Утренний сон - всегда самый сладкий, самый интересный и самый странный. Ветер свистит в окошке, снится: "Деградация - это всегда просто, потому что легко и приятно, потому что не нам расхлебывать последствия.... Легко и приятно..... легко и приятно.....". Свист ветра в окошке мешает думать эту мысль, мешает досмотреть сон о деградации до конца. Встаю, закрываю окно. Всё! Проснулась! Сон как рукой сняло.
Однако, какой чудесный сегодня день! Всякий день, который начинается со странных утренних снов, почему-то всегда начинается хорошо. А может просто потому, что сегодня солнце? Солнце теперь редко и поэтому в радость. Когда солнце, нужно любоваться на краски природы и рисовать.
Никогда и ни у кого не получалось переложить на холст краски природы, даже Левитану, хотя он лучший. Ну как, какими красками передать вот эту синюю лазурь, что светится между облаками? А как передать цвет цветка? "Аленький цветочек" наверняка навеян именно этим - отчаянием передать цвет природы. Причину я понимаю, да что толку?!
Всё дело в солнечном свете, все природные цвета светятся изнутри. Ведь что такое лепесток (цветка)? Конгломерация клеток, маленькие прозрачные пузырьки, заполненные жидкостью. Солнце преломляется в них и получается эффект свечения - как в ручье в солнечный день. Волна - вид сверху и волна на просвет - это разное, выглядят по-разному. Волна на просвет - это "бутылочное стекло", но даже стекло не даёт такого эффекта, ведь клеток-бусинок много и светится каждая. Но даже бисер не передаст этого свечения, чуть лучше чем краски, но опять не то! Бисер - это волна "вид сверху". Блеск есть, цвет есть, сияния - нет!
Цветок сияет изнутри, оттого так и прекрасен. Я хожу внутри клеточки цветка как по комнате - деловито осматриваю конструкции, глажу прозрачные стены, щурюсь сквозь них на солнце, понимаю как работает..... Но как повторить? Как это сделать, вернувшись мыслью и воображением за стол, за холст?
Что краска! Краска - это "грязь"! Кирпич, растертый в пыль. Но кирпич так и останется кирпичом. Кирпич не станет ни цветком, ни алмазом. Алмазы....... Фу, гадость! Не люблю алмазы! Ни алмазов, ни бриллиантов - они холодные. Мне нравятся самоцветы, а из драгоценных - рубины, изумруды, сапфиры. Да. Сапфиры! Ассоциация на сапфир - небо, вода, Мариинская впадина, глубина. Ассоциация на алмаз - старуха Елизавета, кровь, воровство, убийство, война. Тьфу, дура! Всю песню испортила! Тьфу на тебя, старая ведьма!
Смотрю в окно - пытаюсь вернуть утреннее настроение. Небо над ближними облаками - сияющий голубой. Небо на горизонте - нежно бирюзовый. Как получается такой цвет - нежно бирюзовый? Смешением голубого и желтого...
А вы знаете, что из ДВУХ цветов, смешивая их в разных пропорциях, можно получить невероятное количество цветов и, а меняя их концентрацию - еще больше оттенков? Вот из этих ДВУХ и "невероятного количества" их смешений как раз и пишется любая картина - эти "двое" и рожденные от них и создают эффект цветовой гармонии.
Странно, но об этом никогда не рассказывают те, кто учит нас рисовать. И мне не рассказывали. Я поняла это сама, экспериментируя с цветами. Поняла тогда, когда уже поздно было применять знания. А до этого - много лет раздражения и отчаяние поймать суть красоты. Вот это и есть наше образование. Учителя чаще всего сами ни черта не знают, а те, кто знает - все, от художника до слесаря, охраняют секреты мастерства, как Кощей охраняет свою иглу. А потом всей страной ноют про то, что трубы текут, специалистов нет и страна деградирует. А с чего бы ей не деградировать, если все профессионалы сидят на своих знаниях, как скупой рыцарь на своих сундуках, а страна ходит "в обносках"? Жадные! При социализме были наставники, наставничество. При капитализме все "наставники" стали жадинами - копят деньги, копят знания и уносят их с собой в могилу.
* * *
Юность я провела, задавая "умным людям" вопрос: КЕМ можно стать, обожая геометрию, "начерталку" и ненавидя, не понимая алгебру? "Умные люди" пожимали плечами: "Отстань, девочка! Мы тут вообще-то серьезными делами занимаемся, а ты со своей геометрией!" Я продолжала искать ответ, но, как оказалось, искала его под советским фонарем, полагая, что геометрия - типа пространственное мышление, а значит это про инженеров. Оказалось, что это про живопись, которая, впрочем, как и музыка никому здесь на хрен не нужны, - в том смысле, что этим не заработаешь. Заработать - это про другое.
Когда я хотела зарабатывать, я училась на парикмахера, мне нравилось делать "свадебные" причёски, причёски для вечерних выходов, они у меня хорошо получались. Но муж сказал, что и этим не заработаешь. Сказал, что лучше стричь "мудя" у богатеньких, завивая их, выстригая на них розочки и птичек, выкладывая стразами по лобку. Так и сказал:
- Мудя и лобок - наше ффсе!
- Что? Лубок?
- Не лубок, а лобок! ЭТО в тренде 90-ых. Ну или, на худой конец, стричь их собачек, завивая ушки и выстригая жопки. Больная сексуальная озабоченность и их домашние питомцы - вот оно золотое дно профессии!
А я стригла бабушек, за бесплатно - мне их было жалко. Но по окончании курсов меня распределили и не в свадебный салон, и не в салон красоты, а...... в баню. Парикмахерская при бане. Оценили, значит, мои достоинства, правда с неожиданной стороны. Муж, услышав, сказал:
- Стоять, Зорька! Какая к чертям баня?!
- А что такого?
- "Я тебе потом объясню .....", - ответил он цитатой из "Бриллиантовой руки".
* * *
Возвращаюсь за стол и к окну - к цветам. В школе вам расскажут стандартную теорию о ТРЕХ цветах и "скупой палитре" (в которой ПЯТЬ цветов), об "основных" и "дополнительных" цветах, о том, что из них делается любая картина (если расскажут хотя бы ЭТО. Не факт, что и это расскажут), но вам НИКОГДА не расскажут, что на самом деле основа любой картины - два ЛЮБЫХ цвета, и совершенно неважно, где они находятся по отношению друг к другу - на цветовом кругу или в палитре.
Три "основных" цвета - это всего лишь цвета природы - небо, солнце, листва. Других в видимом нам мире просто не существует, поэтому они "основные". Из этих трех "собирается" весь наш цветовой мир, но это не имеет отношения к гармонии. Это имеет отношение к видимому эффекту. СОБИРАЯСЬ воедино, свет, отраженный от красок картины, создает эффект либо "мрачный", либо "солнечный". Священники на иконах пытаются добиться этого "солнечного" эффекта с помощью ЗОЛОТА, но это подмена. "Сияние" золота - жалкое подобие солнечного сияния. Чтобы картина "светилась", нужно "собрать", как в линзу, синий, зеленый, желтый, но сказать это легче чем сделать. Ведь "сборка" НЕ происходит простым наложением цветов. "сборка" - естественное смешение ОТРАЖЕННОГО света, это оптика. Краски лишь посредники, притом мертвые. Отсюда такое разнообразие красок - от желания художников добиться "сияния" там, где его нет и быть не может.
Но цветовая ГАРМОНИЯ достигается НЕ этим! Для гармонии НЕ нужно МНОГО цветов. Для гармонии нужно СОЗВУЧИЕ, а это достигается смешением только ДВУХ цветов. Третий всегда лишний.
Коричневый и серый - дополнительные к ЛЮБОЙ картине, подходят к любой палитре, потому что они - результат смешения всех цветов этой самой палитры. Коричневый и серый. Поэтому коричневый и серый никогда не испортят ни одной композиции, а деревья и камни - это всегда по "фен-шую". Если глаза устали от "пестроты", переведите взгляд на "коричневый" и "серый", на камни или деревья - они успокоят ваш "мятежный дух" и измученную психику. Возможно, вам даже захочется заплакать, не отказывайте себе в этом удовольствии, это очищающие слезы. Впрочем, слезы - не обязательный элемент программы. ))
* * *
Мда..... А где-то в это время идёт война - люди в ужасе бегут, плачут женщины, дети, дети просят пить, кушать, а кушать нечего, потому что дом и очаг разрушены. А мужчины, предвкушая свои мужские удовольствия, обнимают жен, приговаривая: "Ну-ну! Не плачь! Все будет хорошо...". Они называют это "хорошо" и хотят, чтобы женщины в это поверили? Да нет.... Ничего такого они не хотят, конечно. Мужчины плохо понимают женскую психику, обнимания - это просто ритуал, обычай. Мужчины вообще не большие мастера - уговаривать плачущих женщин. Женские слезы мужчин расстраивают, но с другой стороны - придают их поступкам и жизни смысл. Теперь они не просто уходят убивать друг друга, а делают это "ради слез жен и матерей". Своеобразное такое "алиби".
Мужчины удивительные создания! Когда они перешагивают порог и закрывают за собой дверь, они забывают, что у них есть дом, семья, жена и дети. Живут и трудятся они ради нас, но в тот момент, когда они выходят в "джунгли", они напрочь забывают о нашем существовании - это им позволяет сосредоточится "на главном". Мы, женщины, так не умеем, и от этого всегда завидуем мужчинам, ревнуем их к работе, друзьям, к их прекрасному миру, где говорят только "по делу", и обсуждают только "серьезные вещи" - ко всему тому, что находится ТАМ, за порогом нашего дома, в котором все скучно и обыденно.
Однако тем Золушкам, которым приходилось попадать в мужской коллектив, испытывали жесточайшее разочарование. Нет там ни "по делу", ни "серьезных вещей", ни святого служения во имя "слез жен и матерей". А есть там бесконечный мат-перемат и сплетни, похлеще бабьих сплетен. Со мной такое было - белую и пушистую меня взял на работу человек "с безупречной репутацией" - интеллигент! гитарист! певец! и жил не абы где, а на Старом Арбате - в этой московской Мекке поэтов и художников. Я знала его плохо, а мои подруги знали его давно, они мне его, собственно, и рекомендовали:
- Интеллигентнейший человек!
И вот я стала работать под его началом. Мама дорогая! На работе он оказался страшным матершинником! Причем матерится он совершенно не умел, - в том смысле, что ему это не шло, было не к лицу совершенно, но он, видимо, пытаясь быть "коммуникабельным", поэтому матерился беспрестанно, да еще и мерзко так при этом подхихикивал. Я, прошедшая стажировку по мату у "носителей языка", т.е. в своей деревне, в те годы не ругалась совсем; не знаю почему, но вот не употребляла мата абсолютно, просто не испытывала даже такой потребности - ругаться, материться. Но зная, как матерится русская глубинка - смачно, художественно - с интересом наблюдала за московским интеллигентом. Он матерился иначе - грязно, скабрезно, чаще всего "не в масть" и не по делу. С ума сойти! - удивлялась я про себя, - С друзьями - ни-ни, а на работе - хуже сапожника! Но забавно не это. Забавно то, что когда я рассказала об этом подругам, они мне не поверили, совсем.
- Юра? Матерится? Да врешь! Не может быть!! Не поверю никогда! Ты просто не знаешь, какой он светлый человек.
Да уж.... не знаю. Где ж мне - узнать такое. Так и не поверили, так я и не смогла их убедить. Скорее, они даже подумали, что я плету интриги против этого "светлого человека". Забавно. Вот она - сила искусства и самовнушения! Он же певец, он же гитарист, он же интеллигентнейший человек! Впрочем, я подруг понимаю, если бы я НЕ оказалась на той работе рядом с ним, я бы тоже никогда бы не поверила - и то, что он матершинник, и то, что не прочь прикарманить чужие денежки и вообще всё, что плохо лежит.
