Возведение и разрушение собора Александра Невского в Варшаве
“Созидая сей храм, его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.
Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай
«Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучающий их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, он будет памятником – позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике».
Член польского сената Вячеслав Богданович
Православный Александро-Невский кафедральный собор в центре Варшавы стал первым в Европе ХХ столетия христианским храмом, такой величины и таких архитектурно-художественных достоинств, который был стёрт с лица земли волею государственной власти. Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. В независимой Польше процесс этот ускорился, и к 1926 г. от величественного красавца-собора не осталось и следа…
Собор был заложен в 1894 году по инициативе и стараниями героя сражений на Балканах, тогдашнего варшавского генерал-губернатора и командующего войсками Варшавского военного округа Российской империи Иосифа Владимировича Гурко.
ГУРКО (Ромейко-Гурко) Иосиф Владимирович [16.07.1828, Могилёвская губ. – 15.01.1901, с. Сахарово Ржевского уезда Тверской губ.], российский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1894).
Он составил специальную записку на Высочайшее имя, которая получила одобрение и поддержку у Императора Александра III. По словам И.В. Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города (их было тогда в Варшаве 43 тысячи), что особенно бросилось в глаза новому генерал-губернатору, старания которого способствовали сбору необходимых для возведения храма денежных средств.
В 1893-м году он писал императору Александру III: " В Варшаве, главном городе Привислинского края, составляющего важную часть рубежа нашего Отечества, до сих пор нет соборного храма, который был бы произведением чисто русской архитектуры и который при первом взгляде на него веселил бы сердце русского человека, как обыкновенно веселит его здание явно православное". Возведением храма предполагалось увековечить память русских людей, "кровью которых облита Варшава".
Предложение было поддержано Александром III. Был объявлен конкурс на разработку проекта храма, в котором участвовали такие архитекторы, как Г. И. Котов, А. Н. Померанцев, М.Т.Преображенский. А победил проект Л.Н.Бенуа.
Проект незадолго до своей смерти одобрил император, высказав мнение, что "православный собор в стиле русских церквей XII века, весьма близком к греко-романскому, более гармонировать будет с общим стилем выдающихся зданий Варшавы".
В самом деле, проект Бенуа более ориентировался не на московское "узорочье" XVII-го столетия, популярное в 19-м веке (именно в этом духе решал свой проект Померанцев), а на более древние прототипы Владимиро-Суздальской земли, которые станут более популярны в следующем, 20-м веке.
Впрочем, в проекте использовались не только владимиро-суздальские мотивы. Столпообразная колокольня явно имела своим прототипом московского Ивана Великого, а входной портал, богато и гармонично украшенный мозаиками и вовсе напоминал о венецианской базилике Сан-Марко.
Строительные работы (ими первоначально руководил варшавский епархиальный архитектор В. Н. Покровский, а затем его сменил П. А. Феддерс) в основном закончились в 1900-м году, когда на здании водрузили крест.
Однако, гораздо дольше велись отделочные работы, так что храм был освящен только в мае 1912-го года. При его освящении архиепископ Варшавский и Привисленский Николай заявил: “Созидая сей храм его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.
Значительную часть средств на возведение Собора составили добровольные пожертвования со всей России. Жертвователями были представители всех слоев и всех сословий населения империи, начиная с Императора и членов его семьи. Дарили деньгами, строительными материалами, церковной утварью. 28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 г.
Летом того же года началось возведение самого значительного культового здания Варшавы - Александро-Невского православного собора, ставшего “апогеем, - как пишет современный польский историк архитектуры П. Пашкевич, - сакрального строительства” в польской столице. Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города.
1900 г. явился важной вехой в создании храма. Он был в целом построен, и 9 ноября на главном его куполе водрузили крест. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванная разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н.В. Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.
К работе были привлечены лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами.
Мозаики и иконы Варшавского собора исполнили многие выдающиеся мастера Российской империи. Наблюдателем за исполнением росписи был назначен заведующий мозаичным отделением Императорской Академии художеств профессор Павел Петрович Чистяков. Под их началом трудились художники: Василий Васильевич Беляев, Николай Николаевич Харламов, Фома Родионович Райлян, Михаил Степанович Судковский, Николай Павлович Шаховской, Андрей Петрович Рябушкин, Михаил Архипович Титов, Василий Тимофеевич Перминов, Валериан Иосифович Отмар, Виктор Иванович Думитрашко, Василий Павлович Гурьянов, Николай Александрович Бруни, Николай Андреевич Кошелев, Илья Иванович Самарский и др.
На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.
Собор имел три престола: главный – во имя Александра Невского, южный – во имя Николая Чудотворца и северный – во имя святых Кирилла и Мефодия, символов славянского единства.
20 мая 1912 г. собор был освящен во им благоверного великого князя Александра Невского. “Созидая сей храм, - сказал архиепископ Варшавский и Привисленский Николай, - его создатели не имели в своих мыслях ничего враждебного к окружающему нас инославию: насилие не в природе Православия”.
Начавшаяся Первая мировая война привела к эвакуации в 1915 г. русской администрации и православного духовенства из Варшавы Александро-Невский православный собор был оккупационными властями превращен в гарнизонный лютеранский костел св. Генриха.
В конце 1918 г. Польша стала независимым государством, и уже через три месяца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, за исключением двух, существующих и поныне - кладбищенской на Воли и приходской на Праге. Фактически была решена и судьба грандиозного храма на Саской (Саксонской) площади, который польские искусствоведы даже объявили “малоценным” и к тому же занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”. Официальных “причин” оказалось слишком много, и хотя сейчас все они выглядят по меньшей мере нелепыми, тогда возможно было серьезно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому. В качестве православного храма собор прослужил всего три года.
Разумеется, ослепление охватило не все польское общество, в котором к тому же национальные меньшинства составляли более одной трети населения. Причем на долю православных приходилось около двенадцати процентов (было пять миллионов человек). Раздались голоса за сохранение собора. Они не были единодушными, да и причины их появления оказывались порой противоположными. Однако все лица, которым они принадлежали, включая и выдающихся польских деятелей, таких, например, как писатель Стефан Жеромский, считали разрушение варварской акцией. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами”, тем самым как бы подчеркивая их непатриотичность.
Оказались невостребованными и предложения другой части сторонников сохранения собора, но в измененном виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, даже гарнизонного костела...
Год за годом процесс разрушения собора нарастал. Попытки спасти его ни к чему не приводили. Не помогли даже громкие протесты в польском Сейме и Сенате. Вот, например, что говорил в Сенате летом 1924 г. православный сенатор В.В. Богданович: “Достаточно пойти на Саскую площадь и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока стоит, он является наилучшим памятником для будущих поколений, поучаючи их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же, будет памятником - позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора... Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы - англичане, американцы - и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру - естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации...”
Собор был практически монолитным, каждому поляку предлагали купить боны, чтобы набрать на эту сумму стройматериалов с разбора храма. Мрамором из собора мостились мостовые, а яшмовые колоны, которые подарил храму Николай II, были отвезены в Краков, в усыпальницу Пилсудского. На то, чтобы его разобрать, понадобилась четверть суммы, затраченной на строительство. Была создана межведомственная комиссия в сейме, которая занималась только разбором собора. Они называли его «византийский след в центре Варшавы». И любой ценой хотели уничтожить.
Желая придать кампании разрушения крупнейшего в межвоенной Польше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”. Такая акция была прямой противоположностью действиям, которые называют «именной кирпичик», когда имя жертвователя наносится на кирпич, закладывающийся в стену строящейся церкви, что символизирует общее соборное возведение храма. Здесь же коллективным стало разрушение храма.
Для окончательного разрушения собора магистрат использовал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя тактику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам(!)...
Во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. “Взятое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах...
Более счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский город Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н.А. Кошелева “Спас с донатором”, представляющая Л.Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова “О Тебе радуется...”
Одновременно с уничтожением храма Александра Невского в Варшаве в 1924–1925 годах был уничтожен величественный собор Во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в городе Люблине, где ранее находилась епископская кафедра Тихона (Беллавина), ставшего в 1917 году патриархом Московским.
Православный кафедральный собор в Варшаве стал едва ли не первым в Европе ХХ столетия христианским храмом, стертым с лица земли волею государственной власти. Даже в СССР взрыв храма Христа Спасителя последовал лишь в конце 1931 г. Во II Речи Посполитой, как официально именовалась межвоенная Польша, разрушение православных святынь началось значительно раньше. Вслед за ликвидацией в первые два года существовани независимой Польши около четырехсот православных храмов (1918-1920 гг.) и разрушением варшавского кафедрального собора во всей II Речи Посполитой началось массовое уничтожение православных святынь. Во многих воеводских центрах, в том числе и там, где православные жители являлись коренным населением, были разрушены городские православные соборы.
Одновременно с варшавским, в 1924-1925 гг., был уничтожен величественный православный собор во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в г. Люблине - первая епископска кафедра св. Патриарха Тихона. Подобные акции продолжались в течение всего периода существования II Речи Посполитой, достигнув своего апогея в летние месяцы 1938 г. Тогда в июне и июле на Холмщине по требованию “католической общественности” военно-полицейскими силами было уничтожено около 150 сельских православных церквей. Все это происходило в местностях, населенных исключительно православными украинцами и русскими, проживавшими здесь многие столетия, окончательно изгнанными отсюда в первые годы после окончания Второй мировой войны в ходе специальной карательной операции “Висла”.
Примечательно, что в то же время, когда в Варшаве «гуманно» уничтожали собор Александра Невского, в польском концлагере Березовой Картузе поляки уничтожали пленных красноармейцев, было замучено и убито свыше семидесяти тысяч человек!
Организатором сатанинских акций по сносу православных храмов и учреждению концлагерей для русских был глава правительства Юзеф Пилсудский – подельник старшего Ульянова в деле покушения на государя Александра III…
По преданию Святой Церкви на каждом месте где был или есть православный храм стоит до Страшного Суда ангел хранитель храма. Стоит и плачет, видя мерзость запустения на святом месте…
p.s.
В Варшаве в 1892 году был построен ещё один красивейший русский православный храм. Речь идёт о церкви Михаила-Архангела Литовского лейб-гвардии полка. Она находилась на Уяздовских аллеях, у входа в парк, в стороне от казарм. Строительство храма под руководством инженер-капитана Людерса началось в 1892 году, освящение состоялось 21 декабря 1894 года. Церковь была выстроена в древнерусском стиле из кирпича, имела пять глав и шатровую колокольню. Купола церкви были покрыты жестью и окрашены зелёной краской в виде шахматной доски. Внутри церковь была расписана художником Мурашко, иконы для двухъярусного иконостаса были скопированы с икон Владимирского собора в Киеве художником Белевичем. Купол изнутри был позолочен и отделан мозаикой. В алтарной части пол был паркетный, в самом храме — из керамической плитки. Журнал «Неделя строителя» в 1894 году писал: «церковь представляет весьма неизящное здание, проектированное однако с большими претензиями».
В церкви было три престола: главный — во имя Архистратига Михаила, правый — во имя Николая Чудотворца и левый — во имя Святых Константина и Елены. К достопримечательностям церкви относилась старинная икона Иоанна Воина с частицей его мощей.
Церковь была разрушена в 1923 году...
Перечень источников:
1) Юрий Лабынцев, Лариса Щавинская, Православное обозрение "Радонеж",1999, N 9-10, 5 сентября 2001 года
2) Сохранение мозаик Варшавского собора https://vid1.ria.ru/ig/infografika/Sputnik/bel/VARSHAVA/Hram.html
Оценил 91 человек
237 кармы