Верстание на службу служилых людей в Российском государстве XVI-XVII в.в.

3 324

Верстание на службу служилых людей в Российском государстве XVI-XVII в.

3 ноября 2024 года мы с внуком Егором отправились в Музей московских стрельцов «Стрелецкие палаты», расположенный в сохранившемся до наших дней доме думного дьяка Семёна Титова в Москве. в Лаврушинском переулке.

Палаты думного дьяка Семёна Титова. Реставрация облика XVII cт.



Думный дьяк Семён Титов возглавлял Разрядный приказ в следующие периоды ( возглавлял Министерство обороны в нашем сегодняшнем понимании):                                                                        1)1657 г., 7 сентября — 1659 г., 5 июня;                        2) 1670 г., 20 июля — 1674 г., 23 августа;                    3) 1675 г., 17 декабря — 1676 г., 29 февраля.              В промежутках между этими периодами думный дьяк принимал активное участие в работе Разрядного приказа и его столов. Источник: Хронологическая таблица глав Разрядного приказа (1534/35—1711 гг.) https://statehistory.ru/books/...



Ознакомление с интереснейшей экспозицией этого музея открытого в 2014 году и сподвигло меня на написание этой статьи. Статья ни в коей мере не претендует на основательность и полноту освещения этого важного, заинтересовавшего меня, вопроса. Музей, на мой взгляд, очень интересен в первую очередь для представителей юного, подрастающего поколения, как отличное дополнение к школьной программе.

В 1550 году царь Иван IV Грозный учредил первый стрелецкий корпус численностью 3000 человек. Это были не просто солдаты-пищальники, а элитные воины, которым доверяли самые ответственные задачи. Командовали ими головы (полковники) из боярских родов и детей боярских, что подчеркивало высокий статус нового войска.

Епифанские стрельцы 1660 г. Художник О.В.Фёдоров

В те времена, когда стрельцы появились в русском войске, на Руси было два наиболее численных военно-наследственных привилегированных сословия «по отечеству» на службе у великих князей московских (позже царей) - бояре и дети боярские (дворяне до середины XVI века в документах стояли ниже детей боярских, уступая им по местническому рангу. В середине — второй половине XVI века сформировался новый разряд служилых людей — московских дворян, называвшихся также дворовыми или большими дворянами).

Первые - бояре были привилегированными мужами в ближней княжьей дружине, которых князь в средневековье использовал как судей, как воевод и как послов. А дети боярские своё происхождение вели от младшей дружины - тоже всю жизнь обречённых на судьбу профессионального воинов в княжеских отрядах и посадских отрядах, набранных в ополчение простых селян или горожан. Первогодками в отряды детей боярских верстали парней лет с 14 - 16, а могли попадаться и с 12, если парнишка был рослый, сметливый, ловкий и бойкий. Сразу в бой в чистом поле таких, конечно, старались не брать (разве что брали посыльными-ординарцами, если хорошо в седле держались, или барабанщиками). Их по малолетству и до накопления воинского опыта, частенько ждала гарнизонная служба в крепостях (на Руси помимо термина "Кремль" было популярным название "Детинец" - место, где службу и несли боярские дети.


Епифанские дети боярские 1570.  Сын боярский и боевой холоп. Художник О.В.Фёдоров

В дети боярские верстали только по рекомендации. Система поруки заключалась в следующем: до 10 посадских человек из знатных уважаемых родов ручались за будущего профессионального воина. Его семья (род) оплачивали его коня и вооружение. Сын боярский должен был быть подготовлен и экипирован к предстоящей воинской службе: 2 боевых коня, одежда, снаряжение, оружие и с ним, как минимум, один боевой холоп на коне, соответственным образом обученный и снаряжённый. Конь боевой сына боярского стоил порядка 30-40 рублей. Конь князя воеводы Пожарского, например, стоил 100 рублей. Суммы для той эпохи весьма внушительные и далеко не каждый род был в состоянии нести подобные расходы. Поручители отвечали своей жизнью и имуществом в случае предательства будущего воина - сына боярского. Иногда правительство под давлением воевод или городовых корпорациий стрельцов и городовых казаков, откуда были взяты вновь поверстанные в дети боярские, устраивало «сыск» (расследование) о правомерности верстания и даже издавало указы о возвращении в прежнюю службу. Однако такие случаи были чрезвычайно редки. 

По утверждению В. П. Загоровского: «Доступ в число детей боярских из других групп населения не был очень трудным на юге России в первой половине XVII в., особенно в 30-х — 40-х годах, когда развернулось строительство новых городов и Белгородской черты», а  во второй половине века этот доступ стал более затрудненным.

