Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище

33 2028

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище.

Первый храм на этом знаменательном для каждого русского человека месте заложен в 1103 году новгородским князем Мстиславом Владимировичем, сыном великого князя Владимира Мономаха.

Мстислав Владимирович из Царского титулярника 1672 года(1075 – 1132 г.г.)

 Мстислав построил собор в честь рождения своего первенца Всеволода, носившего крестильное имя Гавриил (одна из двух главных фигур Благовещения — архангел Гавриил). Храм был второй после Софийского собора каменной постройкой Новгорода. построен через пятьдесят лет после строительства Софийского собора.

Реконструкция храма Благовещения на Городище

 Предположительно его строителем был мастер Пётр, известный из Новгородской летописи как руководитель возведения Георгиевского собора Юрьева монастыря, а также построивший Николо-Дворищенский собор в Новгороде в 1113 году. 

Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря (1103-1130 г.г.)
Николо-Дворищенский собор 1113 года

Для Благовещенского собора князь-основатель Мстислав Владимирович заказал роскошное Евангелие, сохранившееся до наших дней и известное как Мстиславово. Мстиславово Евангелие является центральным памятником древнерусской книжной культуры начала XII в. Нельзя не восхититься роскошью, с которой выполнена рукопись: дорогие листы пергамена прекрасного качества и большого формата, многочисленные золотые заголовки, изящно орнаментированные в византийском «лепестковом» стиле инициалы, роскошные золотые заставки и миниатюры, каллиграфичный почерк, высокохудожественный оклад с драгоценными камнями и эмалями.

Созданное по заказу новгородского, а впоследствии киевского князя Мстислава Великого, оно считается как шедевром книжного искусства, так и выдающимся литургическим памятником. Ученые называют новую редакцию текста по месту ее происхождения «древнерусской» и относят ее возникновение к концу XI в. Мстиславово Евангелие, созданное вскоре после появления нового варианта церковно-славянского перевода евангельского текста, является древнейшим и наиболее исправным его списком.

Из писцовой записи на последнем листе рукописи следует, что это Евангелие было написано Алексой, сыном священника Лазаря, по заказу новгородского князя Мстислава, в крещении Феодора, внука Всеволода, сына Владимира, «на благословление» церкви Богородицы. Мстислав, сын великого князя Владимира Мономаха, княжил в Новгороде с небольшим перерывом, с рубежа 1080–1090-х гг. до 1117 г., когда он был вызван в Киев отцом, после смерти которого в 1125 г. он занял великокняжеский стол. Упоминаемый в записи храм Благовещения, согласно летописям, был заложен им в Новгороде в своем княжеском дворце на Городище в 1103 г. Мстиславово Евангелие было вкладом князя во вновь построенный им дворцовый храм, и создание рукописи можно датировать периодом между его закладкой в 1103 и уходом Мстислава в Киев в 1117 г.

Чтобы понять значимость этого памятника для Новгорода нужно вспомнить, что время правления там Мстислава Великого было переломным и для истории города, и для политической истории Руси, в целом. В конце XI в. менялась система взаимоотношений между князьями, сложившаяся в 1054 г. после смерти Ярослава Мудрого. В ней Новгород входил в состав удела киевского князя и управлялся назначаемым им наместником – «посадником». Именно таким наместником стал вначале и сам князь Мстислав. Смерть великого князя Всеволода в 1093 г. привела к перестройке сложившейся системы распределения уделов, провоцировавшей кровавые споры внуков и правнуков Ярослава. Новым политическим аргументом становится понятие «отчина», которое впервые применил в 1093 г. Владимир Мономах. Этот аргумент становится основанием новой политической системы, провозглашенной на Любечском съезде князей 1097 г.: «Кождо да держит отчину свою». Именно в это время происходит выделение Новгорода из великокняжеского удела в самостоятельное княжество. После долгих переговоров с киевским князем Святополком в 1102 г. новгородцы настояли на возвращении им князя Мстислава, которого они «вскормили» себе. Тем самым они положили конец зависимости Новгорода от династических перемен на киевском столе. Именно в 1102 г. настал переломный момент и в истории Новгорода, и в жизни Мстислава. Новгород и его земли становятся самостоятельным княжеством, стоящим в системе иерархии после Смоленска, на седьмом месте из девяти, а Мстислав – самостоятельным новгородским князем.

Сразу после этого, в 1103 г., Мстислав закладывает каменный храм Благовещения на старом княжеском Городище. Значение этого события невозможно переоценить. Новый собор был первым каменным храмом после пятидесятилетнего перерыва в строительстве. Храм Благовещения посвящён небесному патрону старшего сына Мстислава – Всеволода, в крещении Гавриила.  Для Мстислава и новгородцев храм стал памятником начала новой эпохи в истории Новгорода – утверждения его политической независимости, своего рода Благовещения городу и его новой княжеской династии, продолжателем которой после неизбежного ухода Мстислава на киевский великокняжеский стол будет его сын Всеволод-Гавриил.

Благовещенский собор являлся второй каменной постройкой Новгорода, второй по величине после Софийского собора. После этого каменное строительство на Новгородской земле становится непрерывным. Если Софийский собор служил кафедральным. общегородским, то Благовещенский собор выполнял функцию княжеского, придворного, а находящийся почти напротив него на противоположном берегу Волхова Георгиевский собор Юрьева монастыря стал княжеской усыпальницей. Такая своеобразная соборная перекличка через Волхов, архитектурная соборная новгородская Троица.

Вид с  Рюрикова городища на Волхов и Юрьев монастырь

Вид с Рюрикова городища на новгородскую Софию 

Собор обладал внушительными размерами, имел три апсиды, лестничную башню с северной стороны, служившую для прохода на хоры, шесть опорных столбов внутри.Стены и своды собора были украшены фресками, а полы были сделаны из разноцветных поливных плиток.

В 1342 году рядом, частично перекрывая старый фундамент, на новом основании был возведен новый собор. В некоторых элементах он повторял архитектурные формы старого собора: имел крупные размеры, строгий монументальный облик, архаичное позакомарное завершение фасадов. В то же время храм XIV века обладал целым рядом уникальных особенностей: ступенчатыми сводами, двухступенчатыми лопатками, плитами- капителями, "готическими" порталами, круглыми западными столбами. 

Казалось, от старого собора XII века ничего не осталось. Однако в ходе реставрационных работ  уже в наше время под полом были обнаружены фрагменты штукатурки с фресковой живописью старого собора, что свидетельствует о том, что его стены были расписаны полностью. 

Фрагмент глаголической надписи на обломках штукатурки северной алтарной части храма Благовещения

Также были найдены разноцветные поливные керамические плитки, украшавшие пол первоначального храма.

Северный и западный фасады Благовещенской церкви Южный и западный фасады Благовещенской церкви Южный фасад Благовещенской церкви

В настоящее время перед западным фасадом храма можно увидеть раскрытые археологами остатки Благовещенского собора XII века.

Остатки фундаментов Благовещенского собора XII века
Фундаменты круговой лестничной башни Благовещенского храма XII века
Фундамент храмового столпа XII века

Новый собор XIV века в значительной степени унаследовал основные черты старого. Благовещенский храм XIV века представляет собой четырехстолпную постройку с одним алтарным выступом и трехчастным членением фасадов лопатками. Размеры стен без апсиды составляет 15 на 15 метров. В ходе его перестройки в XVIII веке были утрачены верхняя часть кладки, своды и барабан. Благодаря работе археологов и реставраторов, благодаря проведённым изысканиям,  кропотливым и тщательным работам по реставрации и консервации разрушенных конструкций храма, мы можем увидеть уцелевшие после войны части собора XIV века и остатки храма XII века.

Внутреннее пространство храма Благовещения на Городище

Алтарная часть храма Благовещения                                                            Окно Уцелевшая колонна

Интересная особенность храма Благовещения — два типа колонн: ближе к входу расположены круглые в плане, а ближе к алтарю — квадратные.

Колонны Благовещенского храма                                                                            Арка Свод 

Фрагменты первоначального храма XII века

В 1342—1343 годах на месте разобранного храма XII века был выстроен новый храм, который простоял до 1941 года. Заказчиком храма на сей раз был новгородский архиепископ Василий. Храм был типичным образцом новгородского зодчества середины XIV века и представлял собой большой шестистолпный трёхапсидный храм с примыкающей к нему лестничной башней. Стены снаружи и внутри обработаны лопатками. Фасады храма имели, по-видимому, трёхлопастные завершения. Свод и купол храма рухнули ещё в древности и были заменены деревянными перекрытиями. 

Храм Благовещения существенно пострадала в годы шведской оккупации 1611—1617 годов.

В конце XVIII века храм был сильно перестроен. Была пристроена новая колокольня.

Рисунок издания 1882 года

Когда роль князя в Новгородской республике снизилась, уступив первенство новгородскому посаднику, Городище вновь стало княжеской резиденцией. Здесь располагались княжеский дворец и гридница, административные и хозяйственные помещения, ремесленные мастерские, церкви и архив. Частью резиденции была и церковь Спаса-на-Нередице. И тогда же, в 1103 году здесь появился Благовещенский собор, руины которого так заботливо сохраняют для нас музейные работники.

Фотография храма июля 1929 года с пристроенной шатровой колокольней

В 1797 году обветшавший памятник капитально перестраивался, большая часть сводов, арок и барабан были разобраны. В 1806 году к западной стене храма пристроена паперть с небольшой каменной колокольней, в паперти устроен придел Сретения. К 1860-м годам храм уже имел только один вход с запада. Пол в храме был деревянный, дощатый. В 1882 году паперть и колокольня капитально перестроены.

Почтоваая карточка 1934 года

Храм Благовещения оставалась действующим до 1930 года. После закрытия храм не использовался. Во время Великой Отечественной войны храм Благовещения был разрушен немецким артиллерийским обстрелом. В апреле 2019 года храм Благовещения на Рюриковом городище открыт для посетителей после масштабной реставрации. В ходе восстановительных работ реставраторами впервые на новгородской земле применён метод консервации, учитывающий возможность экскурсионного показа.

Внутреннее пространство церкви Благовещения на Городище  

Алтарная часть церкви Благовещения  Благовещения 

Сохранившаяся арка
Уцелевшая колонна











Руны церкви Благовещения Пресвятой Богородицы после Великой Отечественной войны. Церковь серьёзно пострадала от артиллерийских обстрелов фашистской артиллерии

В августе 1941 года Великий Новгород был захвачен немецко-фашистскими войсками. Линия фронта стабилизировалась по рекам Волхов, Малый Волховец и по восточному берегу озера Ильмень. Осенью 1941 года Благовещенский собор, как и другие монастыри и храмы вдоль линии фронта, был уничтожен немецкой артиллерией. Пострадало и Рюриково Городище в целом.

В годы Великой Отечественной войны храму Благовещения был нанесен серьезный урон, но даже в таком виде он производил сильное впечатление.

В 1964-1972 годах руины храма были обследованы Л.Е.Красноречьевым, который предложил законсервировать их.

Реконструкция храма Благовещения 1975 года, предлагаемая Л.Е. Красноречьевым

 Были отреставрированы уцелевшие апсида, порталы, окна, ниши и арки, были проведены консервационные работы с укреплением  кладки и устройством защитных покрытий.

Фотография 2012 года

Церковь Благовещения до проведения работ 2016-2017 года 

Окна храма

В 2016-2018 годах по проекту В.А.Попова были выполнены дополнительные работы по консервации храма XIV века и музеефикации собора XII века. Сейчас он закрыт от атмосферных осадков стеклянными перекрытиями, для посетителей проложены настилы. 

От идеи воссоздать храм полностью было решено отказаться: в противном случае он в значительной степени превратился бы в новодел.

Церковь Благовещения после консервации, вид с запада. 

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Городище включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Вид с седого Волхова

Перечень источников:

1) Мстиславово Евангелие https://blog.mediashm.ru/?p=42...

2) https://travel.dogrurik.ru/ryu...

3) https://anashina.com/ryurikovo-gorodishhe-v-velikom-novgorode/


Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...

Обсудить