ИСТОРИЯ КАЛЯЗИНСКОЙ МАКАРЬЕВСКОЙ ОБИТЕЛИ. ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ И МИХАИЛ СКОПИН-ШУЙСКИЙ — НЕБЕСНЫЕ ОХРАНИТЕЛИ РОССИИ

62 9048

В 2016 году отмечалось 1000-летие русского монашеского присутствия на Афоне[1]. Жизнь самоуправляемого сообщества иноческих братий 20 православных монастырей Святой Горы Афон, с давних времён считалась подвигом, к которому стоит стремиться, эталоном общежительного монашеского бытия на земле.

Именно туда, в Земной Удел Богородицы, отправился в середине XV века старец Митрофан (Бывальцев). Через девять лет монашеских трудов он вернулся в Россию и по свидетельству Иосифа Волоцкого сказал: «Напрасно я трудился и без успеха совершил такой дальний путь в Святую Гору — мимо Калязинского монастыря: ибо можно спастись и в нем живущим; здесь всё делается подобно киновиям (общежительным монастырям), находящимся в Святой Горе». Благочиние и благолепие монастыря отмечал также и преподобный Иосиф Волоцкий, знаменитый проповедник и строгий игумен знаменитой обители на Волоке Ламском.

Каждый год 30 марта мы вспоминаем великого русского подвижника, прославленного Русской Церковью в лике преподобных — святого Макария Калязинского. Именно он основал в диком лесу на тверской земле прославившийся потом на всю Россию монастырь, который оказался «не хуже» афонских обителей. В разное время в Калязин помолиться приезжали такие люди, как Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Фёдорович, Патриарх Филарет и другие. Слава о монастыре гремела и среди простого люда — и вот пешком, со всей России текли в Калязинскую обитель паломники, чтобы поклониться угоднику Божьему, приложиться к святым мощам. И по молитвам Макария здесь происходило «множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног».

Подвижник, отошедший к Богу 17(30) марта 1483 года, — больше пяти веков назад — сам напутствовал свою братию такими словами: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Так оно и случилось. Игумен молился за своих духовных чад на Небе, а на земле монастырь становился всё известнее и известнее.

В 40-е годы ХХ века рядом с Калязиным построили Угличскую ГЭС. И часть древнего славного города была затоплена, равно как и старинный Макарьевский монастырь, не уступавший когда-то афонским. В тех местах сейчас — вода, и за памятником святому Макарию, недавно установленным в Калязине, дорога уходит, можно сказать, в никуда — в глубины красавицы Волги...

В августе 2016 года года мне посчастливилось побывать в старинном городе Калязине, оставшиеся старинные здания которого расположились у берегов Угличского водохранилища на Волге в Тверской области. Именно остатки: центр этого города, знаменитого в прежнее время, ушёл под воду, предварительно очищенный с помощью взрывчатки от исторических зданий. В числе невосполнимых потерь был знаменитый на всю Россию Троице-Макарьев монастырь, а также собор упраздненного ещё в 18 веке по указу ЕкатериныII Николо-Жабенского монастыря.

Подъезжая к Калязину на теплоходе со стороны Углича, взору каждого путешественника предстает по правому борту небольшой остров, заросший травой, кустарником, деревцами березы, рябины, липы, орешника. Летом остров - любимое место отдыха калязинцев: тишина, много зелени, чистый воздух, прекрасная волжская вода и хрустящий под ногами песок, оставшийся от прежнего пляжа, о котором помнят только старожилы. Немногие также помнят о том, что на этом месте до 1940 года стоял великолепный памятник древне-русского зодчества XVI -XVII веков Троицкий Калязинский первоклассный мужской монастырь, или как в просторечье его называли Макарьевским монастырем, по имени основателя обители- монаха Макария ( в миру Матвея Кожина). Наряду с Троице-Сергиевым монастырём Макарьевский монастырь прикрывал дорогу на Москву, защищая столицу с северной стороны.

Колокольня Никольского собора, возвышающаяся над водами Угличского водохранилища в районе города Калязина Тверской области в наше время широко известна не только в России, но и далеко за её пределами. Эта колокольня для многих русских людей - один из символов нерушимой стойкости Российской державы.

И, правда, сколько бы Русь не пытались уничтожить, стоит она непоколебимо и все больше укрепляет свою силу в сердцах и душах верующего русского народа. А все почему? А все потому, что Русь издревле сильна своими святыми которые были не только молитвенниками, но и столпами утверждения государственности на русской земле. Святые были примером любви к Богу и Отечеству. Одним из таких ярких святых подвижников был преподобный Макарий Калязинский – заступник земли Русской, основатель Свято-Троицкого Калязинского мужского монастыря.