Сборы и проводы в поход сына боярского

Стрельцы и казаки принадлежали к служивым людям «по прибору».

Набор в стрелецкое войско также проводился с особой тщательностью. Военачальники искали "молодых и резвых, из самопалов стрелять гораздых" среди свободного населения – "не тяглых, не пашенных, не крепостных".

Система рекомендаций была строгой: без поручительства от 5-6 старых стрельцов или знакомых десятников и сотников попасть в стрельцы было невозможно. Это обеспечивало высокое качество отбора новобранцев. Однако, вступив в ряды стрельцов, воин был обязан нести службу пожизненно.

Согласно определению, содержащемуся в "Большой российской энциклопедии", верстание в Русском государстве XVI–XVII вв. – детей боярских (дворян несколько позднее), стрельцов и городовых казаков на военную службу осуществлялось с одновременным назначением земельного надела и денежного жалования.

Верстание на стрелецкую службу.

До 1650-х годов для поступления на службу стрельцом кандидату требовалось доказать, что он умеет стрелять из пищали, ловок и меток. Поэтому лучшими кандидатами «на убылые места» были дети. младшие братья или племянники самих стрельцов, которые с детства учились обращаться с ручными пищалями.

Реконструктор - в форме  стрелецкого пятидесятника московских стрельцов полковника Никифора Колобова рассказывает о вооружении и службе московских стрельцов

В случае больших потерь или формирования новых приказов набирали «вольных охочьих людей». В стрельцы не мог попасть человек, находящийся в тягле или холопстве. Однако иногда это правило не всегда соблюдалось, например, при приготовлениях в дальние походы или при нехватке людей.

Если кандидат подходил под все критерии, то далее он должен был найти поручителей, которые согласились бы нести за него ответственность перед царем. Поручные записи делались по десяткам, в случае преступления поручики должны были сами разыскивать провинившегося стрельца под страхом наказания и вычета из жалования.

В поручных грамотах перечислялись следующие преступления: «збежит» (сбежит со службы), «розбивать» (воровать и грабить), «корчмы держати» (продажа алкоголя), «воровать» (в то время означало измену или церковное преступление). Поручная грамота скорее являлась типовой присягой поступающих на службу, а те требования, которые указывались

Стрельцы получали денежное жалованье 4 рубля в год и хлебное жалованье по 12 четвертей ржи и овса. Кроме того стрельцы получали соляное и суконное жалование на пошив кафтана и однорядки.

Сотники, набиравшиеся из числа городовых детей боярских, получали от 12 до 20 руб., а также «придачи» к своим поместным окладам — по 60 четей земли.

1 четь (четверть земли) — в старинной русской системе мер мера площади пахотных земель. Определялась как 0,5 десятины, которая составляла 1200, квадратных саженей, то есть 5.5 тысяч кв метров (5462,7 м² = 0,54627 га для 1200 квадратных саженей). Командирами стрелецких полков (головами), полковниками назначались в XVI веке опытные воины из числа детей боярских.

Стрелецкая слобода у города-крепости на Засечной черте, реконструкция XVII в.

Московские стрельцы располагались в Москве по слободам, городовые — по слободам в украинных (приграничных) городах: Астрахани, Туле, Белгороде, Курске, Рязани, Орле, Новосиле, Карачеве и других. Под поселения стрельцов отводились особые слободы, размещавшиеся на окраинах городских посадов. Слободы обычно защищались простыми крепостными сооружениями. В Москве стрелецкие слободы располагались в Земляном городе.

Поселяемый в слободе стрелец должен был построить дом с огородом и необходимыми постройками. Для этого на «дворовую селитьбу» ему выдавалась сумма денег, которая в XVI веке составляла 1 рубль. При переводе на новое место службы имение можно было продать. После смерти стрельца имение сохранялось за его семьёй и передавалось по наследству вместе со службой кому-нибудь из родственников.

Майор М.Качановский проводит смену караула в Борисоглебской крепости 1666г. Художник О.В.Фёдоров




В мирное время стрельцы также выполняли функции полиции и пожарных. В случае гибели или увечья стрельца на его место претендовали в первую очередь его младшие братья, сыновья или племянники. Имущество и земельный надел наследовала вдова и дети погибшего стрельца.

Службу на Засечной черте – в крепостях, острогах и станицах наряду со стрельцами несли и казаки.




