Маэстро баяна из Керчи

48 1331

Деятельность Стативкина Г.Т. как педагога-исследователя, методиста и конструктора детских музыкальных инструментов многогранна и масштабна. Его имя, как подвижника в системе музыкального образования, прочно вошло в историю развития советской школы обучения игре на баяне. Непрерывный стаж работы в Керченской музыкальной школе более 60 лет.

Геннадий Тимофеевич Стативкин родился 17 апреля 1937 года в Смоленске

В 1952 году окончил Симферопольскую музыкальную школу по классу аккордеона (пед. Сурков С. В.); в 1956 году — Симферопольское музыкальное училище по классу баяна (пед. Коваленко И. М. и Кравченко В. М.); в 1971 году — Московский Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных по классу баяна (педагог Беляков В. Ф.).

С 1959 года работал в Керченской музыкальной школе.

Методика обучения игре на выборно-готовом баяне, разработанная Стативкиным Г.Т., над которой он трудился до последних дней жизни, прошла тщательную практическую проверку и легла в основу Учебного плана и Всесоюзной программы по классу баяна, которую и сегодня используют в своей работе преподаватели детских музыкальных школ России и всего постсоветского пространства. По учебному пособию Г.Т.Стативкина «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» занималось не одно поколение юных музыкантов. В его творческое наследие входят такие учебно-методические работы, как Начальная школа игры на выборно-готовом баяне «Научусь-ка я играть!» (в 3-х частях), «Образное развитие динамического слуха и формирование навыков звукоизвлечения на баяне», «Дети и Оркестр» (пособие для детей дошкольного возраста), «Ритмическая грамматика музыканта».

В начале 2019 учебного года коллектив Детской музыкальной школы №2 поздравил Заслуженного работника культуры Украины, преподавателя по классу баяна Геннадия Тимофеевича Стативкина с неординарным событием в жизни не только самого преподавателя, но и всего коллектива этого учебного заведения – 60-летием педагогической деятельности в стенах школы.

Геннадий Стативкин в Керченской музыкальной школе

Придя в школу в 1959 году молодым специалистом, Геннадий Тимофеевич увлекся детской педагогикой. Узнав из журнала «Музыкальная жизнь» о существовании так называемого выборного баяна, он с большими сложностями приобрёл для себя этот инструмент. Его ученики и их родители тоже заинтересовались новым инструментом.

Однако, в то время выборный баян изготавливали на фабриках только по специальному заказу, он стоил очень дорого и имел большие габариты и вес (12 - 16 кг). Начиная с 1961 года, Геннадий Стативкин проводит интенсивные изыскания в области исполнительства на выборном баяне. Чтобы как можно быстрее начать занятия со своими учениками на таком, более совершенном инструменте, Геннадий Тимофеевич самостоятельно занялся разработкой необходимых детских инструментов и уже в 1961 году в его классе появились первые действующие образцы детских учебных готово-выборных баянов с двумя левыми сменными полукорпусами, лёгкие и удобные для детей 6-7- летнего возраста.

Также им были разработаны новые аппликатурные принципы игры на выборной клавиатуре баяна, которые получили своё практическое отражение в учебно-методическом пособии «Аппликатура готово-выборного баяна»

В 1965 году, при поддержке Крымского методического кабинета и с разрешения Министерства культуры Украины, на базе Керченской музыкальной школы № 2 был официально открыт первый в Советском Союзе экспериментальный класс готово-выборного баяна с 7-летним сроком обучения. Отметим, что в то время общепринятая программа для классов баяна и аккордеона в детских музыкальных школах была ограничена 5-летним сроком, а инструменты с «выборной» системой на левой клавиатуре даже не упоминались!

