В Южной Корее введено военное положение, партии и СМИ закрыты. Подробности в нашем Телеграмм

Спасённые мозаики варшавского Александро-Невского собора в Барановичах

57 2865

Спасённые мозаики варшавского Александро-Невского кафедрального собора в Барановичах

Белый храм с голубыми куполами привлекает внимание всех, кто оказывается в Боровичах впервые. Дело не только не в архитектуре (хотя и она не совсем привычна для здешних мест). Своим видом поражает оформление собора Покрова Пресвятой Богородицы — снаружи и внутри стены украшают удивительной красоты мозаичные панно и образа. 

 Собор Покрова Богородицы — старейший из существующих православных храмов в Барановичах, крупнейший в Белоруссии памятник архитектуры неоклассицизма. Высокую художественную ценность имеют мозаичные украшения собора, представляющие собой свидетельство высокого искусства русской художественной школы

Цветные стеклышки сложены мастерами настолько искусно, что не сразу догадываешься, что перед тобой мозаики, а не писаные иконы. Во время церковных служб, когда открываются царские врата, у прихожан появляется возможность взглянуть на Богородицу с Младенцем на апсиде. Черты ликов необычайно натуралистичны, но в то же время будто светятся изнутри. Богородица выглядит как живая - так точно мастера-мозаисты передали кисть художника.

К величайшему сожалению, это лишь совсем небольшой фрагмент грандиозной композиции «О тебе радуется, Благодатная!», которую когда-то исполнили по эскизу самого Виктора Михайловича Васнецова в петербургской мастерской выдающегося русского мастера мозаики Фролова.

Композиция фрески с автографом Васнецова "О тебе радуется" Варшавского Александро-Невского кафедрального собора, Государственная Третьяковская галерея

К слову, ее версия на бумаге дошла до наших дней в целости и сохранности, и находится в Третьяковской галерее. Однако даже она не может дать полного представления о всей мозаичной работе, по настоящему исполинского мозаичного полотна площадью свыше 1000 квадратных метров, высотой 30 метров.

Изначально эта мозаика украшала православный собор Александра Невского в Варшаве. И не она одна: было еще 15 великолепных панно на различные сюжеты, иконы были написаны выдающимся русским художников -иконописцем Василием Павловичем Гурьяновым.

 Помимо мозаик, в оформлении храма использовали драгоценные камни и металлы, внутри стояли яшмовые колонны, подаренные российским императором. Всего внутри находилось около 10 тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. Над убранством на протяжении 18 лет трудились десятки лучших искусствоведов, богословов, архитекторов и художников, — рассказывает протодиакон Покровского храма Андрей Горбунов. — Самое печальное, что удивительной красоты собор не простоял на Саксонской площади (ныне Пилсудского) и 15 лет. Как только закончилась Первая мировая война, польские власти поспешили избавиться от этого «символа русского господства и памятника византизма».

В итоге после жарких дебатов, тянувшихся несколько лет, поляки все же приняли решение: разрушить. Искусствоведческий факультет Виленского (Вильнюского) университета подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности…

К тому же храм признали занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”. Ещё одним аргументом была архитектурная «чужеродность» этого здания в городе, несоответствие эстетики здания польской архитектуре в целом «razi on nas swojemi formami, drażni nasze poczucie narodowe» Два года, около 14 тысяч больших и малых взрывов и большие деньги понадобились для того, чтобы уничтожить святыню.

Рассказывает протодиакон Покровского храма в Боровичах Андрей Горбунов [2]:

«Появление Покровского храма в Барановичах тоже связано с довольно печальными событиями. Его возводили на месте деревянной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Она сгорела в 1921 году прямо на праздник — в первый день Пасхи. Приходской совет уже к следующему утру создал комитет по строительству нового храма, начали сбор средств. Но процесс неожиданно затянулся: после заключения Рижского мирного договора в Западной Белоруссии (куда вошли и Барановичи) переформировывались ведомства, составлялись новые образцы документов. Да и с утверждением проекта новые власти не спешили, а потом и вовсе ввели запрет на строительство общественных зданий из дерева. Пришлось менять проект и искать новые материалы.»

Закладка фундамента Покровского собора была в том же 1924 году, когда начали разрушать Александро-Невский православный кафедральный собор в Варшаве.

Сенатор Алексей Васильевич Назаревский

Строительство Покровского собора состоялось только благодаря упорству и вере людей. Одна из ключевых фигур в этом деле — председатель комитета по строительству собора  Алексей Васильевич Назаревский. В Варшаве он бывал часто, так как жители Барановичей выбрали его сенатором польского сейма. Однако каждый раз, отправляясь туда по рабочим делам, он не забывал отстаивать идею строительства Свято-Покровского собора. К великому сожалению, после вхождения западных регионов Белоруссии в состав Советского Союза в 1939 году, Алексей Васильевич был репрессирован и погиб в лагерях НКВД.

Ведущим инженером храма был католик по вероисповеданию И. В. Стаковский, согласившийся работать совершенно бесплатно. Важную роль в возведении сыграл и митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий (Валединский). Понимая, что в польской столице собор Александра Невского обречен, он старался сберечь все, что возможно. Способствовал перевозке церковной утвари, икон, мозаик в другие храмы. Помогал деньгами при строительстве Покровского собора.

— Далеко не все из того, что изначально прибыло в наш город, удалось сохранить. Части иконостасов, киоты, иконы сгорели всего спустя пару недель после транспортировки. Деревянный сарайчик, где все это хранилось, подожгли. По счастливой случайности мозаики находились в другом месте — это их и спасло, — рассказал Андрей Горбунов.

Сегодня Покровский собор украшают семь мозаик: пять внутри и две снаружи. Причем панно на сюжеты «Богоматерь с ангельскими чинами», «Деисус», «Спаситель с донатором» и «Собор Архистратига Михаила» собирались по частям. Они серьезно пострадали при взрывах в Варшаве.

Мозаики и иконы Варшавского собора исполнили многие выдающиеся мастера Российской империи. Всеми художественными работами заведовал Виктор Михайлович Васнецов. Наблюдателем за исполнением росписи был назначен заведующий мозаичным отделением Императорской Академии художеств профессор Павел Петрович Чистяков. Под их началом трудились художники: Василий Васильевич Беляев, Николай Николаевич Харламов, Фома Родионович Райлян, Михаил Степанович Судковский, Николай Павлович Шаховской, Андрей Петрович Рябушкин, Михаил Архипович Титов, Василий Тимофеевич Перминов, Валериан Иосифович Отмар, Виктор Иванович Думитрашко, Василий Павлович Гурьянов, Николай Александрович Бруни, Николай Андреевич Кошелев, Илья Иванович Самарский и др.

Мозаика авторства художника Виктора Ивановича Думитрашко выглядит как картина

Если встать в центре Покровского собора, то в глаза сразу бросаются два мозаичных образа — святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Иосифа Волоцкого. Они практически в идеальном состоянии. У них всегда кто-нибудь да стоит из прихожан или туристов. Это и понятно: хочется разглядеть сотни крошечных золоченых стеклышек, из которых они собраны, внимательнее.В 1926 году в храм были первыми привезены две мозаики по эскизам Виктора Думитрашко – «Святитель Московский митрополит Алексий» и «Преподобный Иосиф Волоцкий». 

Мозаика по эскизам В.И. Думитрашко "Преподобный Иосиф Волоцкий"
Мозаика " Святитель Московский митрополит  Алексий" также выполнена по эскизу В.И.Думитрашко

Мозаичные работы по эскизам художника Виктора Думитрашко – «Преподобный Иосиф Волоцкий» и «Святитель Алексий Московский». закреплены в колоннах храма, и можно детально рассмотреть всю ювелирность работы мозаичных мастеров, богатую палитру оттенков смальты (в мастерской Фролова использовалось до 20 тысяч ее оттенков). Мозаики были изготовлены в честь  фельдмаршала Иосифе Гурко (Иосиф Волоцкий его небесный покровитель) - герое Балканской войны и губернаторе Привислинского края Российской империи, который был одним из инициаторов строительства варшавского православного Александро-Невского кафедрального собора. 