Казаки – особое воинское сословие. Городовые и станичные казаки получали 1-2 рубля жалованья в год от государства (середина XVI века). Земляной надел.- «дачи» получали на месте службы в близлежащих к крепостям на Засечной черте сёлам, деревням и станицам.

Реконструктор в облике городового казака рассказывает о службе казаков в крепостях и станицах на Засечной черте

Казачата с раннего детства помогали отцам по хозяйству, пасли коней, с 5 лет ребёнок уже крепко сидел на коне. Владение холодным оружием копьём и фланкировка казачьей шашкой входили в обязательную образовательную подготовку казачат. Казачёнок слушает и уважает старших - дед и отец (тятя) непререкаемый авторитет в семье. Помогает старшим по хозяйству, в работе на земле. Казак – верный защитник государства Российского, бескорыстно любит Родину

Казак рассказал о верстании в казаки в традициях XVI-XVII вв.

В казачьей же среде термин верстание, по сути дела, обозначал прием в казачье сообщество. Смотри портал «Российское казачество», разъяснение Владимира Петровича Трута, доктора исторических наук, профессора Донского государственного технического университета https://kazachestvo.ru/2022112...

Казаки подразделялись на природных, родовых, то есть потомственных, и верстанных, то есть принятых в казачьи общины. Порядок приема в казачье общество существует со времени образования вольных казачьих сообществ – примерно с XVI века. В этой среде обычай верстания практически отсутствовал. Термин появился в разговорной казачьей речи позднее, и это было связано с выходом родового казака на действительную военную службу.

Казак Белгородской засечной черты с карабином, реконструкция 17 века



Владимир Петрович Трут: "У казаков в возникших естественно-историческим путем вольных казачьих общинах, а потом в казачьих войсках с течением времени сформировались определенные правила приема новых членов. Прибывших на казачьи земли людей, которые изъявили желание вступить в казачье сообщество и стать казаками, принимали публично на казачьем круге, на котором присутствовали все казаки – члены казачьей общины, а после образования казачьих войск – на войсковом или станичных кругах. Однако примерно с XVIII века вообще данный прием очень сильно усложнили и принимали только самых нужных казачьему войску или оказавших ему большие услуги кандидатов, как говорили в то время, "полезных для отечества".

До 1917 года церемония выглядела примерно следующим образом: принятие в казаки проводилось в торжественной обстановке на станичном круге и по возможности в храме. На церемонии обязательно присутствовали атаман, наиболее авторитетные и уважаемые казаки-старики, священник.

Само слово "верстание" зачастую употреблялось в значении отправки или, как тогда говорили, выхода казака на действительную военную службу в армию: "верстание на службу Отечеству"...


Вот такой короткий исторический экскурс в XVI век мы совершили в этот осенний холодный вечер...

Прошло 400 лет, а русские города Суджа, Сумы, Харьков, Хотмыжск, Белгород, Харьков, Изюм и сотни других наших городов и населённых пунктов вновь оказались  на линии боевого соприкосновения...

 КАК ВАЖНО ПОМНИТЬ И НЕ ЗАБЫВАТЬ ИСТОРИЮ И ТРАДИЦИИ СВОЕЙ СТРАНЫ, СВОЕГО РОДНОГО КРАЯ, СВОЕГО РОДА, СВОЕЙ СЕМЬИ!!!

Анатолий Петрович Мильшин - прапорщик ВДВ в отставке, потомственный казак, внук героя Великой Отечественной - прямой потомок хотмыжских стрельцов и казаков Мильшиных вновь на боевом посту как и многие тысячи его боевых товарищей...



Почему моряки не ловили рыбу в дальнем пути?
  • Drozd
  • Вчера 13:53
  • В топе

В период Великих географических открытий и освоения Нового Света в XV-XVII веках морякам из Европы часто приходилось голодать в пути. Не имея возможности пополнить провиант на берегу, люди массово...

Почему американцы стелят везде ковролин и он у них всегда чистый, хотя дома ходят в уличной обуви

Анекдот в тему:Заходит прораб на строящийся объект, хватается за голову и орёт на рабочих:- Вы обалдели? Такие щели в полах сделали?- Ну ты ж всё равно ковролином всё затянешь?- А если ...

Организаторы украинского геноцида

Если бы украинских мужчин не ловили и не отправляли на фронт, боевые действия давно бы закончились по причине исчезновения ВСУ, так как добровольно воевать они бы не пошли.Но почему же ...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :boom: :boom: :boom: Спасибо Николай! Детей готовили к великой службе Родины и родом воспитывали :thumbsup: :yellow_heart: :boom: :hand:
  • :thumbsup: :sparkles: :collision: :sparkles: