Это рассказ о судьбе парня из сибирской глубинки, прошедшего нелёгкий жизненный путь через пламя Великой Отечественной и лютый холод дудинских лагерей. Не ожесточившегося и сохранившего свои жизненные взгляды и идеалы...
Мой крёстные отец - старший брат отца дядя Миша, о котором я веду речь никогда не считал себя человеком, достойным рассказов о его нелёгкой судьбе и уж тем более никогда не считал себя героем, резонно полагая, что когда Родина в опасности, то всякий сознательный гражданин обязан её защищать. Как мне видится, с учётом пролетевших десятилетий, его судьба по-настоящему интересна, трагична, поучительна и достойна того, чтобы о ней знали и помнили люди, прежде всего подрастающее поколение - наши дети и внуки.
Многие из нас наслышаны о значительной роли воинов-сибиряков в переломный период Великой Отечественной войны. Вместе с Вами, дорогие читатели, попробуем разобраться, откуда у этих людей взялся этот твёрдый сибирский характер так свойственный мужчинам выросшим в, отнюдь не тепличных, условиях сибирской глубинки на примере моего крёстного отца.
Расскажу о семье, в которой вырос герой моего очерка.
Мой прадед Захар Петрович Мильшин покинул своё родное село Никитское (Тростянец) Лисичанской волости Грайворонского уезда Курской губернии (теперь Борисовский район Белгородской области) вместе со всем своим семейством, с сыновьями Егором, Евтеем, Филиппом, Василием и дочерьми Параской и Анютой, нехитрым домашним скарбом в начале ХХ века после Столыпинской реформы переехали по недавно построенной Транссибирской железной дороге в село Зимовьё (Ганюшкино Зимовье) Маслянинской волости Барнаульского уезда Томской губернии — переселенческий пункт на оживлённом по тем временам Барнаульском тракте. Тракт Томск-Барнаул с его продолжением на юг - Чуйским трактом, являлся настоящим сибирским «шёлковым» путём, который идёт до столицы китайских уйгуров - Урумчи. У большинства курских переселенцев маршрут переселения включал два этапа, первый из которых представлял проезд в Томскую губернию на переселенческий пункт, а по истечению некоторого времени – переезд и обоснование в более подходящем и интересном для постоянного проживания переселенцев месте.
Захар Петрович со всем семейством через два года перебрался на постоянное место жительства в деревню Архиповка Легостаевской волости Мариинского уезда Томской губернии (сейчас Искитимского района Новосибирской области). То время хорошо характеризуют воспоминания жителя Ордынского Барнаульского уезда деревенского жителя Г.М. Корноухова: «С проведением «чугунки» в Сибирь хлынула масса переселенцев из европейских губерний России. «Рассейского» мужика гнало в Сибирь малоземелье, и ехал не каждый. Ехал «рысковый» мужик, решительный, напористый... Возбуждённый мужик». То есть взаимоотношения старожилов, переселенцев, бродяг и ссыльных были сложными. Поэтому родственники и старались кучно держаться друг друга.
Деревня Архиповка располагалась в живописнейшем месте, в предгорье Салогирского кряжа, в междуречье бурной Берди и малых речек Мурашихи, Ичка, ручья Китерни. До ближайшего села Новососедово было три версты. Захар Петрович и его сыновья получили серьёзные отрубы земли. Землю нужно было отвоевать у мелколесья, березняков-«колков». Построили дома-срубы прямо на берегу Китерни.
Евтей (мой дед по отцу) после объявления мобилизации был призван осенью 1914 года в действующую армию и отправился на германский фронт. В 1915 году Евтей попал в австрийский плен. В то время в Австрии для русских пленных были возможны сравнительно щадящие условия существования: Евтей находился не в лагере, а работал в хозяйстве зажиточного австрийского хозяина-«байера» как называл его дед, «выкупившего» его у австрийских военных. Хозяин сразу выделил работящего рослого парня из нескольких работающих. Евтей освоил несколько специальностей: слесаря, кузнеца, жестянщика... В 1918 году, после выхода Российской империи из войны, Евтей отказался от предложения «байера» остаться навсегда в Австрии и принял решение возвращаться в охваченную революцией Россию. Весной 1918 года Евтей доехал до Никитского, был вынужден на долгое время остановиться в семье сестры отца, поскольку в дороге заразился тифом, долгое время болел. Выздоровев, в конце года выехал в Сибирь в Архиповку.
Братья обзавелись зажиточными хозяйствами, построили крепкие пятистенки, крытые железом, что в те времена было редкостью. У Егора была большая пасека. Евтей сделал несколько сельскохозяйственных орудий — борону, сеялку, веялку, молотилку, умело управлялся с конями. Евтей взял замуж Домну, видную, работящую дивчину из соседней деревни Малиновки, дочку казака-переселенца Ефима Серникова из Черниговской губернии, у которого было прозвище «Сирнык» (в переводе с украинского - Спичка). Евтей и Домна познакомились в Легостаево в храме Архистратига Михаила. До замужества Домна помогала по хозяйству в семье священника храма.
Домна души не чаяла в своём свёкре Захаре Петровиче. Он, по просьбе Домны, сам сконструировал, изготовил, а потом постоянно чинил и правил ткацкий стан, на котором она ткала льняное домотканое полотно, из которого потом шила и украшала вышивкой прекрасные вещи, начиная от рушников и кончая мужскими рубахами для мужа и детей. Мне повезло, я сам видел как в 60-е годы прошлого века бабушка Домна трепала, пряла и скручивала на прялке и веретене работы Захара Петровича льняные нити, из которых на стане ткала домотканое полотно.
У обоих братьев были обширные хозяйства, но наёмных батраков они не держали, управлялись своими силами. Семьи у всех детей Захара Петровича были немалые. У Егора Захаровича в доме росло шестеро детей: старший Митрофан, Николай, Иван, Фёдор и сёстры Анастасия и Александра. У Евтея росло четверо сыновей Дмитрий, Михаил, Виктор, Николай (мой отец) и дочь Галя. В хозяйстве насчитывалось не менее четырёх коней, пара жеребят, пять коров, овцы, козы, свиньи, птица. Евтей был прекрасным наездником, любил и хорошо знал коней, мог лечить и оказывать первую медпомощь раненым лошадям, умел лечить травами, шорничал, изготавливал и ремонтировал конскую сбрую.
По двунадесятым и престольным праздникам все Мильшины ездили «за Бердь» в волостное село Легостаево в кирпичный храм Михаила-Архангела с приделом в честь пророка Ильи. Евтей имел сильный красивый голос, пел в церковном хоре.
Храм Архистратига Михаила представлял собой капитальное кирпичное строение с приделом, освящённым в честь святого пророка Ильи. В середине 30-х годов резко обострилась борьба с религией. Настоятель храма Мазаев Яков Семёнович был расстрелян в конце 30-х годов. Каменный красавец-храм простоявший 140 лет был разрушен. Мне не удалось найти фотографии этого храма, зато удалось отыскать его план, сохранившийся в архивах.
В этом храме венчались мои дедушка и бабушка. В нём были крещены все дети семейства Мильшиных. В семье воспитывалось четверо сыновей -Дмитрий, Михаил, Виктор, Николай и дочка Галя. Михаил в семье родился вторым 20 июня 1925 года в деревне Архиповка.
В 1929 году жёстко развернулась компания сплошной коллективизации. Ночами не спали мужики с жёнами — после описи имущества и предупреждения «по-твёрдому» Евтей и Егор с жёнами думали-гадали, что делать со своим хозяйством, ведь боязно отдавать животину и сельхозорудия, сеялки-веялки в общее, колхозное пользование. Тем более, что в колхоз первыми вступили комсомольцы и «босяки», деревенские жители, которые и корову с лошадью держать не хотели, перебивавшиеся случайными подработками и подённой работой — помогали пахать, косить, молотить, жать хозяйственным крестьянам-однодворцам. После долгих ночных раздумий решили вступать в колхоз имени Первого Мая (в Архиповке был ещё организован вскорости колхоз им. товарища Эйхе (???!!!)). Мастеровитые, наиболее зажиточные крестьяне, не пожелавшие вступить в колхоз, после предупреждения «по-твёрдому» были признаны кулаками и высланы в таёжный и болотистый Нарымский край. Многие там и сгинули, не вернувшись домой. Для деревни насильственная коллективизация имела по прошествии времени разрушительные последствия.
В 1940 году храм в Легостаево был закрыт и разорён. Разрушителей и хулителей храма, с энтузиазмом участвовавших в разорении храма судьба жестоко наказала. По рассказам стариков один из "активистов" сделавший из храмовой иконы св.Николая-угодника скамейку был парализован, а из его "подельников" никто долго не прожил, все сгинули в лагерях и войнах. Здание храма использовалось в качестве мельницы, а потом - в качестве склада. В 1948 году в здании случился пожар. Выгорели все деревянные конструкции перекрытия, рухнули барабан с куполом, а после этого остатки стен оказались незащищенными и начали разрушаться сами собой.
Великую Отечественную войну деревня Архиповка встретила и пережила тяжко, как и вся страна. Из деревни на фронт ушли практически все мужчины призывного возраста, а вернулись домой меньше четвёртой части. К сожалению, нет возможности назвать всех тех земляков-архиповцев, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны.
Из ушедших на войну более трёх сотен мужчин, в самой близкой деревне Новососедово, вернулись менее ста.
С полей сражений не вернулось 559 мужчин села Легостаево.
Среди погибших легостаевцев 22 мужчины носили фамилию Лямкин, 14 - Шахматов, 11- Огневой, 7-Кузнецов и Петров, 6- Мильшин и 6-Дьяков... Какой невосполнимый удар нанесла Война генофонду этих достойнейших русских семейств из сибирского села Легостаево!..
Вот перечень из шести имён наших ближних и дальних родственников-однофамильцев переселенцев из Курской губернии (сейчас Белгородской области), призванных и ушедших на войну из села Легостаево, чьи инициалы нанесены на плитах монумента-памятника односельчанам не вернувшимся с полей сражений Великой Отечественной войны:
1.Мильшин Алексей Иванович1923-1942
2.Мильшин Григорий Степанович 1909-1943
3.Мильшин Иван Кузьмич 1918-1942
4.Мильшин Пётр Георгиевич 1924-1943
5.Мильшин Семён Кузьмич 1922-1942
6.Мильшин Фёдор Егорович 1911-1943
К сожалению у меня нет информации по всем призванным в годы войны жителям Архиповки. [1],[2]. Я остановлюсь только на членах нашего семейства. В 1942 году в ожесточённых боях под под Москвой погиб Иван Егорович, а в 1943 году под Курском погиб и Фёдор Егорович Мильшин - сыновья Егора Захаровича. В силу своего возраста, я их не мог знать лично.
Этим летом на Родине прадеда Захара Петровича Мильшина в селе Никитское на Белгородчине побывал мой сын Артём. Ему довелось побывать на кладбищах и у монументов погибших на фронтах Великой Отечественной войны наших дальних родственников-однофамильцев Мильшиных из соседних сёл Никитское и Солдатское. В Никитское не вернулось 12 человек с фамилией Мильшин, а в Солдатское — 8.
Суммируя вышесказанное можем утверждать, что старинный русский род Мильшиных в годы Великой Отечественной войны лишился 26 своих лучших сынов!
И ТАК БЫЛО В КАЖДОМ НАСЕЛЁННОМ ПУНКТЕ НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ ОТ БРЕСТА ДО ПЕТРОПАВЛОВСКА-КАМЧАТСКОГО, ПРАКТИЧЕСКИ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ!!!
Далее буду рассказывать о боевом и жизненном пути Михаила Мильшина.
Миша Мильшин первые шесть классов закончил в Архиповке. С седьмого класса учился в Легостаевской средней школе. В Легостаево он жил в семье младшей сестры отца Евтея Захаровича - Полины. Михаил рос очень способным ребёнком в семье, хорошо рисовал. В девятом классе он сидел за одной партой со своим задушевным другом детства двоюродным братом Петром Мильшиным.
Мне удалось найти в Усть-Чёме фото 15 января 1941 на котором зафиксированы школьные друзья «неразлей-вода» Миша и Петя. На снимке мы видим двух мальчишек-девятиклассников Легостаевской средней школы Пётра (Егоровича) и Михаила (Евтеевича) - двоюродных братьев Мильшиных .
Буквально уже через полтора года — как поётся в песне поэта В.Гусева и композитора С. Германова: «На Запад поедет один из Вас,
На Дальний Восток — другой».
В 1942 году они расстанутся навсегда — Пётр погибнет на Дальнем Востоке, а Михаил пройдёт бовой путь от Сталинграда до Берлина.
Михаил был призван 9 января 1943 года, закончил экстерном Омское пехотное училище. Служил в 75 стрелковой дивизии. Зимой 1943 года за участие в обороне Сталинграда дивизии было присвоено высокое звание Гвардейской [3].
За боевые действия на Курской дуге, образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР 21 июля 1943 года дивизия награждена орденом Красного знамени.
В составе 60-й армии дивизия ведёт непрерывные бои за освобождение Украины. Первой на участке 60-й армии дивизия форсирует реку Десна, а 23 сентября 1943 года первой сходу форсирует реку Днепр в 35 км севернее Киева. Дивизия захватывает, удерживает и расширяет плацдарм на правом берегу реки Днепр, обеспечивая наступление на город Киев и его освобождение. За массовый героизм, проявленный при форсировании реки Днепр, захвате и удержании плацдарма, 63 воина дивизии удостоены звания Героя Советского Союза.
С ноября 1943 года дивизия участвует в дальнейших боях по освобождению правобережной Украины. За освобождение города Бахмач дивизия получает наименование «Бахмачская».
2 декабря 1943 года ввиду больших понесённых потерь, дивизию выводят из боя для доукомплектования под Речицу (Черниговская обл., Украина).
C весны 1944 Михаил в качестве офицера, получившего боевой опыт, был направлен в ряды, формируемой с активным участием нашей страны, первой армии Войска Польского. Михаил начал службу в Войске Польском в звании подпоручика.
становлюсь немного на истории создания Войска Польского в 1944 году на территории Советского Союза. После того, как польская армия под руководством Владислава Андерса фактически отказалась принимать участие в войне на стороне СССР, на территории Советского Союза оставалось еще несколько сот тысяч поляков.
Первая польская армия была образована в марте 1944 года на основе 1-й польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко, которая должна была принять участие в военных действиях на стороне СССР.. В ряды армии зачислялись не только граждане Польши, но и советские граждане, преимущественно польского происхождения. Советский Союз обеспечил вооружение, боевую технику и снаряжение для формирования армии. С польской стороны этот процесс инициировал Союз польских патриотов – левое крыло польского антифашистского сопротивления.
Возглавил это воинское формирование генерал-лейтенант Зыгмунд Берлинг, бывший офицер армии Пилсудского. С 15 июня дивизия начала формирование и боевую подготовку в Рязани. Планировалось к 1 сентября, т.е. в годовщину нападения Германии на Польшу, отправить поляков на фронт, поэтому все учения проходили по ускоренной программе. В начале октября 12-тысячная дивизия прибыла на фронт. 12 октября у белорусского местечка Ленино (ныне Горецкий район Могилевской области) состоялось боевое крещение новой польской армии.
Поляки успешно выполнили свою боевую задачу и захватили несколько объектов в поселке, откуда выбить их немцам не удалось. Однако окончательному успеху помешало множество факторов, одним из которых стало проникновение польских диверсантов, воевавших на стороне немцев в ряды костюшковцев.
Используя знание польского языка, они перешли в тыл польской дивизии и при помощи холодного оружия буквально стали«вырезать» бойцов Берлинга. Суматоха и темнота мешали разобраться, где свой и где чужой. Под Ленино 12 октября 1943 года не состоялась какая-то знаменательная битва, да и сама Оршанская наступательная операция, в рамках которой проходили сражения, провалилась.
Возобновилось наступление на территории Беларуси только летом 1944 года (операция «Багратион»). Но сражение под Ленино — это первый бой польских соединений, которые в свою очередь стали основой послевоенной польской армии.
Поляки проявили себя, как смелые подготовленные бойцы. Но многим они были обязаны советскому правительству и Красной армии. Генерал Белинг неоднократно в письменном виде благодарил Советскую армию за то, что поляки получили возможность сражаться против фашизма вместе с легендарной Красной армией.
До 1992 года день 12 октября отмечался как День Войска Польского.
Весной 1944 года 1-я польская армия получила серьёзное пополнение в количестве 52 тыс. человек, однако среди них было только 284 польских офицера, что подчёркивает какую острую нехватку офицерского состава испытывало в тот период Войско Польское.[3]
Летом 1944 года в состав 1-й армии входили 4 пехотные и 1 зенитно-артиллерийская дивизии, 1 бронетанковая, 1 кавалерийская, 5 артиллерийских бригад, 2 авиаполка и другие части. Численность личного состава составляла 90 тыс. человек.
В июле 1944 года армия начала боевые действия, находясь оперативно в подчинении 1-го Белорусского фронта. 20 июля части армии форсировали Западный Буг и вступили на территорию Польши.[4]
21 июля 1944 года 1-я польская армия была объединена с партизанской Армией Людовой в единое Войско Польское. По состоянию на 22 июля 1944 года общая численность 1-й армии Войска Польского составляла 100 тыс. военнослужащих.[5]
В этот же день, 26 июля 1944 года, сменив части 8-й гвардейской армии, 1-я польская армия вышла на восточный берег Вислы в районе Демблина и Пулав и начала бои по овладению плацдармом на левом берегу на Магнушевском плацдарме.
15 августа 1944г. Польский комитет национального освобождения издал декрет о мобилизации, предусматривавший призыв в польскую армию военнообязанных 1921—1924гг. рождения, а также всех офицеров и военных специалистов, годных к воинской службе. В результате в течение нескольких месяцев 1944г. в Войско Польское было призвано несколько десятков тысяч поляков на территории СССР и около 100 тыс. человек— на освобождённой территории Польши.
По состоянию на конец октября 1944 года в Войске Польском проходило службу 11 513 советских военнослужащих, в числе которых и был подпоручик Михаил Мильшин из сибирского села Легостаево.
В Войске Польском существовали заместители командиров по политической части и политорганы (заместителем командующего 1-й армии по политчасти был Пётр Ярошевич, будущий премьер-министр Польши), но вместе с тем в частях были и капелланы. Знакомство и общение Михаила с польскими капелланами по вопросам мировоззрения и религии в дальнейшем, как покажет наше повествование, в значительной степени осложнит его судьбу.
14 сентября 1944 года 1-я польская армия освободила правобережное предместье Варшавы— Прагу и затем предприняла неудачную попытку форсировать Вислу, чтобы помочь Варшавскому восстанию.
Однако лишь 17 января 1945 года, после ожесточенных боёв с активнейшим участием советских армий, с большими потерями личного состава Варшава была освобождена.
Позднее Войско Польское участвовало в прорыве через центральную Польшу, 28 января освободив Быдгощ. Затем 1-ю польскую армию перевели севернее, и основные силы армии участвовали в штурме Кольберга.
В боях за освобождение Польши потери 1-й армии Войска Польского составили 10 тыс. военнослужащих убитыми, 27 тыс. ранеными и 6 тыс. пропавшими без вести[5].
В 1945 году численность Войска Польского достигла 200 000 человек (1-я и 2-я польские армии, 1-й танковый корпус, 1-й воздушный корпус и другие части), составив примерно 10% от общей численности сил, участвовавших в Берлинской операции на советской стороне. Потери Войска Польского во время Берлинской операции составили 7200 убитыми и 3800 пропавшими без вести.
Михаил Мильшин закончил войну в Германии, в звании поручика Войска Польского, был награждён польским «Крестом за заслуги», ему была объявлена благодарность от имени командования Войска Польского.
Указом от 09.05.1945 года Михаил был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
После войны Михаил Евтеевич продолжил службу в вооружённых силах Советского Союза в звании старший лейтенант. С 1946 служил начальником ОВС черниговской авиационной части. Женился на черниговчанке Марии.
Был на хорошем счету, служил на майорской должности. Готовился к отбытию в Москву для обучения в военной академии. Всё складывалось у молодого офицера-фронтовика удачно, но как оказалось, далеко не все сослуживцы смотрели на его успехи и продвижение по службе спокойно. Нашёлся подлец, который позавидовал успехам молодого подтянутого офицера-фронтовика Михаила Мильшина, считая его баловнем судьбы. Как оказалось в последствии, не только позавидовал, но и позарился на чужое счастье.
Накануне отбытия в Москву Михаил Мильшин был арестован по доносу и осужден по 58 ст. на 10 лет без права переписки. Обвинения были достаточно типичными для того периода времени — за пропаганду троцкистских взглядов и сотрудничество со служителями культа. Обвинения как говорится, были «шиты белыми нитками», но опровергнуть оказалось их достаточно тяжело. Михаилу припомнили, дополнили и развили его рассказы о европейской жизни в освобождённой Польше и поверженной нацистской Германии — действительно, у молодого парня было достаточно много впечатлений полученных при его пребывании в боевой и послевоенной обстановке в Польше, Германии о которых он делился с сослуживцами. У молодого офицера в Войске Польском был в распоряжении денщик, по национальности поляк, что полностью находилось в соответствии с традициями Войска Польского.
В послевоенном Чернигове были открыты древние православные обители, в которых Михаил бывал в неслужебное время. Большое впечатление на Михаила произвело возрождение православной жизни на Черниговщине, чему послужило разрешённое по личному указанию Иосифа Виссарионовича Сталина возвращение из Ленинграда, из музея атеизма (находящегося в то время в Казанском соборе) в Чернигов 15 сентября 1946 года нетленных мощей святого Феодосия Черниговского. Поучаствовать во встрече мощей св. Феодосия со всего Союза приехали и пришли десятки тысяч паломников. Все эти события не могли пройти мимо Михаила, прошедшего горнило войны, имевшего свои позиции и взгляды, собственное мировоззрение.
При любом посещении храма (костёла в Польше, соборов в Чернигове) Михаил снимал головной убор — а как мог ещё поступать сельский парень, воспитанный в уважении православной традиции? В самые сложные для православных предвоенные годы в отцовском доме никто не прятал по чуланам образа, мама постоянно обращалась с молитвами к образу Спасителя и Божьей Матери. Михаил в Чернигове духовно окормлялся в свободные от военной службы дни у старца Лаврентия Черниговского (Проскуры), чудом уцелевшего от ареста и преследования после настоящего разгрома черниговского духовенства в 1937 году, подвизавшегося в это время в Троице-Ильинском монастыре, исполнявшего обязанности регента монастырского хора.[6],[7].
Ныне канонизированный и причисленный к лику святых Русской православной церковью, Св.Лаврентий Черниговский оставил потомкам свои прозрения и пророчества, которые в наши неспокойные дни практически подтвердились развитием ситуации в Украине, России... Об этом можно порассуждать, пошутить, позлословить, но факт остаётся фактом. Он всегда считал русских, украинцев и белорусов единым народом, во многом предвидел и предсказал развитие ситуации между Россией и Украиной, сложившейся в наши смутные дни...
Михаил соблюдал определённые меры предосторожности, но невозможно спрятаться от близких людей, живущих рядом. Как часто бывает в жизни — у нас много друзей, когда всё у нас хорошо, и резко уменьшается их число, когда в нашу жизнь приходит беда. Так получилось и в ситуации с Михаилом. Его предал не только сослуживец, состряпавший донос, его предал ближайший человек — собственная жена. Она подтвердила обвинения и скоропалительно отреклась от него.
Вот так иногда случается в жизни человека — мало того, что несчастье происходит в родной местности его матери, от Михаила в его скорбный час отрекается близкий и родной человек — жена Мария!.. Михаил перенёс настоящий душевный кризис. В один миг для него мир просто перевернулся. Из счастливчика и баловня судьбы он в один момент превратился в настоящего изгоя.
В конце следствия в Чернигов приезжал из Сибири старший брат Михаила-Дмитрий, но ему не дали встретиться с Михаилом. А при встрече с бывшей женой брата, Мария фактически обелила себя, обманула Дмитрия, рассказав ему, что Михаил очень неправильно повёл себя на следствии и ему можно было избежать суда и смягчить приговор, если бы он отказался от предъявленных ему обвинений и не упорствовал в признании своей вины.
Следствие завершилось и 14 марта 1949 года Михаил был поражён в правах и отправлен по этапу в далёкий Дудинский лагерь, в котором ему довелось провести долгие годы издевательств и мук.
Мне, по велению судьбы, пришлось два года работать в городе Чернигове в 2007-2008 годах. И мне довелось несколько раз бывать в районе черниговской городской тюрьмы, в которой два года под следствием томился в юности мой крёстный отец — старший брат моего отца Михаил Евтеевич Мильшин. Практически в одном историческом месте находится знаменитый курган-могила князя Чёрного, Троице-Ильинский, Елецкий Успенский монастырь и дореволюционное здание черниговской тюрьмы. До сих пор с ужасом вспоминаю то физическое ощущение тоски и безысходности, охватившее меня при нахождении в этом роковом для моего крёстного отца месте...
А сравнительно недавно удалось получить подтверждение, что основное обвинение было вынесено именно после дачи показаний его бывшей женой Марией. После публичного отречения от Михаила Евтеевича она быстро вышла замуж за его сослуживца. Дебри человеческого сознания, глубина падения человека непостижимы... Узнав эти детали процесса меня долгое время не покидало чувство брезгливости и отвращения... Посмотрите на последний, сделанный перед арестом фотоснимок Михаила с женой Марией и её старшего брата Виктора, который мы с родственниками недавно обнаружили в семейных архивах Дмитрия Евтеевича Мильшина. Фото на обратной стороне подписано рукой Марии - «15.08.1948г. Родителям от любящих детей Михаила и Марии. Чернигов»...
Почти год Михаил находился в заключении в Чернигове, а затем семь лет в Дудинском лагере Гулага.
Что определённо я знаю из скудных воспоминаний отца и его старшего брата Дмитрия Евтеевича: Михаил Евтеевич находился практически весь срок заключения в лагерном бараке один против массы уголовников-рецидивистов. После лагеря он до последнего дня своей жизни стригся наголо, и я прекрасно помню, что поверхность его головы напоминала поверхность оголённого человеческого мозга, испещрённая шрамами и рытвинами от бесчисленных ударов...
Мне удалось несколько раз пообщаться с дядей Мишей во время отцовских отпусков в Легостаево. Внешний облик у дяди Миши, не зависимо от сезона, был практически один и тот же - чёрная грубая суконная роба и наглухо застёгнутый ворот. Чёрная роба вместо кожи, и пронзительно острый грустный добрый взгляд усталого, повидавшего мир человека...
Дядя Миша был реабилитирован и вернулся из Дудинского лагеря в Легостаево в дом отца в 1954 году.
Устроился на работу в Легостаевский льнозавод, строительство которого началось на базе расформированного новососедовского льнозавода. Льнозавод Легостаевский расположен в живописном месте на левом берегу реки Берди, в 2,5 км от центра села Легостаево. Центральную часть заводского поселка занимает льнозавод ( производственный корпус, сырьевой двор, складские помещения). Вокруг завода расположился жилой поселок, клуб, магазин. Место, отведенное под стройку завода, было глухим и болотистым, дорог не было. Производственные здания и склады были отстроены заново, а основные средства перевезены из деревни Новососедово.
С января 1959 года легостаевский льнозавод дал свою первую продукцию.
Мильшин М.Е. Строил завод «с нуля» и работал на заводе с его первых дней. Он проработал на заводе кочегаром фактически со дня пуска завода и до последних дней своей жизни. В цехах льноперерабатывающего завода рабочие работали в тяжелых и вредных условиях - повышенная запыленность, сырость, многие операции выполняются в ручную, «привычная» для Михаила Евтеевича атмосфера...
С первых дней после прибытия из Дудинского лагеря Михаил как губка стал впитывать информацию. Он перечитал весь библиотечный фонд посёлка Льнозавода, Легостаево и Усть-Чёма. Выписал массу периодических изданий, литературных и общественно-политических журналов. Он с жадностью поглощал информацию, утолял накопленный за годы заключения информационный голод. Знакомые и родственники, кто бывал у него в его доме на льнозаводе, в прихожей сталкивались с большим количеством книг, стоящих везде, в возможных и невозможных местах. Всё свободное жизненное пространство было занято книгами. В дни, свободные от работы в его окне долго не выключался свет. Он выписал большое количество самоучителей, словарей, книг на китайском языке. В течении трёх лет в изучил и свободно читал на китайском языке. Наступившие хрущёвские времена, «оттепель» встретил очень сдержанно, без энтузиазма, всячески воздерживался от обсуждений политически весомых вопросов. Отнекивался: «Я своё уже наговорил...». Оставался замкнутым, малообщительным человеком. Семейство Мильшиных постаралось помочь ему максимально быстро адаптироваться в новых, незнакомых и непривычных для Михаила условиях. Никто из братьев Мильшиных в целях карьеры не осуждал поведение осуждённого Михаила, ни о каких отречениях не могло быть и речи.
Безусловно тот факт, что брат был осуждён оказал влияние на судьбу братьев. Я могу лишь остановить на том факте который мне достоверно известен. Во первых, отец подал заявление на вступление в партию только в феврале 1960 года из опасения вызвать дополнительную документальную личную проверку. Во вторых, в результате проведения «реформы» и сокращения Вооруженных Сил СССР после суда над полковником Пеньковским О.В. в 1963 году кадровый офицер старший лейтенант Мильшин Николай Евтеевич командир роты охраны ракетной базы был в срочном порядке переведён из действующей армии для продолжения службы в военкомат. О причине перевода отцу сообщил начальник особого отдела, намекнув что, мол, ты и так задержался на такой ответственной должности, имея осуждённого по 58ст. родного брата.
Только через несколько лет рядом с Михаилом появилась Рая — жена, которая понимала, терпела его непростой характер, максимально заботилась о нём. Детей не было. Он материально помогал семье старшего брата Дмитрия, у которого росло пять ребятишек, младшему Виктору у которого росло две дочери, помогал по хозяйству Евтею Захаровичу.
Нечего говорить, что когда дело доходило до строительства или переноса дома , то в работу включались все мужчины семейства.
В самом начале шестидесятых годов, когда наступила очередная годовщина Победы дядю Мишу премировали первым в округе телевизором «КВН» - громадным ламповым ящиком с маленьким телеэкраном, перед которым устанавливалась стеклянная линза, наполняемая водой, что позволяло несколько увеличить изображение. Дом дяди Мишы превращался в постоянно действующий кинозал.
Три старших брата и отец держали коров, тёлочек, бычка поэтому сенокос летом превращался в авральную физическую работу. Фактически на протяжении двух десятилетий мой отец старался по возможности брать отпуск в этот летний период, чтоб помочь отцу и братьям. Мне посчастливилось в своём юном возрасте поучаствовать в этом мужском артельном деле. Помню косьбу мужчин, помню запах скошенного сена, необыкновенный вкус хлеба, сала, огурцов, продуктов на перекусах. Мне доверяли «помогать» деду Евтею топтать зарод сена, который в конце работы достигал высоты трёхэтажного дома...Спускались с высоты по натянутым верёвкам.
Ещё расскажу один случай из моего детства, рассказанный мне моей мамой. Однажды, во время первого отпуска в Легостаево, мама и я, в то время будучи младенцем,оставались в одном помещении с дядей Мишей. Отец и дед уехали по зимнику в Усть-Чём в гости к Дмитрию. Я по известной только мне причине раскапризничался и не смотря на всякие уговоры со стороны мамы устроил настоящую истерику, орал и никак не хотел успокаиваться... Дядя Миша, который не спал после ночного дежурства, долго терпел, ворочался, а потом резко встал, подошёл ко мне — взял на руки, стремительно подошёл к обеденному столу и, приседая и вставая несколько раз, меня орущего, завернутого в одеяло пронёс над столом и под столом при включённом свете лампочки. Он энергично проделал этот манёвр со мной несколько раз, перекрестил — и я вдруг успокоился, затих и мирно заснул... Михаил Евтеевич тут же рухнул на свою кровать и уснул мертвецким сном... Мы, на пару с ним, спали долго, до самого приезда деда Евтея и отца.
Михаил Евтеевич жил в достаточно простых, вернее будет сказать, спартанских условиях. Не сильно топил даже в лютые холода. Был весьма закалённым человеком. Выходил на берег Берди до самой поздней осени и купался в ледяной воде, пока льды не сковывали её бурное течение...
Со времени моей последней поездки в Легостаево и встречи с крёстным в 1974 году, у меня в глазах стоит следующая картина. В доме у дяди Миши перед нашим отъездом за столом понурив головы сидят обнявшись два здоровенных седых мужика — дядя Миша и мой отец в форме. Сомкнули головы и что-то долго-долго тихонько обсуждают, а по щекам у них текут скупые мужские слёзы....
В День Победы, 23 февраля все Мильшины собирались как правило в горнице у деда Евтея. Тосты произносились всеми мужчинами, первый -дедом Евтеем.
Михаил Евтеевич громовым командирским голосом в конце фактически громко кричал, провозглашал тост: "За Верховного Главнокомандующего товарища Сталина!!!"
Не все присутствующие горячо поддерживали и относились с пониманием...
Только дядя Миша выглядел при этом убедительно и произносил тост громко и чётко. Дед и братья в молчании смыкали гранённые стаканы с «казёнкой»...
Время доказало правоту оценки, несмотря на пережитое, Михаила Евтеевича роли Вождя, спустя много лет после разгула хрущёвской пропагандистской компании по развенчанию Культа личности И.В. Сталина...
Неизменное отношение Михаила Мильшина к личности и роли Сталина, значительный искренний интерес к Китаю и китайскому народу подтверждает насколько серьёзным интеллектуальным потенциалом и, можно сказать, провидческим даром обладал этот неординарный, мужественный и несломленный жестокими испытаниями судьбы человек, насколько глубоко он понимал суть событий, происходящих вокруг нас, несмотря на годы, проведенные в лагере.
А вот что творится в наше время в Польше...
Я очень надеюсь на то, что пройдёт вполне обозримое время и поляки со стыдом будут вспоминать события сегодняшнего времени в своей стране.
Время самый объективный судья, расставляет всё на свои места. И мы должны добиваться, чтобы ещё наше поколение, с поднятыми головами, уверенным шагом прошло по улицам СТАЛИНГРАДА вместе с фотографиями наших великих дедов и отцов!..
Ссылки:
3.75-я гвардейская стрелковая дивизия ru.wikipedia.org
4.«Военно-исторический журнал», № 6, 1964
5.Збигнев Залуский. Пропуск в историю. М., «Прогресс», 1967
6.История Второй Мировой войны 1939—1945 (в 12 томах) / редколл., гл. ред. А.А.Гречко. том 9. М., Воениздат, 1978
7.И.М.Ананьев. Освобождение Польши от немецко-фашистских захватчиков (к 40-летию). М., «Знание», 1985
8. https://www.youtube.com/watch?... Преподобный Лаврентий Черниговский
9. https://www.youtube.com/watch?... Предсказания Лаврентия Черниговского
Оценил 171 человек
386 кармы