Не смотря на все кропотливые поиски, мне к великому сожалению не удалось найти в сети фотографии или портрета Виктора Ивановича Мурашко. Виктор Иванович Думитрашко выдающийся русский художник-мозаичист. Родился в 1845 году. Обучался в Академии художеств с 1875 года вольнослушателем. В 1877 году получил две золотые медали; в 1878 г. - малую поощрительную; в 1879 г. - две 1 серебряные, а в 1880 году за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа» – звание художника I степени. Среди его наиболее известных произведений – «Посольство князя Владимира в Константинополь» (эскиз, 1877), «Призвание на царство Михаила Федоровича Романова» (1896), «Фигура рейтара (Москва, 17 век)», «Портрет архитектора Н.Л.Бенуа» (1901), «Портрет купца П.С.Сапожникова».

В 1928 году были привезены 4 мозаики по эскизам Николая Бруни. Возле стройки сделали сарай, куда складывали привезенное из Польши храмовое добро. Но кто-то его поджег, и часть добра сгорела – к счастью, мозаики были в другом сарае. 

В те неспокойные и трагические 20-30 годы для российского православия прошлого века в Польше было закрыто больше сотни православных храмов.

Мозаичные работы по эскизам художника Виктора Думитрашко – «Преподобный Иосиф Волоцкий» и «Святитель Алексий Московский». Они закреплены в колоннах храма, и можно детально рассмотреть всю ювелирность работы мозаичных мастеров, богатую палитру оттенков смальты (в мастерской Фролова использовалось до 20 тысяч ее оттенков).

Но самым ценным мозаичным полотном Покровского собора, безусловно, является «Богоматерь с младенцем», закрепленная в алтарной апсиде храма. Это маленький фрагмент того самого в тысячу квадратных метров мозаичного полотна, высотой 30 метров, сделанного по эскизу Виктора Васнецова «О Тебе радуется…»

В алтарной апсиде Покровского храма закреплен фрагмент мозаики по эскизу Васнецова «О тебе радуется...» – когда-то это эпическое полотно составляло тысячу квадратных метров.

Этот фрагмент - даже не десятая часть всей мозаики, которую создали по эскизам Виктора Васнецова. В Александро-Невском соборе Варшавы, откуда ее привезли, было еще два мозаичных панно Васнецова. Высота этой, центральной мозаики, была около 30 метров. Дева Мария изображалась во весь рост, сверху были ангелы и небо, а внизу - сонм святых. Эскиз фрески хранится в Третьяковской галерее.

Богородица выглядит как живая - так точно мастера-мозаисты передали кисть художника. Виктор Михайлович Васнецов — автор знаменитых полотен по мотивам русских сказок и фольклора — всю свою жизнь был вдохновлен образом Девы Марии. Художник тщательно изучал все иконы Богородицы, которые только мог достать. Он мечтал создать образ, который бы максимально приблизился к идеалу. Действительно, в мозаике Александро-Невского собора есть некая тайна и необычайная духовная сила.

Васнецова при жизни называли создателем русских Мадонн. Ведь обычно с именем Васнецова все связывают картины «Три богатыря» и «Аленушка». Но не все в курсе, что он писал и на религиозные темы. Васнецов был верующим человеком, сыном священника. Он увлекался религиозной живописью. Полностью расписал Владимирский собор в Киеве, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. По его эскизам сделаны мозаики в храме Спаса-На-Крови, что в Санкт-Петербурге. Кроме того, он написал и множество икон.

"О тебе радуется" (изображение Богоматери с младенцем) в варшавском Александро-Невском соборе в общей сложности занимала площадь тысячу квадратных метров. Специалисты считают её лучшим примером мозаичного искусства конца XIX- начала XX веков.

Мозаика в Варшавском соборе была 30 метров в высоту. Фото из варшавского собора Александра Невского. в период когда в нём немецкие оккупационные войска разместили гарнизонную лютеранскую кирху.

