Князь новгородский и псковский Всеволод Мстиславич (в крещении Гавриил)

49 2789


ВСЕВОЛОД МСТИСЛАВИЧ (В  КРЕЩЕНИИ ГАВРИИЛ) - Князь новгородский, переяславский, вышгородский и псковский.

Святой благоверный князь новгородский и псковский Всеволод (Гавриил) Мстиславич  Икона XVI века

Родился 11 февраля 1092 года в Новгороде Великом в семье благоверного князя Мстислава (Федора) Мономаховича. Всеволод Мстиславич был старшим сыном киевского кн. Мстислава (Феодора) Владимировича (годы правления 1125-1132) от брака с Христиной, дочерью швед. кор. Инге (1080-1112), и старшим внуком киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). При крещении получил имя Гавриил.

Великий князь Мстислав Владимирович из Царского титулярника 1672 года

В честь рождения Всеволода Мстиславича в 1103 году новгородским князем Мстиславом Владимировичем, сыном киевского князя Владимира Мономаха в Новгороде на Рюриковом городище была построена церковь Благовещения в честь рождения своего первенца Всеволода, носившего крестильное имя Гавриил (одна из двух главных фигур Благовещения — архангел Гавриил). Строил церковь зодчий Пётр (строитель Георгиевского собора Юрьева монастыря).

Реконструкция храма Благовещения на Городище XVI века. Справа через реку Волхов видны сооружения Свято-Юрьева монастыря

Дореволюционная почтовая открытка с фотографией храма Благовещения на Городище


Церковь была разрушена в результате артиллерийских обстрелов  фашистами в 1941 году. В настоящее время руины храма Благовещения находятся в законсервированном состоянии и доступны для осмотра прихожанами и туристами.

На кусках штукатурки со стен храма Благовещения в период 2000-2017 г.г. учёные археологической экспедиции под руководством Владимира Седова нашли 49 фрагментов старинной штукатурки с граффити, среди них — надписи глаголицей, которая к началу XII века использовалась крайне редко. Одна из надписей является самой большой известной глаголической надписью в России. Наличие двух надписей о смерти Всеволода-Гавриила свидетельствует о том, что церковь была заложена по случаю рождения князя Всеволода Мстиславича и посвящена Благовещению в связи с выбором его христианского имени. Обнаружение кириллической буквы «гервь» (Ћ) на Новгородчине в XII веке подтверждает предположение А. И. Соболевского, возводившего «гервь» к древнейшей кириллице.

ФОТО надписи на кириллице на обломках штукатурки (копия) из Музея письменности в Новгородском кремле. 

Впервые упоминался в Новгородской первой летописи младшего извода под 1117 г., где говорится, что 17 марта Мстислав, уходя по указанию великого князя Владимира Мономаха из Новгорода Великого на княжение в Белгород (совр. село Белгородка Киевской области), оставил Всеволода Мстиславича в Новгороде. Тогда же Всеволод Мстиславич наделив Юрьев монастырь обширными угодьями, а в 1119 году вместе с его игуменом Кириаком заложил в нем величественный храм во имя св. вмчк. Георгия.

Георгиевский собор Свято-Юрьевского монастыря

В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении. 

В первые годы княжения Всеволода Мстиславича в Новгороде при его дворе по его заказу был составлен Новгородский летописный свод, соединивший раннее новгородское летописание с киевским и легший в основу последующего новгородского владычного летописания. В этом – его большая заслуга перед отечественной историей и перед потомками. поскольку древние киевские летописи впоследствии были сожжены и утеряны при обороне и сожжении Киева войском хана Батыя в 1240 году, а Новгород остался целым фактически единственным из крупных городов Руси. 

В 1123 или нач. 1124 г. Всеволод Мстиславич женился на дочери Святослава Давидовича, одного из князей черниговского дома, тогда уже инока Киево-Печерского мон-ря (см. Николай Святоша, прп.). От этого брака у В. М. было 2 сыновей - Иоанн, умерший в младенчестве в 1128 г., и Владимир, а также дочь Верхуслава.

Князь Всеволод любил созидать храмы Божии, любил церковный и монашеский чин, давал им щедрую милостыню и чтил их, как братию Божию. Памятником его ревности к созиданию церквей служит построенный им на торговой новгородской площади, на Петрятине дворище, великолепный храм во имя св. Иоанна Предтечи, с придельным храмом, снабженный дорогими иконами, весьма ценным Евангелием и всеми богослужебными книгами; особой грамотой он обеспечил содержание храма и причта, частью из пошлин со всех предметов торговли, из которых также значительная часть шла на содержание новгородского Софийского собора.

С именем В. М. новгородская традиция связывает создание 2 важных для политической и церковной жизни Новгорода законодательных документов - Устава князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах церковных и Уставной грамоты кн. Всеволода церкви св. Иоанна Предтечи на Опоках («Рукописание кн. Всеволода»),

Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

Княжение Всеволода Мстиславича является важным этапом в становлении новгородской государственности. Стремление Владимира Мономаха и Мстислава Владимировича сделать Новгород, как и Киев, наследственным владением Мстиславичей вело как к усилению попыток контролировать Новгород из Киева, так и, напротив, к политическим уступкам новгородскому боярству. По мнению В. Л. Янина, именно при княжении Всеволода Мстиславича, в Новгороде сформировалось т. н. посадничество нового типа, полномочия которого заметно ограничивали княжескую власть. 

Вислая печать князя Всеволода Мстиславича из коллекции ГИМ. Лицевая сторона: изображение Благовещения. Архангел Гавриил в полный рост, повернут к Богородице с благословляющим жестом правой руки и жезлом в левой руке. Богородица изображена в полный рост, в развернутой позе к Архангелу, левая рука приподнята, которой держит пряжу. Сверху и возле фигур греческая надпись «OXAI/PE/T/I/C/М/OС/», т.е. с греческого «Радуйся» Вокруг точечный ободок. Изображение Благовещения соответствует иконографии «Устюжского Благовещения». Икона писана в период строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря близ Новгорода в 1119 – 1130 г.г., и является единственным сохранившимся домонгольским иконографическим Благовещением. [2]Оборотная сторона: четырех строчная надпись «+КЕRО/НОЕITѡCѡ/VЛѡГА/», т.е. с греческого: «Господи помоги рабу своему Гавриилу».

Свидетельством внутриполитической активности Всеволода Мстиславича как новгородского князя являются и многочисленные находки преимущественно в Новгороде свинцовых печатей с изображением архангела Гавриила, возвещающего Пресв. Богородице о рождении Спасителя, на лицевой стороне и св. Феодора (крестильное имя Мстислава, отца В. М.) - на оборотной (к настоящему времени обнаружено 60 экз.), которые убедительно атрибутируются В. М. Новгородское летописание сообщает о военных походах В. М., они, как правило, были направлены в соседние области, обязанные Новгороду данью: в 1123-1124 гг.- на емь (на сев. побережье Финского зал.), весной 1131 г.- на чудь (вероятно, эстов), зимой 1131/32 г.- снова на чудь, в нач. 1134 г.- еще раз на чудь со взятием города Юрьева (совр. Тарту). основанного в великим князем Ярославом Мудрым. Этот город (Юрьев) был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым и назван в его честь христианского имени Ярослава. 

Археологи предполагают, что свинцовые печати, несущие имя князя, подтверждали подлинность написанного на пергамене документа, к которому они были привешены – возможно, жалованной грамоты на землю или грамоты, обеспечивающей свободный беспошлинный проезд по землям, находящимся под юрисдикцией правителя.- Можно только предполагать, что именно было написано в документе, заверенном печатью Всеволода Мстиславича.  Эта находка подтверждает гипотезы ученых об устойчивой связи выходцев из прусских земель и жителей Великого Новгорода, где в средневековье существовала даже Прусская улица.  Уникальная свинцовая печать была найдена в Зеленоградском районе Калининградской области, в окрестностях поселка Привольное, при раскопках на месте неукрепленного прусского городища, обнаруженного в 2016 году.   https://www.kaliningrad.kp.ru/...

Эти походы В. М. были продолжением новгородской политики его отца и частью военных мероприятий киевских князей в Северо-Западной Руси, резко активизировавшихся после временной ликвидации великим князем Мстиславом Владимировичем самостоятельности Полоцкого княжества в 1127 году; так, В. М. участвовал в общерусской войне против Полоцка, в поход 1131 г. он был отправлен отцом вместе со своими братьями Изяславом (Пантелеимоном) и Ростиславом (Михаилом) Мстиславичами, а в поход 1131/32 г. выступил почти одновременно с походом на Литву Мстислава Владимировича.

Нельзя не заметить характерных признаков вполне естественного для того времени явно подчиненного положения В. М. в Новгороде по отношению к сидевшему в киевском пригороде Белгороде, а затем в Киеве отцу.

Всеволод Псковский (1092 - 1138), во святом крещении Гавриил, святой благоверный князь. Память 11 февраля, 22 апреля (перенес. мощей), 27 ноября (обрет. мощей) и в Соборе Псковских святых. Родился в 1092 году в Новгороде Великом в семье благоверного князя Мстислава (Федора) Мономаховича.

В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на Новгородском княжении. В первые годы княжения В. М. в Новгороде при его дворе и по его заказу был составлен новгородский летописный свод, соединивший раннее новгородское летописание с киевским и легший в основу последующего новгородского владычного летописания. В этом – его большая заслуга перед отечественной историей и пред потомками.

Князь Всеволод любил созидать храмы Божии, любил церковный и монашеский чин, давал им щедрую милостыню и чтил их, как братию Божию. Памятником его ревности к созиданию церквей служит построенный им на торговой новгородской площади, на Петрятине дворище, великолепный храм во имя св. Иоанна Предтечи, с придельным храмом, снабженный дорогими иконами, весьма ценным Евангелием и всеми богослужебными книгами.

Церковь Иоана Предтечи на Опоках, Великий Новгород. Заложена в 1127 году. перестройка 1453 года 

Известен уставной грамотой, данной общине купцов-вощаников «Ивановское сто», торговавших воском и мёдом при передачи им церкви Иоанна Предтечи на Петрятине дворище в Новгороде, в 1134 году, эту церковь он заложил в честь своего сына Иоанна. В этой грамоте впервые упоминается мера веса — пуд. Особой грамотой он обеспечил содержание храма и причта, частью из пошлин со всех предметов торговли, из которых также значительная часть шла на содержание Софийского собора.

Кроме дарственной Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславича новгородскому Юрьеву монастырю известны еще жалованные грамоты В. М. Юрьеву монастырю на «рель» (песчаную гриву, сухую, возвышенную полосу) у Волхова и волость Ляховичи (вероятно, 1134). Вместе с данной тогда же дарственной Изяслава Мстиславича, брата В. М., новгородскому Пантелеимонову мон-рю эти грамоты составляют корпус древнейших на Руси княжеских актов, связанных с земельными пожалованиями Церкви. 

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Торгу (заложена в 1135, перестроена в  1458 году)

В Новгороде В. М. построил ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках (в честь рождения сына Иоанна, заложена в 1127) и храм Успения Пресвятой Богородицы на Торгу (заложена в 1135), оба храма сохранились в перестройках 1453 и 1458 гг. соответственно. 

В Пскове князь Всеволод заложил соборную церковь в честь Св. Троицы в 1137 году.

Троицкий кафедральный  собор Пскова, современный вид 25 августа 2023 года

Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

Когда в 1127 году в Новгороде начался сильный голод, попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих.

В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, Киевский князь Ярополк Владимирович, дядя Всеволода, следуя завещанию брата, перевел Всеволода в Переяслав Южный, считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха - Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, выступили против племянника. Не желая междоусобиц, святой князь вернулся в Новгород, но его приняли с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь был "вскормлен" ими и не должен был уходить от них. "Ходил Всеволод в Русь, в Переяслав, - отметил новгородский летописец, - а целовал крест новгородцам, сказав, "хочу у вас умереть".

Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь в 1133 году предпринял новый победоносный поход на чудь и присоединил к новгородским владениям древнерусский город Юрьев (современный Тарту, Эстония), основанный в 1030 году великим князем Ярославом Мудрым. 

Изгнания князя из Новгорода

Но тяжелый зимний поход Всеволода Мстиславича с новгородцами 1135 - 1136 годов на Суздаль окончился неудачей. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьей, как преступника, держали под стражей на архиерейском дворе, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, "пустиша из города".

Ярополк дал Всеволоду в управление Вышгород, но блаженный князь пробыл там недолго. Псковитяне прислали выборных в Вышгород с усердным прошением, чтобы он пошел к ним княжить: в то время в Пскове не было князя. Святой Всеволод согласился и пошел княжить в Псков.