* * *
И вот, значит, у них теперь война. И они изо всех сил пытаются изобразить, что им грустно, что жизнь кончилась, что это "никуда не годится". Но вот двери автобусов закрываются, они поворачиваются к ним спиной и для них начинается другая жизнь - полная риска и смысла. Теперь они точно знают, зачем живут и за что умирают. Сидя в офисе вы этого никогда не поймете и не почувствуете. Поэтому многие бросают офисы и уходят на войну - под вой жен и матерей.
А я рисую. Наверно, если бы они сейчас увидели меня, они бы облили меня презрением. Ведь я не дрожу от страха и от холода, не бегу под бомбежкой вместе с их женщинами, не терплю, не плачу и не страдаю. Мне хорошо. Поэтому они уверены, что я ничего не знаю о жизни, не понимаю, что такое настоящая жизнь. Мда..... Настоящая жизнь..... Как настоящие алмазы - королева, кровь, грабеж, война. Всё такое настоящее, а всё равно не покидает ощущение, что мы внутри какого-то грандиозного спектакля, и что вон тот лежащий на земле человек сейчас встанет, отряхнется и пойдет домой - есть борщ и котлеты. Но человек не встаёт, и это выглядит странно. Особенно когда слушаешь бодрые позитивные новости по радио: "Первые автобусы с беженцами с Донбасса прибыли в Ростовскую область, а теперь новости спорта - наши спортсмены завоевали еще две медали! Поздравим наших ребят! .... А теперь погода - нас ожидает ранняя весна! Всем слушателям хорошего весеннего настроения и до новых встреч!"
Интересно, - думаю я, - во время ТОЙ войны так же было? Где-то гибли миллионы людей, кричали раненные, умирали голодные и замученные, лежали на земле мертвые люди, а живые в это же самое время смеялись, пели, праздновали дни рождения, отмечали трудовые успехи. И только похоронки напоминали, что где-то идет война, что она большая, настоящая и всё это не театральная постановка.
Теперь я думаю, что никто на самом деле не выходил всей деревней встречать почтальона, не сверлил тревожным взглядом его, разносящего "уголки" писем и похоронки. Всё, что показывали потом в фильмах - скорее всего, это были переживания ОДНОГО человека, художника, которому надо было и хотелось создать ощущение ОБЩЕГО горя. А на самом деле - вон оно как. Никакого общего горя нет, а есть горе только тех, с которыми горе случилось. А за стенкой в это же самое время - хохот и веселье. И это так просто, так буднично и так страшно.
Я давно уже не хожу в театр. Не люблю. За пафос и не люблю - за то, что всё в нем не так как в настоящей жизни. Я не хожу, но люди, которые носят бриллианты, по всему видать, театр очень любят. И они бы, наверно, очень расстроились, если бы их грандиозные постановки никто не увидел. Поэтому они приходят к нам. Видимо, они находят в этом какое-то особое удовольствие - знакомить нас со своими грандиозными спектаклями, в которых всё настоящее - и кровь, и слезы, и смерть. И я не знаю, КАК отказаться от просмотра и участия.
* * *
Какая все-таки странная штука - человеческая жизнь. Кто-то всё время идет за тобой по следу, кто-то всё время хочет тебя убить, разорить, унизить, растоптать всё то, что делало твою жизнь уютной, приятной, понятной и радостной, и ты уходишь, убегаешь от погони, и потом уже у последней черты, в последнем своём бастионе, припертый к стенке, сидишь в грязном мокром окопе, и в редкие минуты передышки смотришь вокруг и думаешь - до чего же прекрасна Земля! Какая всё-таки красивая у нас планета! Какие яркие, сочные цвета! Пахнет пробуждающейся природой - оттаявшей землей, оттаявшей корой и зелеными клейкими листочками. И в такие вот моменты особенно хочется жить! Но вдруг...... резкая боль в виске - это либо пуля, либо инсульт, но понять этого уже не успеваешь - экран гаснет. Хорошо, когда сразу - так, чтобы не успеть почувствовать, понять - того, что самого важного, вкусного, интересного ты так и не сделал, не увидел, не нашел для этого времени, потому что деградация - это всегда просто, легко и приятно и не нам потом расхлебывать.
Оценил 1 человек
3 кармы