История города Калязина начинается с XII столетия, когда при впадении в Волгу реки Жабни появился монастырь, названный в честь святого, считавшегося на Руси покровителем мореходов и рыбаков - Николая Мирликийского. Известно, что в 1134 году, Юрий Долгорукий основал в этом месте городок-крепость Константин (Коснятин, Кснятин), который простоял недолго, поскольку был сожжён непримиримыми и неуживчивыми князьями в междоусобных войнах. В 1238 году здесь впервые появились татаро-монголы, в 1327 они вернулись вновь – и каждый раз оставляли на месте городка за собой одно пепелище.

Преподобный Макарий родился в 1400 году вселе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожина. От рождения преподобного звали Матфеем. С юности он стремился к монашеству, но по воле родителей женился. Через год скончались его родители, а еще через три года преставилась и молодая супруга Елена Яхонтова. Вскоре двадцатипятилетний Матфей принял иноческий постриг в Николаевском Клобуковском монастыре, но из любви к уединению оставил городскую обитель и вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина между двумя озерами вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь. Эти земли принадлежали боярину Ивану Коляге, который стал опасаться что его земли захватит создаваемая иноческая обитель. Боярин возненавидел преподобного Макария и пожелал убить его, однако неожиданно боярина свалила тяжелая болезнь, и раскаявшись у ног преподобного он сознался в своем злом умысле. Желая загладить грех, боярин отдал преподобному все свои земли под создание монастыря. На этих землях иноки под руководством Макария построили деревянный храм Святой Троицы, кельи и мастерские. Так начал расти монастырь, игуменом которого был избран отец Макарий. Боярин Иван Коляга умер, а земли, подаренные им стали именоваться Колягинскими, откуда по поверью и пошло название города, впоследствии выросшего вокруг монастыря – Калязин, как производное от Коляги.

Троицкий Макарьев монастырь усилиями самого его основателя, преподобного Макария, приобрел большое влияние и стал стремительно расти. Немало этому поспособствовал и его старший брат, Геннадий, ставший в 1457 году архимандритом Отроча монастыря в Твери. Калязинский Макарьев монастырь получил от великого князя Тверского Михаила «жалованную льготную и несудимую слободскую грамоту» на устройство монастырской Никольской слободы, которая впоследствии стала центром города Калязина. Известно, что в 1466 году великий русский путешественник — новгородский купец Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, получил благословение от Макария Калязинского, остановившись в его монастыре. В его «Хождении за три моря» об этом сказано так: «...поидох вниз Волгою и приидох в монастырь Колязин ко святей Троицы живоначальной... и у игумена благословив у Макария...». Макарьев монастырь в Калязине быстро стал очень влиятельной и богатой обителью, традиционно пользовался особым покровительством у московских великих князей и царей. Еще при своей земной жизни преподобный Макарий неоднократно исцелял расслабленных и бесноватых отчего слава о нем распространялась по всей православной Руси. 

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего от Бога дар исцеления и прозорливости. Он неоднократно исцелял бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Покаявшийся грешник исцелился, а после стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Духовный облик преподобного Макария являл пример необычайной скромности и трудолюбия. Несмотря на свое происхождение и звание игумена, он носил потрепанную, покрытую заплатами одежду. В общении с людьми преподобный Макарий был так прост, что высокомерные люди звали его "калязинским мужиком".

Сам преподобный больше любил слышать о себе насмешки, чем похвалы.

Такой образ жизни снискал преподобному Макарию славу человека беспримерно преданного Богу.

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления страдающих тяжкими недугами. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

В другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского сына Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Преподобный Макарий скончался 17 марта 1483 года в возрасте 82 лет и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его соорудили деревянную часовню. Когда через десятилетия в 1521 году строили новую каменную часовню, обнаружили нетленные мощи преподобного Макария, возле которых сразу стали совершаться исцеления болящих. Когда деревянный храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь.

Тысячи богомольцев со всей Руси шли в Калязин, дабы увидеть подвиги братии и поклониться мощам основателя обители - преподобного Макария Калязинского. Люди получали облегчение и исцеление от душевных и телесных недугов. И здесь, у раки со святыми мощами, по вере приходивших свершалось множество чудотворных исцелений.

Троицкий монастырь, основанный им, продолжал расти и крепнуть. В 1547 году он был канонизирован, на Московском поместном соборе мощи игумена объявили нетленными. Память его в числе других русских святых постановили праздновать по всей России.

Со временем Троицкий Калязинский монастырь стал пользоваться благоволением московских и местных князей. В 1544 и 1553 годах монастырь посещал Иван IV Грозный. Во второй свой приезд 1553 году царь Иван IV приписал храму село Городищи со всеми деревнями и пустошами, а в другой приезд преподнес в подарок рукописное Евангелие. Тверской князь Борис Александрович приписал монастырю церковь Николы Мирликийского на Жабне с ее землями. На средства Бориса Годунова в 1599 году была сооружена серебряная рака для мощей преподобного Макария), Михаил Федорович (пожертвовал монастырю колокол в 57 пудов), патриарх Филарет (тоже пожертвовал колокол – в 170 пудов), Алексей Михайлович, патриарх Никон (оба укрывались здесь от моровой язвы, свирепствовавшей в Москве).

В Москве Калязин монастырь с 1597 года имел монастырское подворье — в Китай-городе, близ старых Никольских ворот, в Черкасском переулке.

При Калязинском монастыре сложилась своя ремесленная школа. Монастырские ремесленники были широко известны, среди них — зодчий Аверкий Мокеев — придворный архитектор патриарха Никона, строивший Валдайский монастырь и Новый Иерусалим. Калязинские иконописцы, резчики, каменщики работали при строительстве Тверского Спасо-Преображенского собора. Обитель процветала, однако в скором времени святыня была осквернена польскими интервентами...

В Смутное время в 1609 году Москва была осаждена польско-литовскими интервентами, царь Василий Шуйский обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX. [2]              В Новгород для переговоров со шведами был послан князь М.В. Скопин-Шуйский, успевший к тому времени проявить себя как талантливый воевода.

 

"Этот государев воевода князь Михаил Васильевич был благочестив, и разумен, и умен, и большой мудростью к военному делу от бога одарен был, стойкостью и храбростью и красотою"(Из "Повести о победах Московского государства").

1609 -1610-гг. Поход ополчения под началом М.В. Скопина-Шуйского с Делагарди на помощь осажденной Москве.

Ему удалось собрать в северных областях русское ополчение и привлечь наёмные силы шведов под командованием Делагарди. Войска под руководством воеводы Скопина-Шуйского выступили 10 мая из Новгорода на помощь Москве.

Ожесточённой была битва 11-13 июля за Тверь. Располагая недостаточными силами, князь Скопин-Шуйский был вынужден изменить план похода и с остатками войска пошел не к Москве, а вниз по Волге – в сторону Углича. К 24 июля его войска оказались в Калязине. Князь понял, что под защитой крепких стен Троицкого Калязинского монастыря он имеет идеальное место для размещения военного лагеря. Монастырь идеально перекрывал все северные дороги к столице.

Крепкие стены Троицкого Калязинского монастыря

В Смутное время Калязину выпала честь стать временным центром освободительного движения русских войск против польско-литовских интервентов. Главным героем защиты монастыря и калязинских слобод и стал молодой воевода князь М. В. Скопин-Шуйский.

Воевода, пройдя по соседним городам эффективно боролся против польских и литовских интервентов — сторонников «тушинского вора», одних "мечу предает, других в бегство обратил и таборы их искоренил".

Из Калязина во все края Московского царства полетели гонцы с просьбой о помощи. И русские земли откликнулись: к концу августа войско Скопина-Шуйского насчитывало до 15 тысяч воинов.

Литовский гетман Ян Сапега, державший в осаде Троице-Сергиеву лавру, увидел большую угрозу в лице князя и решил первым напасть на калязинский лагерь. Войско из гусар и казаков, которое он повёл к Калязину, насчитывало 10-20 тысяч человек.

Столкновение двух ратей произошло 28 августа 1609 года. Во имя благополучного исхода битвы накануне был отслужен молебен, и игумен Калязинского монастыря благословил князя Михаила на подвиги. Противник расположился на высоком месте правого берега Волги, там, где сейчас находится Богоявленская церковь в Заречье (в её здании сейчас находится Калязинский краеведческий музей). 

Высокий правый берег Волги, где располагались польские войска

Огибавшая это высокое место река Жабня (шириной в те времена в 10-20 метров) имела заболоченные берега. Основные силы Скопина-Шуйского располагались на левой стороне Волги, возле монастыря.

Сражение началось с наступления передовых отрядов царских войск, возглавляемых воеводами Головиным, Валуевым, Жеребцовым и шведской пехоты на передовой отряд противника. Когда казаки-изменники с поляками и литовцами, перейдя речку Жабню через переправу, вошли в соприкосновение с русскими, те стали отступать, а затем побежали, но не к переправе, а к заболоченному берегу в стороне от неё.

На болотистых берегах Жабни разбил Скопин-Шуйский Сапегу и Зборовского

 Это отступление было военной хитростью. Оказавшись перед болотистым берегом Жабни, русские отряды быстро расступились и первые ряды интервентов под напором следующих рядов и тяжёлой польской кавалерии были втиснуты в болото. Возникла паника. Русские, сомкнув свои ряды с двух сторон, напали на врага и нанесли ему ощутимый урон, серьёзные потери понесли хвалёные польские гусары. Существует предание, что во время битвы «среди грома пищалей, треска ломаемых копий раздавались беспрестанно крики русских: «Преподобный отче Макарие, моли Бога за нас!» Жестокая битва закончилась победой русских воинов.

Три пушки русских войск, принимавших участие в этой битве, сохранились и стоят у входа в Калязинский краеведческий музей.

Остатки передового отряда тушинцев бежали к расположению своего лагеря, а русские отряды ушли за Жабню в укреплённый острожек около переправы через Волгу. Разъярённые неудачей враги двинулись на позиции русских, пытаясь выманить пехоту из городка в открытое поле, где их кавалерия имела бы преимущество. Но Скопин-Шуйский избрал оборонительную тактику, отдав приказ не трогаться с места. Семь часов войска Лжедмитрия II бесплодно бросались на приступ. Когда стали опускаться сумерки, измотав противника князь Михаил начал решительную контратаку. Враг стал отступать за Жабню, а затем побежали по дороге на Углич. Их преследовали на протяжении 15 вёрст до Рябовского монастыря, где у них находился основной лагерь. Из-за наступления темноты русские отряды возвратились в Калязинский лагерь. Спустя день польско-литовское войско и казачьи полки ушли к Троице-Сергиеву монастырю, а русское войско оставалось у Калязина еще около месяца, продолжая наращивать свои силы.

Участники военно-исторических обществ возле монумента М. Скопину-Шуйскому

Накопив достаточно сил Скопин-Шуйский пошёл осенью к Москве, разбив по дороге сторонников самозванца у Торжка, Твери последовательно освобождая от врагов Переславль-Залесский, Александровскую слободу, Троицкий Сергиев монастырь, Дмитров. При приближении его войска к Москве враги, осаждавшие столицу, вынуждены были снять осаду и бежать. 12 марта 1610 года Скопин-Шуйский торжественно вступил в Москву.

Победный въезд Скопина-Шуйского в  Москву

В случае поражения русских войск в сражении под Калязином неизбежно пал бы Троице-Сергиев монастырь, а затем и Москва, что привело бы, в свою очередь, к полному поражению и распаду Московского царства. Главное значение Калязинской битвы состоит в том, что с этого момента началось широкое народно-патриотическое движение, которое после преждевременной смерти князя Скопина-Шуйского возглавили сначала братья Ляпуновы, а затем Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, окончательно изгнав интервентов с Русской земли.

За один год молодой князь Михаил Скопин-Шуйский приобрел такую славу и популярность среди русских ратников, для которых другим полководцам понадобилось бы много лет. Земские люди при его въезде в Москву падали ниц, со слезами били ему челом, за то что очистил он от захватчиков Московское государство. Царь Василий встретил племянника радостно, но брат царя Дмитрий Шуйский, ставший наследником престола, увидел в Скопине-Шуйском опасного соперника.23 апреля после пира у князя Воротынского Скопин-Шуйский занемог и после двухнедельной болезни умер. Пошел слух, что князя Михаила отравили: многие считали отравительницей жену Дмитрия Шуйского, княгиню Екатерину (дочь Малюты Скуратова, сестру царицы Марии Григорьевны Годуновой). «А подлинно то единому Богу известно». Похоронен славный воевода князь Михаил Скопин-Шуйский в Архангельском соборе московского кремля.

Отравление воеводы..
Барельеф М.Скопина-Шуйского  монумета в честь 1000-летия Российского государства в Великом Новгороде
Монумент в честь героя Освободительной войны 1609-1610 г.г. М. Скопина-Шуйского в Калязине

Через несколько месяцев в 1610 году польский воевода Лисовский со своим многочисленным отрядом неожиданно вновь напал на Макарьевский монастырь: поляки ворвались внутрь и подожгли здание.

Защитники крепости числом 68 человек вместе со своим воеводой Дмитрием Жеребцовым были захвачены в плен и все истреблены. Мощи игумена Макария супостаты разбросали по территории монастыря, а серебряную раку - подарок Бориса Годунова, изрубили на части и увезли в Польшу. Многие монахи монастыря были убиты поляками...

После ухода поляков остались только сожженные монастырские деревянные стены и пепелище на месте жилых домов и деревянных церквей. Уцелел (хотя тоже сильно пострадал) только каменный Троицкий храм, одиноко высившийся на пепелище.

Богатые пожертвования знати и простого народа позволили довольно быстро отстроить обитель заново. В 1700 году для мощей преподобного Макария была устроена новая серебряная рака, в ней угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью.

Постепенно ожили и монастырские слободы – левобережные Троицкая и Рождественская (к тому времени объединенные в Калязинскую или Подмонастырскую слободу), правобережная Никольская.

После всех невзгод и пожаров Смутного времени Макарьев монастырь был восстановлен одним из первых. Были построены надвратная Макарьевская церковь, кельи братии, редчайшей архитектуры столпообразная колокольня, также нарядно декорированные башни и стенки. Только в 1644-1648 гг. усилиями русских мастеров Шарутиных Троицкий Калязинский монастырь был заново отстроен: перестроена монастырская ограда, достигающая в высоту 5 саженей (более 10 м), ее украсили и огородили от напасти угловые башни и входные ворота.


Надвратная Макарьевская церковь. Фото 1930 года

После посещения обители правитель Алексей Михайлович отдал средства на строительство нового Троицкого собора с массивным пятиглавием с добавлением паперти и северного придела. Собор был освящён в 1654 году и тогда же был расписан.

Всего на территории монастыря к тому времени было воздвигнуто 5 храмов: в 1521 году -Троицкий соборный храм, Сретенская церковь (1530 г.), церковь преподобного Макария (1617 г.), Алексеевская церковь (1655 г.), Успенская церковь (1884 г.).

Фото утраченной великолепной трапезной церкви

Из пяти храмов первое место занимал Троицкий соборный храм (третий по счету), с двумя приделами: с южной стороны - Нерукотворного Спаса и с северной - Рождества Богородицы.

Сначала на его месте был деревянный Троицкий храм, после- каменный, построенный в 1521 году на месте ветхого деревянного. Во время польского разорения 1610 года он сильно пострадал. Просуществовавший почти триста лет и разобранный перед затоплением в 1940 году Троицкий собор ( небольшая часть фресок перед ликвидацией храма в 1940 году была снята и передана в краеведческий музей).

Фрагмент фрески из Троицкого монастыря из экспозиции Калязинского Краеведческого музея

Троицкий храм представлял собой очень живописное сооружение: над его кровлей возвышались пять глав, покрытых окрашенным железом, средняя украшена позолоченными звездами. Внутреннее убранство церкви заключалось в расписанных на библейские темы фресками, пол был устлан чугунными плитами, но в 1883 году их заменили деревянные половицы. Главной достопримечательностью храма являлся четырехъярусный иконостас 1748 года- ярчайший пример замечательного древнерусского искусства резьбы по дереву и его золочения.

История не сохранила нам имена авторов фресок, некогда бывших частью росписи собора Пресвятой Троицы Калязинского Троицкого Макарьева монастыря. Но известно, что спасением уникальных фресок занимался художник-реставратор Павел Иванович Юкин. Фреска "Выбор веры князем Владимиром" [4]
Фреска "Крещение князя Владимира в Корсуне"

Внутри монастырь состоял из трех жилых корпусов: настоятельского, наместничьего и братского, построенного в 1641 году. На верхнем этаже располагались монашеские кельи, на нижнем - братская кухня и знаменитая трапезная, построенная еще в первой половине XVI века ростовским мастером Григорием Борисовым. Калязинские резчики по камню, живописцы, каменщики были хорошо известны своими работами в Тверском кафедральном соборе и Новгородских монастырях.

Дорога к обители... На дореволюционном фото прекрасно видны обе колокольни Калязина - левее колокольня Троицкого монастыря , правее - колокольня Николо-Жабенского...фотография Михаила Петровича Настюкова 1867 год. 

Калязинский монастырь был признан первоклассным монастырем в Тверской епархии при утверждении штатов в 1764 году, в монастырской «табели о рангах» он занял 11 место в Российской империи. В центре на месте прежних двух колоколен была заложена четырехъярусная колокольня, высотой 29 саженей (около 62 м). Ее строительство началось в 1818 году и окончено в 1822. На колокольне размещались 12 колоколов: большой колокол весил 1038 пудов (16608 кг), второй был весом в 514 пудов (8224 кг), а третий - 257 пудов (4112 кг). Остальные девять колоколов весили от 70 до 1 пуда.

Слева колокольня Макарьевского Троицкого монастыря (1818 г.)

Московские государи освободили монастырь от повинностей и налогов и предоставили ему право судить своих крестьян не только в делах духовных. Также было разрешено беспошлинно закупать запасы для монастырского употребления, собирать на ярмарках пошлины на нужды монастыря. Все эти богатства позволили монастырю расширяться, богатеть и отстраивать новые храмы и белокаменную ограду. Калязинские крестьяне беспощадно эксплуатировались, поэтому многие из них бросали свои дома и убегали от монастырского и боярского гнета в низовья Волги, на Дон, Украину, вступали в отряды Ивана Болотникова, Степана Разина и других предводителей крестьянских восстаний.

Монастырь посещали царственные особы: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, юный император Петр I со своими "потешными походами»ю

В 1767 году обитель посетила Екатерина II, а в 1837 году Александр II.

В 1777 году, в рамках губернской реформы, разросшиеся слободы было решено объединить в уездный город Калязин.

В 1780 году Калязин получил свой герб – с тверским гербом в верхней части и изображением деревянных монастырских врат в нижней. В 1787 году был утвержден новый регулярный план города: вдоль Волги должны были идти прямые длинные улицы, пересекаемые более короткими улицами, спускающимися к Волге. Во времена правления Павла I Калязин на время лишился статуса города: Павел, ненавидевший мать, отменил многие ее указы, в том числе и указ о статусе Калязина. Только в 1803 году Александр I возвратил ему городской статус. В Калязине бывали многие известные русские писатели, а некоторые и жили в городе или поблизости: Д.И.Фонвизин, отец которого владел землями в Калязинском уезде, И.А.Крылов, служивший в ранней юности в канцелярии Калязинского земского суда, М.Е.Салтыков-Щедрин, родное имение которого, Спас-Угол, также находилось в Калязинском уезде. Проездом здесь был драматург А.Н.Островский, сохранивший о городе самые неприятные впечатления и сломавший здесь ногу, проезжали также В.А. Жуковский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и даже знаменитый француз – Александр Дюма-отец. 

К началу ХХ века Калязинский Троице-Макарьевский монастырь внешне представлял собой величественный архитектурный ансамбль. На его территории было пять храмов: Собор Пресвятой Троицы (1521 г.), церковь Успения Пресвятой Богородицы (1884 г.), надвратная церковь преподобного Макария (1617 г), Сретенский храм (1530 г.) и небольшая Алексеевская церковь в больничном корпусе.

По периметру монастырь был огражден каменными стенами общей диной 700 метров с угловыми башнями и воротами. Для жительства братии монастыря в 1641 году был построен большой келейный корпус, а в 1753 году настоятельский и наместнический дома. Над всеми постройками возвышалась 60-метровая четырехъярусная колокольня, построенная в 1818-22 годах в стиле классицизма.

Справа четырёхъярусная колокольня Макарьевской обители

Колокольный звон оглашал округу во время праздника, установленного в честь обретения мощей преподобного Макария в 1861 г. Отмечался праздник торжественно, при большом стечении народа. Многие прикладывались к мощам, веря в их чудодейственную силу и надеясь исцелиться.

Вокруг величественного монастыря с каждым годом рос и укреплялся город Калязин. В XIX веке богатые калязинские купцы начали активно застраивать центральные и даже окраинные улицы города каменными домами.

Калязин,особняк князей Шехонских

Калязин к началу XX века представлял собой провинциальный тихий городок, население которого составляют купеческие, мещанские семьи и семьи ремесленников. Стоял и стоит город на берегу Волги, самого древнего торгового пути, Вдоль правого берега Волги с XVIII века были выстроены склады, лавки, амбары. На пристани с барж сгружали мешки с зерном и другими товарами. Долгое время город служил своеобразным перевалочным пунктом. Калязинские купцы посредничали в торговле и заложили ещё в XVIII веке основы своих немалых капиталов. Самые известные купеческие фамилии Калязина: Полежаевы, Коровкины, Охлобыстины, Шишкины, Свешниковы, Канбины, Рыжковы.

Богоявленская церковь построенная купцом Иваном Охлобыстиным 1781 г.

А в 1917 году в Петербурге произошла революция и для обители настали неспокойные, а потом и трагические годы.

8 февраля 1919 г. раку с мощами преподобного Макария вскрыли. Местными жителями мощи удалось спасти, а вот саму обитель нет. Летом следующего года Калязинский Троицкий монастырь и вовсе закрыли, чтобы больше уже не открыть. В 1920 г. на его территории разместилась экспозиция местного историко-краеведческого музея, созданного И.Ф. Никольским, затем дом отдыха Московского электрозавода. К монастырской стене прилегал пляж, растянувшись на сотни метров. Калязинцы и приезжие находили здесь отдохновение от летнего зноя...

Беззаботная молодость... Дом отдыха завода московского завода «Электрокомбинат» в стенах обители...Довоенное поколение не понимало всего кощунства отдыха в стенах духовной обители возведённой прадедами для общения с Богом    Калязин, 1932 год.

В июне 1920 года монастырь был закрыт, какое-то время в нем действовал историко-краеведческий музей.

Так и жил бы город Калязин и архитектурные памятники знаменитого Троицкого Макарьевского монастыря, если бы не советская власть, которая в 1932 году решила создать Угличское водохранилище с последующим затоплением монастыря и большей части города Калязина. В 1939 году Калязинский Свято-Троицкий монастырь был взорван, а его территория затоплена Угличским водохранилищем..

Вынужденное одиночество...

Практически уже не осталось в живых старожилов, которые помнят характерный облик этого роскошного памятника древнерусского зодчества. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь, самый крупный на Тверской земле и один из самых могущественных и богатых на Руси.

До наших дней сохранились лишь некоторые детали строительных материалов и внутренней декорации декора и стен храма: фрагменты кирпичной кладки, куски белокаменной резьбы - бусина портала (XVI в.), изразцы поливные, красные неполивные изразцы XVI века с рельефным орнаментом или с фигурой всадника, фризы, надписи, снятые со стен фрески XVII века, китовраса (русский вариант античного кентавра); вырезной металлический всадник - флюгер, снятый с одной из монастырских башен. Все останки памятника хранит Калязинский краеведческий музей и Музей архитектуры в Москве. В стену Донского монастыря в Москве вмурован портал Троицкого собора.

Самый большой колокол весивший 1035 пудов, доставил больше всего хлопот Многочисленные попытки расколоть его заканчивались неудачей пришлось прибегнуть к помощи динамита
Разрушение Троицкого собора перед затоплением...

В 1940-е годы все то, что создавалось преподобным Макарием и его учениками -великолепный памятник древнерусского зодчества XIV-XVII вв. было залито рукотворным Угличским морем. Подобная судьба постигла тогда и не менее древний Покровский монастырь, стоявший напротив Углича. Сегодня от бывшего Макарьевского монастыря остался лишь небольшой остров в народе именуемый Монастырским, заросший травой, кустарником, деревцами березы, рябины, липы, орешника...

От старого города Калязина осталась колокольня Никольского собора, по сей день возвышающаяся над водами искусственного моря. Подтопленная колокольня Никольского собора стоит на искусственно насыпанном островке в акватории Угличского водохранилища в городе Калязине. Она была построена в 1794-1800 гг. при Никольском городском соборе (1694), входившем когда-то в состав Николо-Жабенского монастыря. Рядом находилась торговая площадь, от которой расходились в разные стороны важные дороги, а на противоположном, левом, берегу Волги стоял старинный Троицкий Макарьев Калязин монастырь с похожей колокольней.Колокольня Никольского собора выполнена в стиле классицизма, имела 5 ярусов, купол с главой и шпилем. Её высота – 74,5 м.

Великолепная пятиярусная Никольская колокольня Николо-Жабенского монастыря. Фото 1876 г.

 Строительство вели крестьяне калязинского помещика полковника Василия Ушакова, владельца села Никитского. На звоннице имелось 11 колоколов, самый большой из них весом 501 пуд был отлит в 1895 г. на средства Троицкого монастыря в честь восшествия на престол императора Николая II.

При создании в 1930-х гг. Угличского водохранилища старая часть Калязина, обращённая на север, к берегу Волги, оказалась в зоне затопления. Никольский собор, как и стоявшую рядом тёплую церковь Иоанна Предтечи (1792), ровесницу колокольни, разобрали в 1937-1939 гг., а колокольня своим основанием частично оказалась под водой. Её сохранили, поскольку решили переоборудовать в парашютную вышку, а также использовать в качестве навигационного знака. Позднее вокруг колокольни насыпали островок с причалом для лодок.

Из Никольской колокольни устроили парашютную учебную вышку...Однажды очень сильно пострадала девушка, порывом ветра брошенная на стены колокольни. Её спасли, но она осталась на всю жизнь инвалидом . Незнание и непонимание не освобождает от наказания за святотатство, необдуманные нелепые поступки...

На месте снесённого знаменитого Макарьевского монастыря ныне располагается небольшая возвышенность, которая называется «монастырские острова». В 2000-е годы там была возведена небольшая каменная часовенка из красного кирпича[2]. 

Летом остров - любимое место отдыха калязинцев: тишина, много зелени, чистый воздух, прекрасная волжская вода и теплый под ногами песок, оставшийся от прежнего пляжа, о котором помнят только старожилы.

Новый город Калязин был заново построен в 1940-е годы на побережье водохранилища и по сей день сохранил в себе патриархальный, тихий и размеренный уклад жизни.

Перенесение мощей св Макария в 2012 из Твери в Вознесенский храм Калязина

Только в 1988 году, уже в перестроечное время мощи преподобного Макария Калязинского были перенесены в Троицкий собор города Твери. Митрополит тверской и калязинский Виктор Олейник торжественно перенес мощи преподобного Макария из Твери в Калязин, которые нашли своё последнее пристанище в Вознесенском храме города Калязина, возведённом ещё в 1787 году.

Церковь Вознесения Господня (1773 г.)

В 2008 году в городе Калязине был установлен и освящён памятник Макарию Калязинскому. Памятник, выполненный из бронзы, стал подлинной достопримечательностью города.

Подтопленная Калязинская колокольня давно превратилась не только в достопримечательность города, но и в символ трагической истории нашей страны в XX веке. Её знают многие тысячи пассажиров туристических теплоходов, проходящих по Волге, а по эффектным фотографиям – практически вся Россия.

Местными жителями и просто неравнодушными гражданами не единожды предпринимались попытки спасения колокольни Николо-Жабенского монастыря и возрождения Макарьевского монастыря. В прошлом году был создан Фонд по возрождению православия имени преподобного Макария Калязинского, главной целью которого является содействие в возрождении утраченных Угличским водохранилищем историко-культурных и духовных ценностей – города Калязина и Свято-Троицкого Макарьевского монастыря.

Дореволюционная фотография - набережная Волги города Калязина во  время крестного хода

Живёт своей жизнью маленький уютный городок на берегу Волги. Его жители, решая свои ежедневные большие и малые проблемы, глядят на прекрасное сооружение колокольни Никольского собора и вспоминают о вечных ценностях, о своих дедах и прадедах, которые жили в этом городе в былые времена...

Чудом сохранившаяся колокольня - настоящая достопримечательность сегодняшнего Калязина. В 40-х годах её не взорвали лишь по причине того, что колокольня служила этаким ориентиром-маяком для судов. Высится архитектурное сооружение над водой, зимой к ней можно подойти по льду, летом — подплыть на лодке... Помолиться великим угодникам Божиим, подвизавшимся на этом святом месте и порадоваться тому, что 22 мая 2007 года впервые за многие десятилетия в колокольне была совершена Божественная литургия. А это значит, что несмотря ни на что, обитель преподобного Макария, великого русского святого, не сдалась врагам, и жива до сих пор.

Стройная, рвущаяся из воды к небу, Никольская колокольня и сегодня оправдывает слова, сказанные о ней в начале нынешнего века: «Колокольню в Калязине можно отнести к лучшим произведениям в этом роде по смелости зодчества, по красоте частей и по великолепию целого. По своей пропорциональности и красоте она представляет стройную гармонию...» [7]. 


Никольская колокольня олицетворяет собой несокрушимую твёрдость и неповторимую красоту Российской державы, устоявшей перед лицом многих чудовищных испытаний, пережившей времена безверья и неоднократные набеги чужеземных захватчиков!

А герои этого рассказа - преподобный Макарий Калязинский и воевода Михаил Скопин-Шуйский постоянно находятся рядом с нами и являются небесными покровителями и охранителями земли Русской!...




СПИСОК ССЫЛОК

1.http://lesnyak.ru/mologa/1315-...

2.http://www.tvereparhia.ru/publ...

3.Тверская область. Путеводитель/Автор-составитель С.Б. Михня. - Тверь: "Мартин", 2005.

4. Фрески из Калязинского Троицкого собора http://www.book-hall.ru/go/554... .

5.http://www.afonru.ru/news/2014...

6.Макарий Калязинский http://www.vm.ru

7.http://maxpark.com/community/5... Битвы под Калязиным


Российско-китайские отношения и "иксперды"

Ща по рюмочке и пойдём, ты мне будешь ножи в спину вставлять Ремарка для затравки. Я очень уважаю Анну Шафран, особенно после её выступления на прошлогодней конференции по информационной безопаснос...

«Шанс на спасение»: зачем Украина атакует атомную электростанцию

Политолог, историк, публицист и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал ситуацию вокруг украинских обстрелов Запорожс...

Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки зрения, это в корне неверное определение проблемы.Мигрантофобия существовала тогда, когда час...

Обсудить
  • Печально величественно и неистребимо!
  • Очень интересно и познавательно, прекрасно проиллюстрировано...! Великую Русь никто не сможет победить...!!!
    • kashin
    • 29 октября 2016 г. 12:55
    Спасибо! Великолепная и познавательная статья!
  • Спасибо за прекрасный труд ваш. +++)