Благочестивый князь заложил каменный храм во имя Святой Троицы, оконченный в следующем году. Латинствующие народы все боялись самого имени святого и не смели нападать на Псков. Святой князь Всеволод княжил в Пскове один год с небольшим.

Потом он тяжело заболел и скончался 11 февраля 1138 года, в четверг Сырной недели, в возрасте 46 лет. Тело блаженного князя Всеволода положили в церкви святого великомученика Димитрия Солунского. Меч же и щит князя поставлены были на его гробе, в похвалу и на утверждение города Пскова, где находятся и доныне в Троицком соборе.

Рака с мощами св. благоверного князя Всеволода (Гавриила) в Троицком соборе Псковского Крома

27 ноября 1192 года были обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел. С тех пор при его гробнице начались исцеления.

Празднество ему установлено на соборе в Макарьевском монастыре в 1549 г.

Картина Карла Брюллова "Осада Пскова стефаном Баторием в 1581 году"

При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Покровской иконы Божией Матери святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова.

22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный храм собора.

• Он имел сыновей Ивана, Мстислава и Владимира, и дочь Верхуславу, выданную в 1137 г. за польского князя Болеслава IV Кудрявого. Верхуслава Всеволодовна (ок.1125—15 марта 1162) — жена (с 1137) Болеслава IV Кудрявого (1120/21 — 5 января 1173) — Князя Мазовии (с 1138), Кракова, Куявы, Гнезно и Калиша (с 1146), Сандомира (с 1166), князя всей Польши (1146—1173).

• Иван Всеволодович (ум. 16 апреля 1128 г.) — умер ребёнком

• Мстислав Всеволодович (1128—1168), других данных нет.

• Владимир Всеволодович (умер около 1141 г.) — князь новгородский (с 1135 года) , был женат на Рыксе, дочери Болеслава III Кривоустого

Тропарь, глас 4

Из млада явился еси богомудре княже Гаврииле, божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан: веру непорочну соблюд, и многи святыя церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С ними же предстоя Святей Троице молися, державы росския начальником сохраненым быти, и всем нам спастися.

Кондак, глас 8

Многомудренно преселився во град Псков блаженне княже Гаврииле, плод благий Богови в жизни сей был еси, присноцветущ добродетельми, и якоже Давид незлобием: того ради получил еси жизнь вечную на небесех. Всегда зря Святую Троицу, моли избавитися нам от всяких бед, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.

Тропарь (Обретение мощей)

Наста днесь всечестный новый праздник,обретение честных мощей блаженнаго князя Гавриила, веселящи изрядно всех благочестивых множества, темже, вси вернии, сошедшеся во святый храм Живоначальныя Троицы, возопием: блаженне княже Гаврииле, имея дерзновение ко Христу Богу, моли спастися празднующим любовию память твою.

Использованные материалы

https://drevo-info.ru/articles/12759.html

подробно Православная энциклопедия https://www.pravenc.ru/text/155468.html

• http://days.pravoslavie.ru/Life/life6513.htm

• http://days.pravoslavie.ru/Life/life429.htm

• Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.


Больше никаких ударов по Крыму не будет? "Воины в тапках" преподали урок и России, и НАТО

"Воины в тапках" - хуситы, уронив в Красное море несколько крайне дорогостоящих "Жнецов", преподали урок и России, и НАТО: с противником не церемонятся. Впрочем, и русских, судя по мнен...

История любви длиною в жизнь!

В фильме «Белое солнце пустыни» у его героя, Чёрного Абдуллы, был гарем. И в жизни Кахи Кавсадзе пользовался успехом у женщин. Но любил только одну — свою жену. И остался предан своей Б...

"РУССКИЕ БЕРУТ РУЖЬЯ. ВОЙНА С МИГРАНТАМИ НАЧАЛАСЬ": ЧАТЫ САМООБОРОНЫ СОЗДАЮТ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ И ЖДУТ ВЕТЕРАНОВ СВО

От этих историй становится очень страшно. Такое ощущение, что полиция не защищает нас, а приезжает, только когда азиаты уже убили, покалечили, забрали деньги, изнасиловали. В открытые властью ворота т...

Обсудить