Величие русской культуры и возня неучей в Европейской песочнице

14 1012

Впечатлившись картинами отмены русской культуры в Европе, некоторые сделали вывод о том, что русские сегодня – это «новые евреи», новые уникальные мировые изгои. Не стоит.

При внимательном рассмотрении обнаруживается, что отмена русской культуры – это лишь отражение той отмены европейской культуры, к которой в последние годы стремились и местами довольно близко подошли активисты темнокожих, женских и иных заинтересованных меньшинств. 

Да, это отражение усиленное, концентрированное и более широко подхваченное, хотя сама эта готовность подхватить отмену кого-то еще, возможно, объясняется подсознательным желанием европейцев отыграться, найти кого-то еще более достойного отмены, чем они сами.

Европейскую культуру, в том числе культуру американцев хотят отменить, потому что она в основе своей колониальная, имперская, "бело-супрематистская".  Cловом, культура, в течение столетий "методично выпалывавшая ростки, которые возможно дали бы человечеству совсем иные культурные результаты, вывели бы его к иным горизонтам". 

Это и возмездие народов и групп, которые достигнув совершеннолетия, обнаружили, что лишены положенного им наследства, и наивный ресентимент против истории, которую уже никак не изменишь – попытка что-то затереть, что-то подновить, что-то фальсифицировать и сделать вид, что так оно и было.



Что ж, русская культура находится по отношению к своим гонителям в том же положении, что и культуры европейских народов – к своим. Как ни парадоксально, в этом она тоже обнаруживает свой европейский характер. 

Попросту говоря, к ней предъявляются те же претензии, высокие и вместе с тем абсурдные, как зарубежными отменителями, так и теми, кто им сочувствует внутри страны. Как было сформулировано  «русская культура несет в себе имперскую идею и программирует людей на ее продолжение в действительность». Не нужно возражать, так оно и есть.

И наш любимый Достоевский, который написал про «слезинку ребенка», был убежденным сторонником имперской экспансии. И наш любимый Пушкин не хотел себе иной родины вместо огромного и продолжавшегося расширяться российского пространства.

Имперство, империализм для многих теперь ругательство. Однако, переводя на стилистически нейтральный язык, можно сказать, что русская культура – это просто-напросто культура великого народа. Это в ней привлекает одних и отталкивает других.

А народ становится великим только через экспансию – цивилизационную, экономическую, но прежде всего военную. Через столкновения с другими народами. Через победы в этих столкновениях. Через ассимиляцию больших иноплеменных масс. Через взаимодействие, взаимопроникновение с их культурами. Поэтому русских так много. Поэтому они такие разные. Поэтому их представления о мире не умещаются в горизонт типового национального государства.

Русские прожили жизнь великого народа, их судьба уже состоялась и другой не станет. На них нападали, и они отбивались. Их покоряли, они освобождались. Они, как и все другие народы, много раз начинали войны, так делается история. Порой наступательную войну трудно отличить от оборонительной. Порой одна следует за другой. 

Кто стыдится такой истории, тот, наверное, в знак протеста против нее не должен ездить не только в Крым или Донецк, но и в Астрахань, и в Тюмень, и в Выборг. Это то, что нас сформировало, хотим мы этого или нет. 

И мы запрограммированы на продолжение этой «имперской идеи» в будущее. Это нелегкое наследие. Нередко дети великих отцов оказываются сломленными перед лицом недостижимой наследственной планки, в то время как рвущийся вверх из низов будет доволен минимальным успехом в жизни, чтобы «всё как у людей». 

Так националисты малых народов бывают довольны придуманной родословной и пестрыми этническими костюмами, своим ухоженным садиком и редкими соотечественниками, которые смогли хоть чем-то прославиться в большом мире.

Хор малых народов, требующий убить имперский нерв русской культуры – то есть практически всё выдающееся, что в ней есть, – на самом деле протестует против самого хода истории. Против неправоты Фукуямы. 

Ведь чтобы история остановила свое течение, великое должно склониться перед малым и раствориться в нем. 

Русских, стало быть, надо как следует поскрести, отмыть от русскости, расфасовать по компактным этническим туескам, как клубнику на рынке, и заставить маршировать вместе со всеми в постисторию.  

 В некотором смысле хорошо, что в головах у противников России наступила эта кристальная, непротиворечивая ясность. Хорошо, что у них больше нет иллюзий насчет русской культуры. Прежде они противопоставляли русскую культуру и российское государство. Мол, одно дело – Путин, а до того все российские/советские правители, кроме Петра III, Горбачева и Ельцина. 

A другое – прекрасный Чайковский, написавший для нас лучшую рождественскую музыку. Теперь им открылась неутешительная истина: и Чайковский, и Чехов, и Левитан, и Стравинский, и Малевич, и Бродский – из той же команды, что Ермак, Потемкин, Суворов, Ермолов, Скобелев, Жуков.

 Принять это как данность и благодать. Судьба русской культуры неотделима от судьбы русского государства, причем даже там, где она ему оппонирует. И в будущем мы не можем рассчитывать на достойное продолжение своей культуры, если откажемся от своей истории, переупакуем нашу единую идентичность в десятки придуманных или реконструированных идентичностей.

Соблазн самоумаления издавна преследовал образованных русских – от «гражданина кантона Ури» до влюбленности советских интеллигентов в Польшу и Прибалтику и до мечтаний постсоветского среднего класса о переезде в тихий европейский городок с черепичными крышами. Теперь под этими крышами резвятся украинские беженцы, русским же указывают на дверь. 

Источник:                                                                                                                      Игорь Караулов. https://vz.ru/opinions/2022/6/...



Заметки от Скептика из Лондона

"Силою природы вот такие пустомели и неучи рождаются, но и то силою той же природы на них посылается учительная лоза, вводящая их в послушание и в разум". Н. С. Лесков

А культура России стоит на плечах гигантов, творение которых выдержали испытание временем.  

В чем трагедия, друзья? Это замечательно, что эти "деятели искусства" не будут касаться русских шедевров своими потными, липкими ручонками. 

Постановки в Лондоне спектакля "Три сестры" Чехова с чернокожими актрисами, которые в чеховский текст вставляют /замещают размышления о тяжелом наследии расизма и белого супермасизма. При этом спектакли шли под брендом "Антон Чехов. Русская литература": "Они так видят, это так современно!"

Рассказывают о вековой истории музыки Вены и вставляют под названием The Second Waltz вальс Шестаковича, как главное муз сопровождение к великой музыке Вены, без упоминания имени русского композитора. 

Снимают фильм "Евгений Онегин", под брендом "Александр Пушкин, Русская литература", где гувернёр господских детей, мосье француз, сидит за столом с господами, развалясь вальяжно перебивает разговор, затыкает своим господам рот, размышляет о чудовищных традициях России и жуткой тупости русских. После обеда мосье оттр@хивает на сеновале Татьяну Ларину, томящуюся в любви к Онегину. Якобы Татьяна нашла выход своей тоске на груди мосье гувернёрa, который единственный в этом обществе бездушных дебилов русских аристократов может ее понять.     

Если защищены от подделок всякие Найки, Рибоки, Эплы, Шанели, Тифани, угрозой висят копи райты и лицензии на использование, почему не должно быть защищено наследие России? Если нельзя назвать шедевром Великих Голландцев рисунок талантливого школяра школы Искусств в его дипломной работе, - почему называли произведением Александра Пушкина тр@хание на сеновале Татьяны Лариной?

Не отличное ли время в этой паузе, а я уверена, что это не более, чем пауза, поднять вопрос о юридической защите от подделок культуры и наследия России?

Гарри Потера не смимут без контракта с Роллинг, любая соплежевательная книжонка не будет экранизирована без контракта с написавшей ее дамой. За Русской Культурой стоит Россия. 

Когда они опять потянутся к Русскому искусству что-то опять сварганить для кассовых сборов, не отличное ли время сказать, что "цена за подлиник" Русской Культуры возросла в виде жестких условий использования, плагиата и ограничений к самовыражению режисера.  

Дело не в Деньгах, а в Принципе: "Касаться бриллианта только в белый перчатках, джентльмены".            

Беспредел вместо законов войны

Напоминаю, что я по-прежнему не военный эксперт, любые мои мнения насчёт военных действий являются дилетантскими (и дальше согласно стандартному дисклеймеру). Но тут как раз не про военный аспект, а п...

Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

Тот самый случай, когда после приказа Верховного, в Париже, Вашингтоне и Лондоне сделали правильные выводы

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Сегодня день лёгкого (а может и не очень) испуга в рядах западных элит.Итак, в 9:00 по московскому времени, появляется информация о том, что Вер...

Обсудить
  • А культурные русские/российские современники - они что, отсутствуют? Тогда чем мы лучше запада? А вот чем, автор, - тем, что наш народ генетически помнит предков. И не этих иудо-христианских предателей, а настоящих православных, ведических, которые точно знали, что такое добро, зло, справедливость, свобода, совесть, правда. И хорошо отличали богатство духовное от богатства материального, и твёрдо знали, что духовное намного важнее для настоящего развития человека, а не для развития его желудочно-кишечного тракта.
  • :thumbsup:
  • "При внимательном рассмотрении обнаруживается, что отмена русской культуры – это лишь отражение той отмены европейской культуры, к которой в последние годы стремились и местами довольно близко подошли активисты темнокожих, женских и иных заинтересованных меньшинств." Отлично отмечено !
    • SPQR
    • 15 июня 2022 г. 08:38
    Ничего. Соберём всех кто хочет вместе.