Лежал, значит, себе Емеля на печи, лежал.... не тужил: сладко спал, вкусно ел и радовал себя тем, что пересчитывал купюры из пачки, специально припрятанной под подушкой - НЕ на черный день, нет, а чисто для такого вот удовольствия - иногда пересчитать. И вдруг..... Волокут Емелю во дворец: "Пойди-ка, мил человек, туда, не знаю куда, и принеси-ка нам то, не знаю что....".
Такие мои первые ассоциации от попыток чиновников из Министерства культуры возглавить процедуру защиты традиционных ценностей. Видимо, предлагали многим, но согласились те, которые "самый младший у царя сын", у кого просто не было возможности отказаться от этого безнадежного предприятия.
А может, "спящие" какие, агенты "деструктивных сил", спали-спали в недрах чиновничьего сообщества, да вдруг по команде какой секретной проснулись, оживились и выдали всё то, что мы теперь читаем. Как говорится, всё сказанное может быть теперь использовано не только против вас, но вообще против любого человека, да и человечества в целом тоже. Таково современное прочтение, а пуще применение, старых истин и схем.
С другой стороны, я понимаю: в культуре как в военном деле - без настоящей войны и генералы, и культорги чахнут и дохнут. Это уж я вам как бывший культорг говорю. Может, засиделись ребята, застоялись, а ветры перемен подуют - оно и пойдет помалу, со скрипом, с матюками, но пойдет: "Эээээх, дубинушка, уууухнем! Эээээх, зеленая, сама пойдет!"
Есть, конечно, сомнения, что чиновники любой страны имеют хоть какие-то представления хоть о каких-нибудь ценностях, кроме материальных. Во всяком случае такой ценности как ЧЕСТНОСТЬ я в списках, составленных чиновниками от Минкультуры, не нашла. Ну вот просто ни единого упоминания! Да и заприметила-то я пропажу, наверно, только потому, что давно живу; помню, что где-то когда-то в детстве, юности слышала это слово - "честность", помню, что люди это качество весьма ценили, находили в нем великую пользу и само слово это в устной и письменной речи употребляли. Теперь уж и слово и понятие это - историзм, архаизм и анахронизм. И понимаю я эту перемену так, что бороться и защищать можно что угодно, но если, как говорят дети, ты держишь пальцы в кармане скрещенными, то это всё понарошку.
Ну да ладно! Мне ведь всё равно ответят, что я придираюсь, передёргиваю, попросят предложить что-то своё, альтернативное. Вот я и думаю - с чего же начать? с чем сравнить? от чего бы такого оттолкнуться, от каких "аналогов"? Вспоминаются только библейские ценности (которые тоже никакого ни отражения, ни продолжения в трактате Минкультуры не поимели) и вспомнилась клятва, которую давали советские дети, когда их принимали в пионеры.
Хм......, подумала я, пожалуй пионерская клятва - это именно то, что нужно (для сравнения и анализа ценностей).
Полезла искать и действительно нашла кое-что весьма интересное, даже с точки зрения просто знания отечественной истории и культуры. Давайте изучим "как тогда", а потом сравним с тем, "как сегодня". Может, что-нибудь и поймем.
* * *
Начинается пионерская клятва со стихотворения, про которое сразу надо сделать кое-какие пояснения для современных читателей:
1. Приём в пионеры - это же был большой праздник, и в жизни человека и в системе идеологического воспитания, и как водилось на советских праздниках, его украшали тематическими стихами, песнями и речёвками, которые разучивали сами ребята. Образец, приведенный ниже, один из возможных вариантов подобного (советского) творчества.
2. Фразу "жги костры среди кустов" не следует понимать буквально как призыв к поджогам. Сегодня, сами знаете, с этим строго (поэтому и поясняю), но во времена СССР "пионерский костер" был такой же неотъемлемой частью пионерского ритуала как и повязывание красного галстука. Да и вообще, чо уж! Может, и не скифы мы, но огнепоклонники мы - абсолютно точно! Костры в нашей стране любили и продолжают любить стар и млад, а песни о печеной в костре картошке - это вообще отдельный жанр отечественной поэзии. (А вы думали что же: картошка - это только жареная и пюре? Ха!)
Вот чего у советских идеологов не отнять - знали они толк в удовольствиях, и умели совмещать приятное с полезным - клятву верности делу Ленина с камланиями-медитациями у костра и поеданием вкусняшек . Это теперь в мозги, лишенные всякой фантазии, широким потоком проливается западная культура, возвращение к Традиции оборачивается тем, что на места дореволюционных иностранцев-управляющих приходят эффективные менеджеры иностранного же образца, и получается, как в сказке Бажова про Поротю - только "порооооооть!!!!"
Итак.... Говорит "Пионерская зорька". )) Стихотворение называется "Всегда готов!"
Пионер! Всегда будь смелым,
Не бросай на ветер слов.
И проверить слово делом
Будь готов!
- Всегда готов!
Будь веселым, плавай, прыгай,
Жги костры среди кустов,
Но склонить лицо над книгой
Будь готов!
- Всегда готов!
Развивай и ум и руки,
Помни: труд не даст плодов
Без учёбы, без науки.
Будь готов!
- Всегда готов!
В жизнь идя победным маршем,
В шуме битвы и трудов
Смену дать героям старшим
Будь готов!
- Всегда готов!
Взглядом ясным и бесстрашным
Различать умей врагов.
За друзей стоять отважно
Будь готов!
- Всегда готов!
Будь готов всегда вступиться
За калек, сирот и вдов
И за правду встать, как рыцарь,
Будь готов!
- Всегда готов!
Будь готов отдать все силы
Делу славному отцов,
Послужить Отчизне милой
Будь готов!
- Всегда готов!
***
Далее - текст "торжественного обещания пионера" (позднесоветский вариант):
"Я, (фамилия имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:
- горячо любить и беречь свою Родину,
- жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия,
- всегда выполнять законы пионеров Советского Союза".
Клятва образца 1922 года:
"Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров и буду им повиноваться".
Клятва 1923 года:
Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что:
- Буду твердо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира.
- Буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров.
Клятва 1928 года:
Я, юный пионер СССР, перед лицом товарищей торжественно обещаю, что:
- Буду твёрдо стоять за дело рабочего класса в его борьбе за освобождение трудящихся всего мира,
- Буду честно и неуклонно выполнять заветы Ильича и Законы юных пионеров.
***
Далее - "Законы пионеров Советского Союза" (многократно упомянутые выше):
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем,
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер - товарищ и вожак октябрят.
Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
* * *
Первое, что бросается в глаза - очевидное смещение акцентов в сторону ДЕЙСТВИЯ. Человек "нового (коммунистического) типа" - это в первую очередь АКТИВНЫЙ человек, с АКТИВНОЙ жизненной позицией. Не просто знающий о ценностях, слышавший о них, а человек утверждающий свои ценности своими поступками и всем своим образом жизни. Это важно. (забегая вперед: наш чиновник, проповедующий нестяжание - ну такое себе зрелище, неубедительно совсем, какой длины список ценностей ни напиши).
Второе: четко обозначенные цели; ясные и понятные СПОСОБЫ и ИНСТРУМЕНТЫ их достижения: защищай Отчизну, готовься стать достойной сменой отцам (продолжателем тех самых "традиций"), продолжателем дела отцов, будь справедливым и милосердным (как рыцарь - красиво!) к старикам, сиротам и инвалидам - для этого: будь ЧЕСТНЫМ, СМЕЛЫМ, МУЖЕСТВЕННЫМ, ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ, ТРУДОЛЮБИВЫМ и НАСТОЙЧИВЫМ, умей не только развлекаться, но и будь готов делать то, что делать, может быть и трудно, и не хочется совсем, но делать совершенно необходимо, если ты собираешься стать и слыть ПРИЛИЧНЫМ человеком - учись! приобретай знания! перенимай опыт! постигай науки! Держи равнение на лучших (в труде и обороне), будь достойным примером для младших, береги память о павших в боях, будь интернационалистом, ибо на тебя смотрит и на тебя ровняется весь мир.
Третье: само ПРИСЯГАНИЕ человека на службу государству, партии, на защиту коммунистических идеалов. Т.е. все эти правильные слова направлены непосредственно НА человека, обращены к нему ЛИЧНО - к его разуму, совести. Традиция буквально ТРЕБУЕТ от человека "перед лицом своих товарищей" дать обещание не быть гнидой! Это важно! Ибо дать "честное слово" стать Человеком - это вам, знаете ли, не Волочкову с Бузовой в Сети хайпануть.
Четвертое: цели, ценности, приоритеты - всё на своих местах, всё обозначено, всё проговорено, коротко, но при этом четко, ясно, понятно.
Еще одно - четкая понятная иерархия, Путь-дорога восхождения к вершинам не только успеха, но и человечности: от октябренка к пионеру, от пионера - к комсомолии, от комсомола - к члену партии.
Давайте пока отвлечемся от той мысли, что все эти прекрасные клятвы и обещания никак не помогли в сохранении советской страны, никак не остановили морального разложения абсолютно на ВСЕХ уровнях социальной и партийной иерархии. Перед нами сейчас другая задача - сравнить тексты, изучить цели, ценности, понять, КУДА и ЧТО сместилось, ЧТО вообще изменилось в нашей "традиции" за последние 50 лет.
* * *
Теперь.... Что мы имеем от Минкульта? Есть перечисление ценностей и того, что им угрожает.
К числу традиционных ценностей авторы документа относят:
- жизнь
- достоинство
- права и свободы человека
- патриотизм
- гражданственность
- служение Отечеству
- ответственность за судьбу Отечества
- высокие нравственные идеалы
- крепкая семья
- созидательный труд
- приоритет духовного над материальным
- гуманизм
- милосердие
- справедливость
- коллективизм
- взаимопомощь
- взаимоуважение
- историческая память
- преемственность поколений
- единство народов России
В число чуждых ценностей составители включили:
- культ эгоизма
- культ вседозволенности
- культ безнравственности
- отрицание идеалов патриотизма
- отрицание идеалов служения Отечеству
- отрицание идеалов продолжения рода
- отрицание идеалов созидательного труда
- отрицание идеалов позитивного вклада России в мировую историю
- отрицание идеалов позитивного вклада России в культуру
Основные угрозы, считают в Минкультуры, исходят из деятельности экстремистских и террористических организаций, действий США и их союзников, транснациональных корпораций и иностранных НКО, а также реформ в области науки, культуры, образования и информационной деятельности, "проводимые без учёта традиций".
* * *
Первое: не очень понятно, К КОМУ обращены все эти инструкции - к нам, США и НКО или всё это вообще для внутреннего пользования отдельного ведомства? Источником угроз названы внешние "деструктивные силы", но ни единого слова про то, что самым главным источником угрозы самому себе и государству является всё-таки сам человек, - в том случае, когда он глуп, не образован, труслив, малодушен, тщеславен и жаден. Нет в воззваниях Министерства культуры обращения к человеческой ЛИЧНОСТИ. Есть некие ценности и есть не попытка даже, а прямое уведомление граждан о том, что защита этих ценностей отныне вынесена ЗА пределы личного рассмотрения - на уровень неких министерств и ведомств, на уровень экспертного сообщества.
Если речь идет об утверждении и финансировании "культурной продукции" - для кино, театров, книг - это одно (хотя тоже не без вопросов). Но вот что такое, объясните мне, пожалуйста, "борьба с эгоизмом", учитывая, что понятие "эгоизм" происходит от понятия "Эго", а Эго есть неотъемлемая часть человеческой личности - точно так же как "национальные интересы" есть неотъемлемая часть нации, государства (отсюда термин - "национальный эгоизм"), а само словосочетание "борьба с эгоизмом" звучит так же бредово как словосочетание "борьба с национальными интересами". Нет такого согласования в русском языке! По всем правилам логики и русского языка эти слова согласовываются ТОЛЬКО с помощью предлога "ЗА" - "борьба ЗА национальные интересы С конкурентами" - это грамотная и понятная формулировка. А что такое "борьба с эгоизмом" - это, боюсь, только одним чиновникам-борцам и понятно.
Что такое "приоритет духовного над материальным" в условиях, когда бабло побеждает ВСЁ? Ну вот просто по факту - приходит и всех и всё скупает - оптом и в розницу, и "никаких гвоздей!", как сказал поэт.
Что такое "идеалы созидательного труда" в условиях официально признаваемой (как система) безработицы, когда людям вообще не до созидания, а дайте ЛЮБУЮ работу, чтобы не сдохнуть с голода?
Что такое "коллективизм" при частной собственности? - это ЗАО (закрытые акционерные общества), или всё-таки ООО? (сарказм) Что такое "взаимопомощь" в условиях жесточайшей конкуренции и межкорпоративных "тёрок" (смотрим последний нашумевший конфликт сотрудника МВД с сотрудником ГИБДД. Слава Богу, о взаимном уважении товарищам всё-таки напомнили и они друг друга не поубивали совсем, как бывало в 90-е).
Не в том даже вопрос - ЧТО это за ценности (слова-то знакомые), вопрос: для КАКИХ ЦЕЛЕЙ, для какой социально-политической модели всё это заявляется и забрасывается в нашу жизнь, в наше сознание? И что делать, если реальность входит в жесточайшее противоречие с заявленными идеалами? Ну что делать? Взрывать реальность? (ну раз идеалы под защитой, а реальность нет).
Я увидела меж строк одну-единственную и главную цель - сохранение того, что никак не желает сохранятся, так сказать, самотёком - благостного единства государства и человеческого Эго. Потому и отдельной строкой - эгоизм, и отдельное ему, эгоизму, внимание. Чиновники, хотели, видимо, незаметно протолкнуть свою главную "боль и страх" - наш эгоизм - в общем списке, но не получилось. Поскольку понятие это совершенно иной (неидеологической) природы, из контекста "традиционного" оно прям-таки вываливается - кричит и бьет по глазам: "Тююю! Меня-то за шо?" Но полагаю, именно на "эгоизме" и борьбе с ним оттопчутся все, кому не лень - и чиновники, и педагоги, и начальники всех мастей, и все "спящие" от иностранных разведок, которые к тому времени обязательно проснутся - все, кому от нас чего-нибудь надо, но кто с нами самими делиться ничем не желает. И будет как у Владимира Высоцкого в песне:
"Кто плевал мне в лицо,
А кто водку лил в рот,
А какой-то танцор
Бил ногами в живот....".
Молодые люди просто откровенно смеются:
- Борьба с эгоизмом в условиях жесточайшей капиталистической конкуренции? Ну-ну! Удачи!
* * *
Далее.... Очевидно, что в схеме, представленной Минкультом, человек является НЕ субъектом социальной и политической жизни, а исключительно объектом: либо объектом манипуляции со стороны "деструктивных сил" (которые находятся всегда вне личности), либо объектом для опеки со стороны государства. Такими, видимо, они нас видят и другими они нас НЕ видят, в других НЕ верят.
Определять "что такое хорошо, а что такое плохо" будет НЕ человек, а чиновники - люди с теми же самыми слабостями, достоинствами и пороками, что и прочие "объекты", но обладающие, якобы, некими специальными знаниями и представлениями о ценностях, плюс - наделенные полномочиями трактовать эти не имеющие конкретных очертаний формулировки так, как им заблагорассудится. Нижних товарищей поправят верхние, чем выше, тем трактовка верней, а в целом, скорее всего, ничего не изменится, кроме уровня и без того зашкаливающей нервозности и тревожности, ибо КАК в России реализуются подобные мероприятия, давно известно - ровно в русле "традиции" - самодурства и волюнтаризма. Ты начальник - я не прав, я начальник - ты не прав; одних репрессируем, на грешки других закрываем глазки, а стыд не дым - глаза не выест.
А что же человек? А человек непременно и очень скоро начнет этой системе активно сопротивляться - не на внешнем контуре, а что гораздо хуже - внутри самого себя, в тесном контакте со своим ущемленным и обиженным Эго, которое от того, что с ним борются не покладая рук, раздуется до еще более невероятных масштабов.
Вот даже не знаю - стоит ли пускаться во все тяжкие и объяснять чиновникам то, что им совершенно не нужно и неинтересно. Или последовать примеру других, более умных, чем я, граждан - просто взять и промолчать; прочитать, вздохнуть грустно, махнуть рукой, дескать: "А! Делайте что хотите!" - и идти по своим делам, ибо.....
Да что там "ибо" да "кабы"! Вы ведь и сами всё знаете, всё понимаете! Кто-то напишет проект, а кто-то донос, кто-то прочтет и примет меры, а кто-то поставит галочку и отчитается (не самый плохой вариант, кстати), "кто-то метёлочкой шмякнет, кто-то звякнет, кто-то брякнет, а в целом это называется - воспитание..... А может, всё-таки родная мама? А?" Кто знает, из каких культурных сокровищниц цитата, тот поймет, а кто не знает, пусть читает проекты Минкульта.
Подведем итог. Как можно заметить, с позднесоветских времен по сути мало что изменилось, притом что советские лозунги были и проще и понятнее - и в прочтении, и в правоприменении. А нынче, как в том фильме: "Говоришь хорошо - врёшь плохо!" (это я всё о честности, места для которой в списке "современных традиционных" (оксюморон!) ценностей не нашлось. А дети все плачут и плачут..... А бабы..... А кстати..... где бабы?
- А бабы в поле, вашбродие!
Понятно. Как в песне: "А в это время женщины копали и продвигались медленно вперед". (из позднесоветского фольклора). Песня - наше ффсе! Поэтому - по многочисленным заявкам наших радиослушателей, песня про..... Не угадали! Не про зайцев, а про картошку, которая "пионеров идеал-ал-ал!"
Оценил 1 человек
2 кармы