я думаю, трагедия известных людей, облеченных властью, в том только и заключается, что они, в силу возложенных на них ожиданий и полномочий, не могут, не имеют права "жечь мосты". Их просто никто не поймет и не простит, и даже поняв - не отпустит. Они заложники своего положения на всю жизнь. Именно так начинается величайшая личная трагедия - стагнация и деградация прежде замечательных личностей.
Но все равно людям проще. Людям (пока еще) есть куда уходить, чтобы пережить очередные испытания и искушения. И даже короли, говорят, умудрялись бежать из дворцов - сажать капусту и окучивать огороды. А куда деваться нации, стране, культуре - из тех образов, которые складывались веками? Вот, скажем, были мы ЧАСТЬЮ европейской культуры, а теперь нам надо быть САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ СУБЪЕКТОМ, надо формулировать СОБСТВЕННЫЕ идеи. А как? Куда девать все эти исторические декорации, которые нависают и грозят обрушится от старости и ветхости?
Меня сильно озадачил недавний комментарий о том, что "православие создал Христос". Вот это образ - православный христианин - когда и кем создавался? Надо думать, тогда, когда была поставлена задача - стать частью опять же европейского (тогда христианского) мира. Так Правь и Славь стали достопочтимыми христианами. Но где-то глубоко, на самой глубине подсознания еще слышны клич, обращение, эхо:
- Правослаааавные!! - но что это за образ, никто уже не помнит. Но ежели становиться самим собой, надо вспоминать. А как? А о последствиях вы подумали? Вот уже и христианства-то нет - одни руины, как голые печные трубы, торчат. А мы хоть и православные, но все равно христиане и попробуй что возрази - тут же одернут. Но ведь это совсем другой образ и совсем другая система измерения! И где-то Папа Римский продолжает грозить пальчиком и хитро подмигивает криптокатолик.
- Врешь! Шалишь! Не соскочишь! Вы христиане, а не православные! И даже Третий Рим - это всё равно НЕ про Первую Москву. Потому что православие "основал" Христос, ага.
И опять снова здорово - по тем же граблям истории. Не так, так по-другому, не те, так эти всё так же нежно держат тебя за яйца железной рукою и изменить привычного образа никто не позволит. Скорее нахлобучат на тебя кучу других образов, в которых ни ты сам себя, ни родная мама тебя не узнают.
Знаете..... Я всю жизнь мечтала кем-то стать - сначала тем, а потом другим, но не стала потому, что никто "не видел" меня в том образе, в котором я себя видела, который хотела примерить. Артистка, плясунья? - недостаточно хороша; штукатур-маляр - слишком хороша. То ли дело - проститутка! Само то! - в 90-ых супер востребованная профессия не только у "малиновых пиджаков", но даже у друзей лучшего друга; и не только востребованная, но и очень удобная, ибо проститутке можно не просто НЕ заплатить, а вообще и за человека-то ее не считать - ВОТ же ЧЕМ ВСЕГДА заканчивает ваш хваленый патриархат и где начинается феминизм! Как только выясняется, что тебя НЕКОМУ защитить (а в патриархальном обществе это либо отец, либо брат, либо муж), так тут же с тобой можно делать всё что угодно, и никто их (которые сделают "что угодно") не осудит.
Но я сказала - НЕТ! В том образе, который приятен и удобен вам, меня не будет! Я ухожу. Никто не возражал. Лишь пожали плечами, покрутили пальцем у виска:
- Что с нее взять-то, с бабы-дуры, курицы, козы (нужное подчеркнуть)! Ну не поняла она своего счастья! А ведь красивая, п...ой могла бы горы ворочать!
Набрехали с три короба по принципу: "И мне не дала! Вот б....ь!!" - на том и разошлись. Я потеряла ВСЁ, включая элементарное человеческое уважение - только за то, что разрушила приятный людям образ, но зато я прожила ту жизнь, которую хотела - в другом образе, который, может статься, был интересен только мне одной, но в котором комфортно было МНЕ. А сколько образов осталось нереализованными потому только, что люди "не видели", а я не имела сил и ресурсов доказать, что это не только моё, но еще и вам может быть полезным.
Но все равно человеку проще. После поста об отце приснился отец и произнес свою любимую поговорку, давно мной позабытую: "Вольному - воля, спасенному - рай". И так хорошо, так тепло мне стало. И целый день я потом ходила и смаковала это напоминание: вольному - воля, спасенному - рай! Красиво же! И верно - только воля твоя и Бога, и больше ничего. Как в песне:
"А на небе нет судьи, кроме Господа,
А на земле-то нет судьи, кроме совести".
* * *
Что же посоветовать тебе, "о! моя любимая страна"? (из песни о Вите Черевичном). Сколько образов нахлобучивают на тебя - сутенеры, проходимцы, стервятники! А сколько образов ты создала сама, желая понравится им же - сутенерам, проходимцам, стервятникам? Ты была добра, уступчива, всех понимала и всех прощала. Они рвали твое тело, они насиловали тебя, а ты вставала, отряхивалась и делала вид, что так и должно быть. Тебе подливали в стакан, похлопывали сначала по плечу, а потом по заднице, потом румянили и белили - то под "истинного христианина", то под "славянофила", то под "белых", то под "красных", то под "сталинизм", то под "демократию". Но знаешь ли ты, какая ты на самом деле? А какой ты хочешь быть? Тебе решать. У меня для тебя только ассоциации....
"А где-то далеко за ветром и за пылью
Остался край чудес - там человек решил,
Что он рожден затем, чтоб сказку сделать былью,
Так человек решил, но видно поспешил.
И сказку выбрал он с печальною развязкой
В ней призрачное зло в реальность обратив.
Теперь бы эту быль обратно сделать сказкой,
Да слишком много дел, да слишком мало сил".
Оценили 2 человека
5 кармы