«ORANUS» ИЛИ ЖИЗНЬ И СУДЬБА МИРОВОГО МОЛЛЮСКА
Сегодняшний глобальный мир представляет собой огромный однородный и бесформенный конгломерат, состоящий из изолированных микроскопических людей-частиц, которые почти не осознают себя. Это происходит потому, что люди начали терять понимание формы и границ. А ведь когда-то именно это понимание выделило человека из животной среды, сделав его человеком.
Однажды древний мудрец сказал, что «ГРАНИЦА – ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ ЧУВСТВО МЕРЫ ЧЕЛОВЕКА», которое защищает его от уничтожения. У животного это чувство врождено. Человек же - психически более подвижен и имеет возможность выбора. Он может как отказаться от границ, обрекая этим себя на растекание по поверхности и энергетическое истощение, так и сдвинуть границы столь близко, что его жизнь превратится в тюрьму – в бессмысленное точечное прозябание.
Что удивительно, так это то, что и безграничное растекание и чрезмерное «огораживание» ведут, в сущности, к одному и тому же – к помрачению рассудка и, следующей за ним, гибели. И в том, и в другом случае получается зло.
Полицейское государство, связывающее гражданское общество драконовским законодательством – это чрезмерное «огораживание», когда государство начинает «есть» себя поедом. Так произошло с Византией.
Полководец, охваченный неудержимый экспансией, захватывающий все новые и новые земли, теряющий ощущение границ, добивается того, что энергия страны растекается по плоскости и это приводит к тому, что само государство-захватчик становится жертвой порабощенных народов или собственных наследников, которые начинают терзать и делить империю между собой, вести бесконечные войны, либо новая империя самопроизвольно начинает делиться на локальные царства. Так произошло с завоеваниями Александра Македонского, Древнеримской империей и империей франкского короля Карла Великого.
Подобный опыт должен подвести людей к пониманию того, что всякая чрезмерность приводит к злу. Зло же заключается в нарушении меры вещей, которое ведёт к невозможности продолжения дальнейшего существования.
Нарушение равновесия - это, по сути, сотворение ада, который представляет собой НЕОТВРАТИМУЮ СИЛУ ПЕРЕСТРОЙКИ, КОГДА СТАРАЯ СИСТЕМА ЛОМАЕТСЯ, А НОВАЯ НАХОДИТСЯ В РЕЖИМЕ ФОРМИРОВАНИЯ. Вот почему китайский мудрец определил время перемен как самое страшное время, когда в действие вступают силы ада.
Для человека адом является объективное, нечеловеческое насилие над ним, которое полностью отрицает его личную свободу. Ад наступает в случае, когда человек теряет способность управлять происходящими процессами и к нему приходит понимание неотвратимости возмездия. Это значит, что он, не умея управлять собой, насильственно переводится в режим автоматического следственного действия, когда наказание наступает в результате «созревшей» кармы.
Вот и получается, что человеку от природы вовсе не дано своеволие. Кроме того, никогда нельзя утверждать, что он «твердо стоит на земле», так как, в действительности, человек имеет форму распятия, находясь в подвижных рамках, которые постоянно движутся, подобно Сцилле и Харибде. Трагедия человека заключается в том, что его ситуация никогда не бывает «окончательной» и слова древних о «вечном возвращении» не просто красивы, а, скорее, страшны для нарушителей закона жизни, так как они говорят о том, что убийца постоянно будет возвращаться к своей жертве, чтобы «стоять перед ней на коленях».
Жизнь в «подвижных рамках» имеет единственное следствие, которое дает возможность не только отдельному человеку, но и человечеству в целом осознать необходимость дисциплины (равновесия) как главного принципа безопасности жизни. К сожалению, «уроки истории» хорошо понимают только мыслители, деятели же, как и прежде, книжек не читают, никого не слушают и действуют на авось.
Сегодняшнее человечество, увы, являет собой неутешительный пример неуравновешенности в планетарном масштабе. Оно представляет собой множественность, неконтролируемо разрастающуюся на уровне клеточных структур с такой скоростью, что многие исследователи уже трактуют этот процесс как патологический.1
Любая множественность должна должна быть введена в определенные рамки и иметь локальные границы, которые позволят отдельным существам развиваться в защищенных пространствах по своим внутренним законам. Это то, о чем прежде говорили – «коллектив», «семья – ячейка общества».
Любое защищенное границами пространство предназначено для развития. Все исследователи знают, что в безграничном пространстве невозможно создать что-то стоящее. Кроме того, мыслители и литераторы знают, как сложно писать и думать в больших помещениях, где теряется мысль. Гёте говорил, что он не может жить во дворцах – там его не посещает вдохновение. Он работал в небольшом доме, а его кабинет был маленьким и скромно обставленным. Семья – это тоже, огороженное стенами, безопасное пространство, предназначенное вовсе не для утех (как об этом трещат западные СМИ), а для воспитания полноценного, здорового потомства.
В современном обществе, где насильственно уничтожаются границы (как государственные, так и личные), все защищенные зоны постепенно упраздняются. В новом «дивном»(?) мире каждый отдельный человек, заключающий временные договоры с работодателем, уже не привязан ни к своему гнезду, ни к своей родине. Он стоит один в безграничном «поле», где гуляют злые силы, рвущие и терзающие друг друга. Он стоит, ничем не защищенный перед лицом огромного, бесчеловечного мира в то время, как силы этого бесчеловечного мира спокойно залезают в его, бывшее прежде безопасным, личное пространство с тем, чтобы «избавить» его от «обузы» воспитания собственных детей.
Что связывает в нынешнем мире людей? Только лишь наличие оформившегося зла, лишившего народы порядка и границ. У Бодрийяра оно характеризуется качествами «прозрачности» и всепроникаемости. Это зло, которое заполнило все поры общества. Зовется оно - «корпоратократия».
Но остался еще свет, который можно связать с Богом. Пожалуй – это единственный на сегодняшний день источник добра, на который может опереться человек. В наши дни, прежде абстрактные, Добро и Зло, четко определились и открыто противостоят друг другу. Пришло время, когда все «фигуранты» мирового процесса должны снять маски.
Исчезновение границ многими сегодня уже осознается как очевидное зло, лишающее народы защищенных пространств. Как зло воспринимается и все разъедающая среда плюрализма, затопляющая открытые и беззащитные личные зоны. Эта «кислотная» среда растворяет в себе всякую инаковость.
Одинаковое «образование», единая коммерциализированная «культура», единая «мода», единообразный «быт», компьютерные технологии, инструкции СМИ окончательно похоронили разнообразие мира, подведя человечество к единому роботообразному образу с готовым набором стереотипных фраз, которые можно услышать в любой точке мира.
Продекларированная «свобода» загнала все народы мира в пространство, которое немецкий философ З.Бауман назвал «неместом» - в пространство «зала ожидания», обекающего человечество на судьбу «вечного жида», проклятого богом. В конечном итоге великая «свобода» привела к великому Единообразию, Великой Скуке и Великой Изоляции.
Безграничность пространства свернулась до состояния, которое воспринимается сейчас как некое большое, бесформенное и молчаливое «тело», внутри которого, однако, еще теплится жизнь. Можно называть его oranus’ом (как это делает В.Пелевин), а можно – «мировым моллюском». Это тоже будет правильно.
Переразвитие индивидуализма привело к чудовищной девальвации человеческого «материала», когда индивидуальность начала сама себя упразднять. Таково состояние социума, хотя… Многие социологи утверждают, что никакого социума уже и в помине-то нет, а там, где еще теплятся кое-какие его остатки, скоро наступит такой же асоциальный «холод», как и везде.
Многие социологи сравнивают нынешнее состояние социума с обществом, которое было Европе в 9-12 веках, когда мир лежал в руинах. Это были времена, которые историки назвали «темными веками» человечества. «Темными» в смысле угасания сознания, когда некогда просвещенные и радостные народы вдруг превратились в угрюмое «молчаливое большинство» и многие поколения людей, разучившихся писать и думать, не оставили после себя почти никаких документальных свидетельств собственного существования.
Люди, живущие в состоянии ада - в разломе между старым и новым мирами, на руинах бытия, в каком бы веке они ни жили, пропитаны одинаковым страхом, неуверенностью в завтрашнем дне, ужасом перед эпидемиями и войнами, уносящими огромные массы населения. Они не защищены ни законами, ни государственными границами, ни стенами дома. Вся эта единообразная человеческая «материя» в целом выглядит как многоголовое «тело» - темное, ничем не одухотворенное и тупое.
«Чувство неуверенности – вот что влияло на умы и души людей средневековья, - пишет известный исследователь культуры Н.Н.Петрухинцев, - Неуверенность в материальной обеспеченности и неуверенность духовная…
Лежавшая в основе всего неуверенность… была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось ни добрыми делами, ни благоразумным поведением… Шансы на спасение казались столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой».2
Чем общество 21 века отличается по общему самочувствию от средневекового общества времен «темных веков», когда жизнь не озарялась ничем? Каким явился бы миру массовый человек, если бы его лишили компьютера? Вероятно, он выглядел бы не лучше обтерханного и затравленного неопределенностью средневекового германца или галла.
Сегодня, как это ни прискорбно, общество людей движется к неразличимости. Люди уже потеряли очень многое из того, что было им присуще прежде. Всё, чем сегодня владеет человечество – это огромное, невразумительное и малоподвижное «тело» корпорации, клетками которого оно является. И это «тело» способно только лишь к двум функциям – к поглощению и выделению денег.
Эта огромная мировая «туша», таящая что-то внутри – пассивная и плоская, лежит на поверхности земли, словно моллюск. Oranus монолитен и малорасчленен, почти светонепроницаем. Всё, что остается людям-клеткам, составляющем его «организм» - это «любоваться» его «кишками», а также впитывать и испускать денежные массы. Наиболее «продвинутым» позволяют созерцать пористый узор на его «коже» (наверное, Бодрийяр, когда говорил о «пористой» массе толпы, видел своим внутренним взором то же существо мира, что и я). Жизнь Oranus’а - это жизнь элементарного существа.
Ницше, сравнивая развитие общества на определенных этапах с жизнью примитивных существ, утверждает, что биологическая реальность элементарных существ такова, что «протоплазма без всякого смысла усваивает больше, чем это нужно было бы для самосохранения; и, самое главное, она, благодаря этому, не сохраняет себя, а, напротив, распадается». Он полагает, что бессмысленное примитивное «существо», одержимое вечным голодом, «как следствием воли к власти, не может более осуществлять своего господства» и движется к распаду.3
Точно так же движется к распаду и единое примитивное мировое «существо», которое являет собою сегодняшний бесформенный мир. Не случайно в 2012 году США заявили, что «американская мечта» о создании однополярного общества «накрылась медным тазом» и СЕЙЧАС СТОИТ ГОВОРИТЬ ДАЖЕ И НЕ О ДВУХППОЛЯРНОСТИ (простите за тафтологию), А О МНОГОПОЛЯРНОСТИ НЕО-ФЕОДАЛЬНОГО МИРА.
Что ж, oranus, объевшись властью и деньгами, в конце концов, действительно, начнет «делиться» и «размножаться». Он распадется на огромное количество столь же бессмысленных, моллюскообразных существ, которые будут напоминать феодальные княжества-анклавы. Это будет еще большая «микроскопия», потому что никто не собирается возвращаться к государственным формам.
Самое неприятное заключается в том, что каждая из людей-«клеток», обслуживающая интересы этого абсолютно тупого существа, - находится на более высокой стадии развития, чем oranus и, в отличие от него, способна к самоосознанию, а также наделена правом на выбор. В этом случае, высшее является «клеткой» низшего. Что может быть позорнее для человека?
Это означает одно – поражение человека и наказание его за гордость. Пока человек покорял природу, чувствуя себя ее господином и богом, она сыграла с ним злую шутку – вернула его к собственным «истокам» - на 10 ходов вниз.
«Природа играет с нами хитрую игру, написал К.С.Льюис в работе «Человек отменяется». – Нам кажется, что она подняла руки вверх, тогда как она собралась схватить нас за горло…»4
-------------------------------------
1 – Ж.Бодрийяр. Прозрачность зла.
2 – Н.Н.Петрухинцев. 20 лекций по истории мировой культуры. М., 2001. С.155
3 – Ф.Ницше. Воля к власти. М.,1995. С.263
4 – К.С.Льюис. Человек отменяется. Ь., 1992. С.203
Оценил 1 человек
1 кармы