Один правитель никак не мог привести жизнь в своём государстве в равновесие: от голода начинали умирать то старики, то дети.
Когда он пытался накормить стариков — гибли дети, когда всё отдавал детям — уходили из жизни старики. Старики помогли ему взойти на престол, поэтому он считал себя их должником, но это было прошлое и для правителя и для государства, а дети ещё не успели ничего совершить, но это было будущее страны и государя.
Чтобы дать старикам, нужно было отнять у детей; чтобы дать детям, надо было обездолить стариков. Ни те, ни другие не могли обеспечить себя самостоятельно.
Долго думал правитель и решил уравнять всех в своём государстве. Но тут возмутились его советники и министры, чьи доходы значительно урезались ради тех, кто, как они считали, не заслуживал такой высокой милости.
— Старики — это прошлое, которого уже нет, а дети — это будущее, которое ещё не наступило, мы же — настоящее, на котором держится государство, — сказали они правителю.
— Если ты хочешь, чтобы настоящее, которое ты имеешь сейчас, было всегда, заботься больше о нём.
Правитель послушал советников и министров, ибо настоящее было таким, что и желать лучшего не надо, и вскоре не стало ни стариков, ни детей. Пока он был молод, силён и здоров, было могущественно и государство, а когда он состарился и стал немощен, ослабла и страна. И уже не на кого было опереться: молодого и сильного поколения не выросло, а старое и мудрое давно ушло.
Спросил он у своих советников и министров, как быть дальше, но те были слабы не только телом, но и умом, а потому не могли сказать ничего.
И тогда спросил правитель у Бога:
— В чём ошибка моя?
И ответил Бог:
— В близорукости. Настоящее всегда перед глазами, и не надо напрягаться, чтобы его увидеть, а прошлое и будущее — вне пределов человеческого зрения.
Опираясь на настоящее — прозябаешь, оглядываясь на прошлое — умнеешь, вглядываясь в будущее — творишь. Старики — это сила мудрости, дети — сила созидания, министры — пиявка на теле государства. Вскармливать их — значит обескровливать и себя и страну.
Бог исчез, а правитель остался на развалинах некогда могущественного государства. Советники же, проевшие всё, что награбили, съели и себя, борясь за жизнь, как пауки в банке.
«Государствам до тех пор не избавиться от бед, пока не будут в них править философы» (Платон).
Оценили 54 человека
93 кармы