 Девизом педагогической деятельности Геннадия Тимофеевича стало крылатое изречение выдающегося советского педагога, профессора Московской консерватории Генриха Густавовича Нейгауза: «Нам не надо сто тысяч пианистов, а нам нужно сто тысяч просвещѐнных слушателей». Именно в этой связи сферой научных изысканий Стативкина стала идея массового обучения баянистов на самом высоком профессиональном уровне и признание баяна равноправным среди других классических инструментов. Однако, для осуществления этой, не побоимся этого слова, глобальной цели, надо было, ни мало ни много, перестроить всю систему обучения игре на баяне, и не в отдельно взятой музыкальной школе, а в государственном масштабе! Так начался большой и полный борьбы творческий путь педагога-энтузиаста. С целью популяризации новой методики и доказательства её эффективности Геннадий Тимофеевич стал регулярно выступать с методическими докладами и отчетами о проделанной работе на областных методических семинарах и конференциях. Вместе со своими учениками он наглядно и убедительно доказывал достоинства и преимущества нового методического принципа обучения «от выборного баяна к готовому.

Экспериментальный класс стал для Геннадия Тимофеевича настоящим полигоном-лабораторией для многолетней научно-исследовательской деятельности в области массового музыкального воспитания. Через его руки прошло более 200 ребят, которые систематически выступали на различных педагогических конференциях и семинарах, убедительно демонстрируя преимущества новой методики обучения «от выборного баяна к готовому». Многие из них впоследствии стали профессиональными музыкантами. Среди них выпускники Уфимского института искусств — заслуженный работник культуры России Юрий Тютрин и заслуженный работник культуры Автономной Республики Крым Владимир Протасов, а дочь Геннадия Тимофеевича, Маргарита Геннадьевна Стативкина (выпускница ГМПИ им. Гнесиных, класс профессора Егорова Б. М.), является профессором Национального института высшего образования в Алжире и участником многих национальных и международных фестивалей народной и классической музыки, выступает в качестве солиста и руководителя различных народных, камерных и эстрадных ансамблей.

В 1973 году на специальном совещании, созванном по инициативе Министерства культуры СССР в городе Москве, практические результаты преподавателя Стативкина были признаны «… как весьма положительные и имеющие большое значение для дальнейшего совершенствования методов музыкального воспитания и обучения юных музыкантов в музыкальных школах Советского Союза».

В результате публикации материалов и решений вышеназванного совещания в журнале «Музыкальная жизнь», № 9 за 1973 г. (статьи Егорова Б. М. под названием «Детскому выборному баяну — зелёную улицу!»), удалось привлечь внимание представителей музыкальной промышленности УССР, которые на основе рекомендаций Стативкина подготовили и наладили серийное производство целого семейства детских выборных и выборно-готовых баянов типа: «Малыш», «Новинка», «Родничок», «Прима», «Октава», «Октава-2», «Донбасс-2» — которые позволили начинать обучение детей с дошкольного и младшего школьного возраста (с 5-6 лет), как это принято на многих классических специальностях — например, скрипке и виолончели.

В 1971-1972 годах конструкторские образцы детских инструментов Стативкина были одобрены ведущими Кафедрами народных инструментов страны – институтом им. Гнесиных, Горьковской и Уфимской консерваториями, которые выразили свою официальную поддержку в организации серийного производства. А в 1973 году, на специальном расширенном совещании московских педагогов, созванном по инициативе Министерства культуры СССР и Центрального методического кабинета Министерства культуры РСФСР были подробно обсуждены вопросы, связанные с обучением игре на выборном баяне в детских музыкальных школах. После состоявшегося выступления педагога с его ученицами результаты практической деятельности Стативкина Г.Т. были признаны «как весьма положительные и имеющие большое значение для дальнейшего совершенствования методов музыкального воспитания и обучения юных музыкантов в музыкальных школах Советского Союза»! Последующая публикация материалов совещания в очень популярном и авторитетном журнале «Музыкальная жизнь» подготовила условия для организации массового промышленного производства семейства специальных детских выборных и выборно-готовых баянов с учетом психофизических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, обучающих в системе начального музыкального образования. Наличие серийного производства детских инструментов позволило Министерству культуры Украины, по согласованию с Министерством культуры СССР, организовать научно-исследовательскую работу в масштабе Всеукраинского эксперимента по внедрению новых прогрессивных методик обучения игре выборно-готовом баяне, в котором принимали участие более 300 музыкальных школ.

В 1974 году приказом по Министерству культуры Украины Стативкин назначается одним из руководителей Республиканского «Эксперимента по внедрению новых прогрессивных методик по обучению игре на выборно-готовом баяне с 7-летним сроком обучения».

В этот период, с 1974 по 1981 год, Стативкин Г.Т. исполнял почетные обязанности руководителя данного Эксперимента и внештатного методиста Научно-методического кабинета при Министерстве культуры Украины. Следующие, не мене сложные, задачи в достижении массового обучения на выборном баяне требовали своего разрешения: - достижение координации и согласованности совместной работы Министерства культуры, Министерства музыкальной промышленности, Министерства торговли и, что особенно важно, Министерства финансов, которое должно было изыскать средства на преобразование 5-летнего обучения на 7-летний срок обучения в масштабах всего Советского Союза! - по завершению Эксперимента, в 1985 году Всесоюзный методкабинет издает первую Программу по обучению детей игре на выборно-готовом баяне с 7-летним сроком обучения; - осуществление подготовки и переподготовки учебно-педагогических кадров способных заниматься обучением с применением новой методики «от выборного баяна к готовому» с 7-летним сроком обучения; - обеспечение учебного процесса соответствующими учебно-методическими программами, учебниками и пособиями, как для учащихся, так и для педагогов.

В 1975 году, с целью решения совместно с Министерством культуры РСФСР вопросов проведения экспериментальной работы по проведению обучения игры на выборно-готовом баяне в ДМШ двух республик, Геннадий Стативкин, как руководитель экспериментальной работы, был официально назначен специальным представителем Украины в Москве.

Начиная с 1975 года Геннадий Тимофеевич в качестве внештатного методиста Министерства культуры Украины, а затем и Министерства культуры СССР провёл десятки семинаров и курсов повышения квалификации педагогов-баянистов и аккордеонистов на уровне Республиканских и Областных управлений культуры. Его общественно-просветительские маршруты охватили более 60 городов Украины, России, Белоруссии, Казахстана и многих других крупных Областных центров культуры Советского Союза. Были годы, когда его лекции и доклады посещали до полутора тысяч педагогов-музыкантов!

В 1989-1991 годы Геннадий Тимофеевич исполнял обязанности зам. председателя Всесоюзного учебно-методического Совета по начальному и среднему специальному образованию при Министерстве культуры СССР.

В 1989 году на Всесоюзном семинаре «Перестройка начального музыкального образования и пути совершенствования обучения баянистов в ДМШ» в г. Пензе была дана высокая оценка деятельности Стативкина Г.Т

Этот семинар стал итоговым рубежом за предыдущие 28 лет очень напряжённой исследовательской работы и борьбы в достижении глобальной цели — «массового обучения баянистов на выборно-готовом баяне по 8-летней программе в государственной системе образования Детских музыкальных школ». Именно здесь, на самом высоком профессиональном уровне были официально утверждены все документы, на основании которых обучение баянистов по 7-8-летней программе по методическому принципу «от выборного баяна к готовому» стало юридически обоснованным.

Более того, в решениях семинара отдельном пунктом было записано: «Рекомендовать Министерству культуры СССР — ходатайствовать перед МК УССР о присвоении почётного звания преподавателю-методисту Стативкину Г. Т. (Керченская ДМШ № 2) — за многолетнюю плодотворную творческую и научно-педагогическую деятельность».

1992 год — спустя три года после Всесоюзного семинара в Пензе, на Международном конгрессе в Кастельфидардо (Италия) была подтверждена эффективность вышеуказанной системы начального обучения.

Из заключительной речи Могенса Эллегарда: «… Экспертный Совет рассмотрел преимущества и недостатки различных существующих клавишных систем — с точки зрения педагогики, методологии и физиологии, и мы единодушно пришли к выводу, что изучающие выборную систему должны начинать своё музыкальное образование с хроматической кнопочной системы в обеих руках…».

В 1991 году Указом Президиума Верховного Совета Украинской ССР Геннадию Тимофеевичу присвоено звание Заслуженного работника культуры Украины. Имя Стативкина Г.Т. включено в такие авторитетные справочники выдающихся деятелей культуры и музыкального искусства, как «Справочник баянного и аккордеонного искусства» 1982, 1987 и 2003 годов.

С 1992 по 1998 годы, на базе детского сада № 29 «Звёздочка» (Керчь) Геннадий Тимофеевич занимался разработкой методики «массового — коллективного музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста».

На основе указанной деятельности для серийного производства на Горловской фабрике баянов был разработан специальный детский оркестровый комплект «Гармоника» и соответствующее методическое пособие — «Дети и Оркестр».

В 2004 году сразу трём его новым учебно-методическим работам был присвоен официальный гриф «Допущено отделом учебных заведений Министерства культуры Автономной Республика Крым в качестве учебников для начальной системы учебных заведений искусств»:

• Учебно-методическое пособие «Научусь-ка я играть!» — Начальная школа игры на выборно-готовом баяне" (в 3-х частях) — которая, в отличие от широко известного пособия Г. Т. Стативкина 1989 г. «Начальное обучение на выборно-готовом баяне», охватывает полный цикл обучения баянистов в системе музыкальных школ: 1 часть для 1-2 класс ДМШ, 2 часть для 3-4 класс ДМШ, 3 часть для 5-6 класс ДМШ.

• Практическое учебно-методическое пособие «Образное развитие динамического слуха и формирование навыков звукоизвлечения на баяне».

• Практическое учебно-методическое пособие для детей дошкольного возраста «Дети и Оркестр».

Все эти работы подтверждены соответствующими авторскими свидетельствами и патентом.

В разные годы о Геннадии Стативкине и еего новаторской деятельности много писали не только в местной печати, но и в таких журналах, как «Музыкальная жизнь» (1973 и 1990 гг.), «Музыка» (1976 г. — Киев), «Советская музыка» (1978 г. — Москва).

2000 год — в специальном выпуске Крымского альманаха «Встречаем третье тысячелетие» Стативкин был включён в состав «500 личностей Крыма».

Фамилия Стативкина внесена во Всесоюзный энциклопедический «Справочник баяниста» изданий 1982 и 1987 годов.

2003 год — издательство «Кифара» выпустило в свет справочник «Баянное и аккордеонное искусство» — (автор А. П. Басурманов, общ. ред. Н. Я. Чайкина), где в числе наиболее известных педагогов и конструкторов-баянистов была отражена и его творческая деятельность.

Однако наиболее ёмкая характеристика творческой деятельности Г. Т. Стативкина дана Вице-президентом Международной конфедерации аккордеонистов при ЮНЕСКО (1970—1972) Н. Я. Чайкиным в дарственной подписи к «Портретам советских композиторов»: «Талантливому музыканту, прекрасному педагогу, воинствующему патриоту своего дела…»

В 2011 году им было разработано очередное учебно-методическое пособие «Ритмическая грамматика музыканта», которое также получило официальный гриф: «Допущено Отделом учебных заведений Министерства культуры Автономной Республики Крым в качестве учебника для начальной системы учебных заведений искусств». К большому сожалению эта работа, написанная с присущей автору последовательностью, с детальной и поэтапной разработкой методов и приёмов организации ритмических и связанных с этим двигательно-координационных навыков учащихся, до сих пор не издана. А ведь эта важная сторона обучения юных музыкантов до сих пор мало разработана и «Ритмическая грамматика» могла бы стать большим подспорьем в работе преподавателей детских музыкальных школ.

В 2016 году Стативкин Г.Т. принял участие во Всероссийском конкурсе «Лучший издательский проект для детских школ искусств» и был отмечен Благодарственным письмом жюри конкурса, возглавляемым генеральным директором Института развития образования в сфере культуры и искусства И.Е. Домогацкой. Следует особо подчеркнуть, что ценность настоящих учебных пособий многократно возрастает, так как все они создавались и тщательно проверялись в процессе многолетней педагогической практики автора с самыми обычными учениками музыкальной школы. Предлагаемые им учебно-методические пособия и конструкторские разработки детских музыкальных инструментов представляют собой стройную систему, целостный учебно-методический комплекс, вобравший в себя новейшие научные достижения в области гигиены, физиологии, психологии и эргономики. Поразительная тематическая широта и глубина этих изысканий вызывает особое уважение и восхищение. Деятельность Стативкина Г.Т. как педагога-исследователя, методиста и конструктора детских музыкальных инструментов многогранна и масштабна.

Имя Стативкина, как подвижника и реформатора системы начального музыкального образования, прочно вошло в историю развития советской школы обучения игре на баяне. Его учебные пособия известны на всей территории бывшего Советского Союза, по ним занимались и занимаются до сегодняшнего дня юные музыканты. В тоже время уместно напомнить, что путь первопроходцев всегда тернист, на этом пути были и поражения, и победы. Инновационный подход к музыкальному обучению вызвал самое пристальное и заинтересованное внимание со стороны широкой педагогической общественности. Геннадию Тимофеевичу на каждом шагу приходилось отстаивать свои взгляды, отвечать на критику многочисленных оппонентов, сталкиваться с высокомерным непониманием, а, порой, и откровенным равнодушием чиновников в министерствах и ведомствах, но на его пути встретились люди, чья поддержка была очень важна и нужна. Халабузарь Полина Викторовна – в 1971 год заведовала Центральным методическим кабинетом по детскому музыкальному образованию Министерства культуры РСФСР, профессор Института переподготовки работников искусства, культуры и туризма, кандидат искусствоведения (г. Москва), Авратинер Владимир Исаакович – проректор заочного отделения института им. Гнесиных, автор целого ряда учебно-методических изданий. Известный композитор, педагог и признанный авторитет в области баянного искусства не только в России, но и далеко за ее пределами, Николай Яковлевич Чайкин дал ёмкую характеристику Геннадия Тимофеевича как «воинствующего патриота своего дела». 

До последних дней своей жизни Геннадий Тимофеевич продолжал работу над усовершенствованием своей методики, вёл педагогическую деятельность в Керченской музыкальной школе № 2. Его ученики трудятся в системе музыкального образования не только в Керчи, но и далеко за пределами Крыма и за границами России. В Керчи знают и ценят деятельность Геннадия Тимофеевича. Решением исполнительного комитета Керченского городского совета Стативкин Г.Т. был награждён двумя Почётными знаками города-героя Керчи: «За службу и верность» и «В память 2600-летия города-героя Керчи».

В 2017 он стал номинантом городского рейтинга достижений «Золотой грифон» за достижения в сфере культуры и искусств.

В сентябре 2017 года Стативкин Г.Т. был признан победителем рейтинга «За достижения в области культуры и искусства».  Стативкин Геннадий Тимофеевич – заведующий отделением народных инструментов муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа №2» г.Керчи. Геннадий Тимофеевич - автор и разработчик прогрессивных методов обучения игре на выборном баяне, конструктор по разработке специальных детских музыкальных инструментов. В 2016 году принял участие во Всероссийском конкурсе «Лучший издательский проект для детских школ искусств» и отмечен Благодарственным письмом жюри конкурсаИсточник: https://kerch.com.ru/articlevi... KERCH.COM.RU

Геннадий Тимофеевич пользовался громадным авторитетом у своих многочисленных учеников и последователей. Юные музыканты с большой любовью. уважением и громадным вниманием относились к его насыщенным и интересным урокам

Геннадий Тимофеевич ушёл из жизни 15 июня 2021 года. Без преувеличения можно сказать, что в последний путь его провожало всё культурное сообщество Города-героя. Все его многочисленные ученики восприняли его уход как большую личную потерю…

Перечень источников:

1) «60 лет творчества Г.Т.Стативкина» Зам. директора по учебной работе МБУ ДО «ДМШ №2» г. Керчи РК И.В. Михайлова. https://dmsh2-kerch.crm.muzkul...

2) https://kerch.com.ru/articlevi...

© KERCH.COM.RU

Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

Раздача паспортов и украинская "верность"

После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

Обсудить
  • :fist: :fist: :fist: :fist: :collision: :point_up:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :fist: :fist:
  • Россия всегда была сильна своими талантами...
  • :thumbsup: :thumbsup: :pray:
    • Roman
    • 3 декабря 2023 г. 00:21
    Спасибо за статью! Супер человек! Просто глыба!