Как художник, Васнецов ставил перед собой задачу написать не только выдающийся образ Христа, но и идеальный образ Божией Матери, наиболее приближенный к реальному.

Виктор Михайлович Васнецов (3 мая 1848, Лопьял, Вятская губерния — 23 июля 1926, Москва) — знаменитый русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Васнецов является основоположником «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом.

Написанный им образ Богородицы во Владимирском соборе Киева считается вершиной его творческих поисков, изучений старинный икон и фресок. Сохранившийся в Барановичах фрагмент - это достойное подобие киевского образа.

Если оценивать мозаики Варшавского Александро-Невского собора в целом, а не по кусочкам, то перед нами, без сомнения, шедевральные работы периода Серебряного века. Среди авторов эскизов, помимо Васнецова, напомним, значатся художники Виктор Думитрашко, Николай Кошелев и Николай Бруни.

Мозаика «Спас с донатором» Николая Кошелева размещена снаружи храма над южным боковым входом храма в Барановичах.

Мозаика "Спас с донатором" располагается над южным входом храма

Значительный исторический и художественный интерес представляет собой часть мозаики Николая Кошелева «Слава Александра Невского» или «Спас с донатором», на которой архитектор Леонтий Бенуа преподносит храм Александра Невского Создателю, а тот в благодарность, что мастер не утаил свой талант- "серебро Господа", а построил этот храм, венчает его.  Христос указывает на раскрытое Евангелие с притчей о талантах. Мол, знаменитый архитектор не зарыл свои таланты в землю, а использовал их во славу Божию. Рядом по бокам фрески изображены Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Успенский в Кремле, подчеркивая, что это храмы одного ряда.

Леонтий Николаевич Бенуа (1856 - 1928) главный архитектор Варшавского кафедрального Александро-Невского собора. (11 августа 1856, Петергоф, Российская империя — 8 февраля 1928, Ленинград) — выдающийся русский архитектор, крупный педагог. Член-основатель (1903) и почётный председатель Общества архитекторов-художников, редактор журнала «Зодчий» (1892—1895). Представитель художественной династии Бенуа
Николай Андреевич Кошелев (1840-1918) (3 мая 1840, село Серман Николо-Барнуковской волости, Городищенский уезд, Пензенская губерния — 23 октября 1918, Петроград) — русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист. Сподвижник Ивана Крамского. Академик (1873), профессор (1878) Императорской Академии художеств, член Императорского Православного Палестинского Общества. Автор эскизов и росписей Храма Христа Спасителя (Москва), храма Спаса на Крови (Санкт-Петербург), Александро-Невского собора (Варшава) и ряда других.

Мозаика «Богоматерь с Ангельскими чинами» по эскизу Николая Бруни находится внутри храма, ее собрали из 9 мозаичных фрагментов.

Бруни Николай Александрович (1856-1935) — русский художник, академик Императорской Академии художеств с 1912 года возглавлял мозаичное отделение Академии художеств

На северном фронтоне храма – мозаика «Собор Архистратига Михаила» по эскизу Николая Бруни.  Утраты мозаичного слоя на ней. к сожалению. самые значительные.

- Посмотрите, какой тонкий переход небесно-голубого цвета, - отмечает отец Андрей. - Согласитесь, мастерство нарисовать - это одно, а вот не повезло бы им с мозайчистами - и не было бы такого шедевра. К счастью, с мозайчистами художникам повезло. Эти мозаики делали в известной мастерской Фролова, первой частной мастерской в России.

Мозаика "Собор Архистратига Михаила"  по эскизу Николая Алексеевича Бруни к сожалению сохранилась не вся полностью, видны большие участки затёртые цементным раствором...

Мозаикам характерна великолепная цветовая палитра. Какие краски, какие оттенки! Фролов и его работники изготавливали до 28 тысяч различных оттенков смальты и виртуозно набирали мозаики. Работы этой мастерской и сейчас можно увидеть во многих местах Санкт-Петербурга и Москвы. В частности, даже на старых станциях московского метро.

Как говорил настоятель храма отец Александр Дзичковский, не раз им приходилось слышать, что весь храм не сопоставим по ценности с мозаичными полотнами, которые в нем хранятся. На экскурсии сюда приезжают и из России, и из Польши. Священники показывают мозаики, рассказывают их историю и бережно ухаживают за мозаичными полотнами по мере своих возможностей. И скрупулезно изучают их историю – и церковную, и мирскую.

Мозаика «Деисус больший с предстоящими» была выполнена по эскизу Николая Андреевича Кошелева.

В нижнем левом углу сохранились клеймо мозаичной мастерской Фролова и подпись Николая Кошелева.

В церковном подвале хранятся небольшие мозаичные фрагменты, использовать которые уже, наверное, не получится. Это фрагменты композиции, которая висела в портиках варшавского храма «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами» по эскизу Николая Бруни. Она была такой большой, что ни на одной стене Покровского собора не уместилась бы. К тому же из тех фрагментов композицию не составишь – фрагмент крыла или руки, две головки ангелов.

Фролов Александр Никитич (1830-1909) - основатель знаменитой мастерской мозаичистов Фроловых
Фролоа Владимир Александрович (1895-1942) основатель советской школы художников-мозаичистов

А собирались все панно в легендарной мозаичной мастерской Фролова Санкт-Петербурга, которая в свое время была одной и лучших в мире. Именно этой династией мозаичистов были оформлены храм Спаса на Крови и многие здания в Санкт-Петербурге, первые станции метрополитена в Москве. Такой искусной работы сегодня, увы, не встретишь нигде. Фроловы каким-то чудом могли мозаикой реалистично передать хоть тончайшее перышко, хоть книжные страницы, хоть тени на складках одежды.

Буква М вписанная в Ф - таким символом обозначала себя лучшая мастерская того времени, мастерская Фролова.

Любопытно, что сначала барановичский храм стал спасением для мозаик, а после войны уже они сберегли его от закрытия. С 1949 года Покровский собор фактически оставался единственным действующим в городе. В 1953-м был взят под охрану государства благодаря мозаикам.

Высокое искусство на службе у православной веры берегут как зеницу ока по сей день. «Мозаики - Душа собора» — ласково говорят здешние священники, проводя экскурсии для туристов, которые приезжают полюбоваться необычной красотой не только со всех уголков Белоруссии и России, но и из зарубежных стран, ближних и дальних.

Фрагмент мозаики из запасников Покровского храма в Барановичах

В цокольном помещении Свято-Покровского собора хранятся другие мозаичные фрагменты, которые почти сто лет назад так и не удалось собрать в единую композицию. Известно лишь, что большинство из них были частью панно «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами» по эскизу Николая Бруни.

По-настоящему трагичной была первая половина ХХ века. Искренне верующим пришлось пройти через множество испытаний. Однако, глядя на прошлое сегодня, нельзя не благодарить предков за их стойкость и стремление сохранить самое дорогое — веру в Бога, веру в лучшее, веру в себя и в нас. Свято-Покровский собор в Барановичах как нельзя лучше подтверждает эту мысль.

От Минска до Барановичей всего два часа езды. Найти Покровский собор просто, он находится в двух шагах от вокзала, в самом центре, на тихой зеленой улочке. Найдите время при посещении братской Белоруссии – посетите Барановичи и это удивительный Храм, посмотрите на работы Мастеров Серебряного века. И пусть Вас не смущают утраты, заполненные серыми швами штукатурки. Они ведь нам таким образом напоминают об ушедшей эпохе и о трудах праведных русских Художников и Созидателей минувшего времени…

p.s.:

До наших дней дошли лишь некоторые фрагменты мозаичных панно из величественного варшавского Александро-Невского собора. Лики апостолов из «Евхаристии» сейчас находятся в католическом храме Марии Магдалины в Варшаве.

Три части эскиза «Евхаристии» долгое время хранились в запасниках Государственного исторического музея. Холсты были свернуты в рулон и в таком состоянии находились продолжительное время. Как отметил на презентации Вадим Егоров, художественная коллекция ГИМа в два раза превышает фонды Государственной Третьяковской галереи, и большая часть этой коллекция находится в запасниках. «Мы не все знаем, что имеем», - сказал он. Поэтому «Евхаристия» была обнаружена недавно и передана на реставрацию в Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР)... 

 Эскиз представленный в ГИМ, имеет самостоятельную художественную ценность. В левой его части над головами апостолов Васнецов написал имена первых христианских святых, отцов Церкви, а в правой части можно прочитать имена русских святых: князей, святителей, преподобных, мучеников, от князя Владимира до прп.Серафима Саровского.


Эскиз к несохранившейся мозаике "Евхаристия" варшавского Александро-Невского собора из ГИМ

Эскизы к несохранившейся мозаики "Евхаристия" Михаила Васнецова из собрания Государственного исторического музея". 





"Богоматерь с младенцем" в Барановичах, "Просветитель Кирилл" в Национальном музее Варшавы. Остальные куски мозаики "Евхаристия" также были частью сохранены в православной церкви Марии Магдалены в варшавском пригороде Прага... 

Фрагменты фрески Евхаристия в варшавском храме Марии Магдалены
Фрагмент мозаики "О тебе радуемся" Васнецова из Варшавского Национального музея. Просветитель Кирилл (?) 

Немалое количество разрозненных фрагментов мозаик Александро-Невского собора в Варшаве теперь находятся в разных костёлах Польши... 


Фрагменты  "Евхаристии" Васнецова из варшавской православной церкви Марии Магдалены

Целиком великолепные мозаики мирового уровня исполнения на классические христианские евангельские мотивы относящие себя к "цивилизованной части человечества" поляки не сохранили, а теперь бахвалятся сохранившимися крупицами шедевров Серебряного Века – его маленькими отдельными осколками... Как это похоже на турок, которые мало что сохранили из великого наследия Византии, а теперь и Софию Константинопольскую превратили в мечеть… Но в Турции исповедуют иную веру,  а величественную византийскую православную Софию не разрушили...

В такие времена нам с Вами довелось жить на нашей многострадальной Благословенной Отчей земле


Перечень ссылок:

1) https://www.kp.ru/daily/26296.4/3173970/

2) https://www.sb.by/articles/veroy-spasennye.html

3) https://vid1.ria.ru/ig/infografika/Sputnik/bel/VARSHAVA/Hram.html



Началась война, которая должна была быть

Автор: Юрий БаранчикИтоги СВО-неделиЕсли брать результаты прошлой недели, то боевые действия стали очень похожи на те, которые мы так или иначе с надеждой ожидали. Они идут с оперативно...

Пусто. Глупо: "Звёзды" уехали из России в американский "рай". А после устроили побег. Реальные истории

Ехали за счастьем, но в итоге оказались в пустоте и в глупом положении. Отечественные "звёзды" уехали из России в американский "рай" - а после устроили побег обратно. Реальные истории и...

Я ожидал увидеть здесь хаос, грязь...Европеец на вокзале в России

Как привыкли иностранцы видеть железнодорожные вокзалы у себя в стране?! Особенно ночью... Зачастую стереотипы восприятия действительности переходит в ожидание того, что увидишь в други...

Обсудить
  • Спасибо за удовольствие! У вас что ни статья - то настоящее исследование. Вам по каждой статье можно смело книгу выпускать. :clap: :clap: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Читая ваши статьи получаешь эстетическое удовольствие! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :pray: :pray: :pray:
  • И в нашем храме Успения Пресвятой Богородицы в алтаре были мозаичные иконы. Были!.. В 5 кл. дружной компанией из ротонды грузинского князя был подземный ход, по которому проникали мы прямо в алтарь заброшенного на тот момент Храма. До сих пор при воспоминании об этом сжимается сердце: на полу валялись порванные духовные книги и одеяния, а на стене остатки мозаики. Сейчас об этом уже никто и не помнит, а у меня так и стоит это перед глазами.
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :collision: :star2: :sparkles: