• РЕГИСТРАЦИЯ

Смертельный стриптиз в Освенциме

Елена Фролова
Мне никогда не бывает скучно.
4 июля 15:33 4 1607

Легендой эту еврейскую балерину сделали не танцы, а убийство. 

Балерина Франциска Розенберг подавала огромные надежды. Талант славной еврейской девочки оттачивали педагоги школы Ирэны Прусики — одного из трех крупнейших частных танцевальных заведений в Варшаве. На нее делали ставку — вот оно, будущее польского танца. 

Франциске удавалось все — и модерн, и классика. В 1939 году легкая и пластичная балерина заняла четвертое место в международном танцевальном конкурсе в Брюсселе, обойдя сотню с лишним участниц. Большие и малые сцены, овации, контракты, влиятельные поклонники и даже собственная школа — все это было на расстоянии вытянутой руки. Но приход нацистов все перечеркнул.

Когда гитлеровская Германия напала на Польшу, для евреев мысли о выживании резко вытеснили все остальное. Как и сотни тысяч других представителей своего народа, 23-летняя балерина Франциска, которая уже вышла замуж и взяла фамилию Манн, попала в Варшавское гетто. Ей не оставалось ничего другого, как выступать в местном театре-кабаре Melody Palace на территории гетто — это хоть как-то связывало ее с ярким прошлым. Но довольствоваться малым она не привыкла, да и перспектива оставаться в статусе заключенной не вдохновляла.

В 1942 году нацисты дали евреям Варшавы шанс на спасение. Тем, кто покажет паспорт нейтральной страны, пообещали свободный выезд из Германии для обмена на немецких военнопленных. Таких документов, разумеется, не было ни у жителей гетто, ни у тех, кому еще удавалось скрываться от немцев на «арийской» стороне Варшавы. Однако новость быстро разлетелась — в первую очередь благодаря сотрудничавшим с нацистами евреям-коллаборационистам из организации «Жагев». Они «тайно» распространили «спасительную» информацию по Варшавскому гетто. Не подозревающие подвоха жители гетто передали информацию участникам еврейского подполья. Те задействовали все связи, и вскоре еврейские фонды из Швейцарии начали слать в Варшаву паспорта — в основном с гражданством южноамериканских стран.

В мае 1943 года эти паспорта стали выдавать — вот только не просто так, а за баснословные деньги. Паспорт стоил около 20 тысяч долларов в современном пересчете, и это опять же отрубало путь к «спасению» почти для всех жителей гетто. Возможность заплатить такую сумму была в основном только у тех, кто еще был на свободе. В общем, с виду надежная схема оказалась циничным обманом. Ни про какой обмен тогда немцы не договаривались. В будущем по этим документам спасутся только несколько сотен евреев, которых обменяют на пленных немцев в Палестине. Остальные три тысячи купивших паспорта встретят смерть в тюрьмах и концлагерях нацистов. Гестапо попросту выманивало тех, кто сумел спрятаться за пределами гетто. В надежде на спасение евреи добровольно и со всеми своими драгоценностями шли прямо в руки к нацистам. И хлопот нет, и деньги фюреру.

Прикупивших «пропуск в жизнь» селили в отеле «Польша» в «арийской» части Варшавы, там же располагался штаб вымышленной организации, которая якобы должна была устроить переезд евреев в ЮАР. Вскоре в один из номеров гостиницы из гетто переехала и Франциска Манн. Ходили слухи, что балерина вовсю сотрудничала с немцами, как и ее старая подруга-актриса, тоже заключенная гетто Вера Гран. Франциска громким шепотом рассказывала знакомым в гетто о прекрасной возможности спастись, а те, не подозревая подвоха, передавали новость дальше, на «арийскую» сторону — там и находились желающие. Впрочем, доказательств, что балерина помогала нацистам, осознавая реальную цель и масштаб операции, нет. Возможно, она и сама находилась в иллюзии, что богатых жертв спасут — скорее всего, подаренный ей паспорт служил «благодарностью» немцев за сотрудничество. А может, Манн и вовсе стала случайной жертвой операции, купив документ на последние припрятанные ценности или получив его от какого-то влиятельного поклонника.

В июле 1943 года в отель приехала полиция. Всего 300 «гостей» депортировали в лагерь для интернированных во французский Виттель — действительно для возможного обмена. Остальных же — а их, по разным подсчетам, было от 2,5 до 3 тысяч человек — отправили якобы в немецкий лагерь Бургау на юге Германии, чтобы уже оттуда переправить в Швейцарию. В числе этой большей группы оказалась и Франциска Манн. Ехали долго, и, когда вагоны остановились не на юге Германии, а в концлагере Освенцим, воодушевленные пассажиры ничего не подозревали. С теплой улыбкой их встретил «сотрудник Министерства иностранных дел Третьего рейха» Франц Хесслер, который в действительности был начальником лагерной охраны в системе Освенцима. Перед тем как пересечь границу, новоприбывшим оставалось выполнить небольшую формальность — принять душ в целях обязательной дезинфекции.

Франциску вместе с другими женщинами отправили в барак, который на самом деле был раздевалкой перед газовыми камерами. В воздухе стоял непонятный запах, и дикие отрывистые слухи, что на самом деле нацисты убивают и сжигают евреев, наложились на реальность. Ей все стало понятно. Сопровождающие вдруг стали уже не такими милыми, как Хесслер, тех, кто отказывался снимать одежду с припрятанными ценными транзитными документами, начали торопить прикладами автоматов. Иллюзий не осталось. Бежать было некуда, но позволить себе умереть просто так Манн не могла.

Пока все в спешке стягивали с себя платья, кофты и чулки, балерина задумчиво снимала с себя вещь за вещью. Охранники начали на нее откровенно пялиться. Решив, что терять ей нечего, Франциска начала танцевать медленный стриптиз, отправляя на пол одежду. Ее движения буквально гипнотизировали охранников, которые не видели уже ничего, кроме ее оголенных форм. Когда Манн почти полностью разделась и напряжение достигло предела, она метнула в сержанта Эммериха туфлю на каблуке. Тот, вытирая кровь с лица, расчехлил кобуру, но Франциска выхватила у него пистолет. Две пули подряд, которые предназначались ему, попали в живот стоящему рядом эсэсовцу Йозефу Шиллингеру, одному из самых кровавых садистов Освенцима. Потом был новый выстрел — в ногу Эммериху. Эта пальба стала для женщин в раздевалке сигналом к действию. Началась отчаянная драка за жизнь. Еще одному эсэсовцу откусили нос, а другому частично содрали кожу на голове. Когда раненых охранников вытащили на улицу, начальник Зондеркоманды приказал срочно запереть раздевалку и через стены расстрелять стихийное восстание. Так и сделали.

О таком решении проблемы хладнокровно рапортовал комендант Освенцима Рудольф Хесс. Позже на суде Адольф Эйхман подтвердил, что известного своим садизмом Шиллингера действительно убила еврейка. Эммерих выжил, но та пуля серьезно повредила колено, и ходить нормально он уже никогда не мог.

Послевоенных свидетелей тех кровавых событий осталось немного. Единственным выжившим очевидцем резкого, как пороховая вспышка, женского бунта стал член Зондеркоманды, словацкий еврей Филип Мюллер. Он упомянул те события в мемуарах, которые вышли в 1979 году. В 2015 году Давид Вишнау, который занимался сортировкой вещей новоприбывших в Освенцим, тоже рассказывал, как стал свидетелем расстрела — барак расстреляли на его глазах, но что было внутри, он не видел. Есть еще несколько менее реалистичных версий того, что произошло дальше. По одним сведениям, Франциску Манн все-таки затолкали в газовую камеру, удушили вместе с десятками других бунтарок и отправили в крематорий номер четыре. По другим, женщин выводили одну за другой во двор и расстреливали, а уже потом сожгли.

Эти печальные подробности уже не особо важны. Важно, что воздушная балерина из богемной Варшавы, сама того не планируя, дала всем живым ценный урок — бороться за себя до последней капли крови и не бояться стрелять в живот абсолютному злу. И даже если война за жизнь очевидно заканчивается не в вашу пользу, всегда остается еще один бой — за достойную смерть. Эту схватку Франциска Манн точно выиграла.


https://pressa.tv/interesnoe/7...

Мне никогда не бывает скучно.

От летающего человека к летающему автомобилю: какое будущее сулит изобретение Фрэнки Запаты?

На фоне в общем-то блеклой( и слава Богу!) информационной палитры августа весьма значимое событие, последствия которого могут в ближайшей перспективе коснуться буквально всех и каждого ...

Контрасты

Самые сильные статьи получаются «акын-стайл». Что вижу, о том и пою. Когда пишешь не абстрактные размышления, а практические вещи, живой опыт. Как говорили в советское время «...

Готовят «небесную сотню»

Вчера «Открытые медиа» как бы чисто случайно обнаружили на сайте поиска вакансий и работников объявление от имени Росгварии: требуется полицейский-снайпер для работы по...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    «Портреты деревьев» на снимках Франка Хорвата

    Франк Хорват (Frank Horvat) – фотограф, практически не ведающий жанровых границ. Известность ему принесли репортажные работы для таких авторитетных изданий, как «Life», «Réalités», «Match», «Picture Post», «Die Woche» и «Revue». Одна из его ранних известных работ – «Ночной Париж» 1956 года. К тому же Хорват оставил неизгладимый след в модной фотографии, проработав в э...
    80

    Что такое «Брексит без заключения соглашения»?

    Возможность Брексита без заключения соглашения остается реальной, с учетом того, что премьер-министр Борис Джонсон привержен выходу из ЕС 31 октября. GETTY IMAGESНо что в действительности означает термин «без заключения соглашения»?Что такое Брексит без заключения соглашения?По сценарию без заключения соглашения Соединенное Королевство незамедлительно вы...
    124
    Елена Фролова ИЗО
    13 августа 23:22

    Японская мода 20-х годов ХХ века

     Япония 20-х годов ХХ века-это не только кимоно. Об этом свидетельствуют иллюстрации художника Takabatake Kasho, для журнала Girls' Illustrated в 1920-е годы В эпоху Мейдзи (1868–1912) для армии, полиции и почтовых курьеров была адаптирована форма западного образца, что стимулировало глобальные перемены в японской одежде. Кимоно все еще господствовало, однако мож...
    106

    Сержант Стабби— героический пес Первой мировой войны

    Имя бравого малого на фотографии — сержант Стабби. Этот крепыш не просто пес, а заслуживший множество регалий военный. Его история началась в 1917 году, когда бездомного щенка, блуждавшего возле Йельского кампуса, подобрал человек по имени Дж. Роберт Конрой, впоследствии получивший должность рядового американской армии.‎ Пес по кличке Стабби (что означае...
    114

    Первый тату-художник в мире

    Сатерленд Макдональд (Sutherland Macdonald) — британский татуировщик, который познакомился с татуированием в 1880 году, когда служил в армии. Спустя 9 лет Сатерленд открыл первый тату-салон в Лондоне.  В течение почти сорока лет коронованные особы и знаменитые люди поднимались по узкой лестнице на Джермин-Стрит, чтобы посетить Макдональда и уйти, с ...
    143

    Старинные автобусы

    Первый автобус Brillié-Schneider выходит на линию, 11 июня 1906 года. Обратите внимание, как нелегко водителю взбираться на свое место. Автобусные перевозки в Санкт-Петербурге до революции. Первый автомобиль-автобус для "общественнаго пользованiя". Москва. 1907 год.  Один из первых маршрутных автобусов. Теа...
    169
    Елена Фролова Фитиль
    9 августа 20:55

    Тверская в мае 1896 года.

    Съёмка Шарля Муассона и Франсиса Дублие для компании Люмьер. Коррекция скорости и наложенный звук - Guy Jones. ...
    158

    Золотые часы.

    — Как-то, — рассказывал Чарли Чаплин, — я ехал в нью-йоркском метро. Придя домой, обнаружил в кармане золотые часы. Ума не мог приложить, как они попали ко мне. Решил отнести их в полицию. На следующий день принесли письмо: «Дорогой мистер Чаплин! Пишет вам профессиональный карманник. Вчера в метро я украл у одного господина золотые часы, но, увидев вас, решил сделать...
    189

    Преступление века. Великое ограбление поезда.

    8 августа 1963 года в Великобритании состоялось «Великое ограбление поезда».Это преступление вошло в историю как ограбление века. Из почтового поезда бандиты похитили  2,6 млн. фунтов стерлингов и стали героями фильмов и книг. Сейчас, с учётом инфляции, эта сумма составляет, приблизительно,  50 млн. £. Тщательно продуманный сценарий ограбленияВ...
    269

    «Меня интересует только чушь…»: Даниил Хармс – гений «чёрного юмора» и «литературы абсурда»

    Даниил Хармс: Меня интересует только чушь…Безумно странный человек по имени Хармс, бунтарь, не признающий никаких рамок и шаблонов. Одна из самых противоречивых фигур в русской литературе. Вокруг его персоны до сих пор возникают споры, одни считают его умалишенным, писавшим откровенную чушь, другие – гением. Он все делал наперекосяк, и жил, и писал - с ...
    230

    Магическая игра света и тени на снимках Гая Коэна

    Гай Коэн (Guy Cohen) живёт в городе Ришон-ле-Цион, Израиль, съёмкой увлёкся ещё в юности, изучал фотографию в Иерусалиме. Говорит, что стремится показать людям волшебный мир, который всегда виден, но остаётся незамеченным. «Хочу, чтобы зритель почувствовал что-то особенное, когда смотрит на мою фотографию, навести его на размышления», – говорит Коэн.Израильский ф...
    319

    Оскар мобильной фотографии: победители iPhone Photography Awards 2019

    Судьи 12-го конкурса айфонографии рассмотрели тысячи работ участников из более 140 стран и объявили победителей. Итоги вновь подтвердили, что эффектные снимки можно делать, используя всего лишь карманное устройство. «Заявки в 2019 году великолепны, – пишут жюри. – Удивительные работы, объединяющие планету с помощью фотографий».iPhone Photography Awards (IPPAWARDS) – п...
    447

    Берлин в цвете.1940 год.

    Берлин в 1940 году. Берлинская радиобашня. «Летний сад». Вид вдоль реки Шпрее на Люстгартен. Вильгельмштрассе. Новая Рейхсканцелярия. Вокзал Берлин-Фридрихштрассе. Движение по Ост-Вест-Аксе. Деканская площадь. Дома,  7 июня, поврежденные бомбами на Феннштрассе. ...
    493
    Елена Фролова ИЗО
    29 июля 23:56

    Деметер Чипарус - великий скульптор эпохи Art Deco

    В наше время легендарный стиль Art Deco снова вошел в моду. Являясь в целом логическим развитием «геометрического» модерна – Ар-нуво c элементами классицизма и кубизма 1910-х, Art Deco впитал в себя и другие этнические, авангардные и функциональные коды и реализовывал эстетические требования Европы и Америки следующих двух десятилетий вплоть до Второй мировой войны. О...
    309

    Гробница Тутанхамона - фотографии 1922 года

    Обнаружена гробница фараона Тутанхамона в Египте Гробница фараона Тутанхамона Тутанхамон – фараон XVIII династии египетских фараонов, правивший в 1347-1337 до н. э. Он стал одним из самых известных фараонов и настоящим символом древнеегипетской цивилизации благодаря открытию его гробницы, единственной почти не разграбленной египетской царской усыпальницы. Гробниц...
    361

    Фешенебельный курорт Майорка в 1950-х

    Сегодня Майорка, самый большой из Балеарских островов, - один из знаменитейших мировых курортов, где круглый год отдыхают богатые и знаменитые. Трудно поверить, что в 1950-х, чуть больше чем полвека назад, это была заштатная провинция Европы, жившая тихой провинциальной жизнью. 1956 год. В бухте, 1956 год Дети играют на улице, 1956 год...
    402
    Елена Фролова ИЗО
    28 июля 22:43

    Туристические рекламные плакаты начала 1930-х. Художник Роже Бродер.

    Французский художник и иллюстратор Роже Бродер родился в Париже 2 марта 1883 г. Он стал наиболее известным своими плакатами, рекламирующими туристические места во Франции, как правило, модные пляжи Лазурного берега и лыжные курорты во французских Альпах в начале 20-го века. Бродер долгое время создавал плакаты для железнодорожной компании ПЛМ (Paris Lyon...
    695

    Ретро истории о поэтах Серебряного века

    Поэты Серебряного Века были чем-то вроде нынешних звёзд эстрады — не по вкладу в культуру, конечно, а по популярности и обсуждаемости.  Чуть ли не каждое их слово, действие и привычка пересказывались сплетниками или просто очевидцами и в результате превращались в анекдоты, в которых было трудно разобрать, где правда, а где — преувеличение. ...
    403
    Елена Фролова 25 июля 22:45

    Гражданская война в Испании в цвете

    Приятно послушать испанский)) ...
    389
    Елена Фролова ИЗО
    25 июля 20:48

    Объемная живопись Джастина Геффри (Justin Gaffrey)

    «Мое понимание искусства полностью изменилось за эти годы. Раньше для меня искусство было в первую очередь связано с тем, что было эстетично. В настоящее время в моей работе есть свой смысл. Смысл приходит в первую очередь. Художественные средства выражения это знакомый для меня язык, который действительно помог мне понять, найти этот смысл. Поэзия тоже оказала значит...
    433
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика