Трилогия "Атлант расправил плечи" - тот случай, когда при оценке литературного произведения собственно литературные достоинства рассматриваются в последнюю очередь. Роман сугубо идеологический, пусть автор и пыталась облечь свою идеологию в авантюрно-приключенческую форму (чем дальше, тем хуже у неё это получалось).
Своё творение Айн Рэнд (А. З. Розенбаум) создавала в разгар "Холодной войны" и на излёте печально известной маккартистской "охоты на ведьм". Идея романа, очень жирно и топорно продвигаемая - капитализм всяко лучше, чем коммунизм, индивидуализм - всяко лучше, чем коллективизм. При этом коммунистические идеи автором крайне вульгаризированы (обычная практика критиков коммунизма). В том виде, как они представлены у Айн Рэнд, их разнесли бы и Маркс с Энгельсом. Возможно, автор не видит перспективы логического перехода своих либертарианских идей в социал-дарвинистские, от которых и до национал-дарвинизма один шаг. Однако у неё этот переход уже бессознательно (или сознательно) осуществлён в образах сверхчеловеков - главных героев и свиноподобных антагонистов.
"Атлант расправил плечи" - даже не антисоциалистическая, а антисоциальная антиутопия, типа ницшеанской, вот только у Ницше гораздо больше и писательского мастерства, и остроумия, и ярости.
Тем не менее, "Атлант расправил плечи" популярен в кругах некоторых менеджеров средней руки и большей части "креативного класса". И это вполне понятно. Ведь куда приятнее ощущать себя не втюхивателем и разводилой, а Атлантом, не дающим небесам рухнуть на землю. Это ощущение позволяет многим простить Айн Рэнд и писательскую бездарность. Вот только, выдуманные ей герои способны достигать успеха только в выдуманном ей же мире. Чтобы понять это, не обязательно соглашаться с Марксом или Энгельсом. Достаточно вникнуть хотя бы в азы экономики и социологии
Оценили 5 человек
8 кармы