О великом русском мыслителе и патриоте И. С. Аксакове. К 200-летию со дня рождения

0 274


8 октября сего года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского мыслителя и общественного деятеля, одного из лидеров славянофильского (русского православно-патриотического) течения, Ивана Сергеевича Аксакова. К сожалению, эта дата никак не была отмечена на государственном уровне. О деятельности творчестве этого великого человека есть замечательные исследования и статьи, но все же знают о нем у нас недостаточно, поэтому внесу и я скромную лепту, напомнив читателю о мыслителе и патриоте XIX- го века, чьи мысли, однако, созвучны и нашему времени.

Жизнь И.С. Аксакова даже до того времени, когда он стал известным литератором и общественным деятелем, была очень непростой и в то же время замечательной. Но здесь я опущу все перепетии его биографии.

Замечательнейший (даже великий) публицист, он соединял в себе патриотизм и уважение к свободе личности. Об этом пишет философ П.Б. Струве: «В русской публицистике нет лучшей защиты свободы слова и совести, чем классические статьи на эти темы Ивана Аксакова. Его статья в "Руси" против цензурного ведомства, которое почти перед самой смертью знаменитого публициста осмелилось обвинить его в "недостатке истинного патриотизма", читалась и перечитывалась людьми нашего поколения буквально с трепетом и восторгом как беспримерно мужественное обличение бюрократической тупости и как такая же защита свободной речи» [1]. В своих статьях он обращался к самым актуальным вопросам своего времени (еврейский вопрос, освобождение крестьян, польское восстание и др.), и всегда выступал как истинный христианин и патриот.

Вот он пишет о судьбе дворовых, оказавшихся в тяжелом положении после освобождения от крепостной неволи: « ...скажемъ нѣсколько словъ о судьбѣ дворовыхъ, вольныхъ, послѣ 19 февраля, идти отъ своихъ прежнихъ господъ на всѣ четыре стороны, -- остающихся, по большей части, безъ всякаго обезпеченія» [2]. И далее предлагает меры, способные улучшить положение бывших дворовых, получивших освобождение от крепостной неволи, но, в отличие от крестьян, не получивших земельного надела. Вообще, надо заметить, в дело освобождения крепостных славянофилы внесли свою лепту. Здесь особенно потрудился Ю. Ф. Самарин.

Немало внимания Аксаков уделяет и польскому вопросу: «Всѣ журналы Русскіе и иностранные сообщили извѣстіе о томъ, что до 300 Польскихъ помѣщиковъ, съѣхавшись въ Варшавѣ, написали, по совѣту будто бы графа Андрея Замойскаго, проектъ адреса къ Русскому правительству съ требованіемъ безусловнаго присоединенія или, лучше сказать, включенія въ составъ Польши: Литвы, Бѣлоруссіи, Волыни и Подоліи, нѣкогда принадлежавшихъ Польской коронѣ...» [3].

Аксаков не может не выразить удивления, что поляки еще не добились независимости от России, а уже выставляют требования, чтобы оторвать от нее исконно-русские земли:

«Мы желали бы, чтобъ они поняли. "День" уже довольно ясно опредѣлилъ свою точку зрѣнія на Польскія дѣла. Въ силу того же начала, которое заставляетъ насъ такъ горячо отстаивать права Русской народности противъ Польскаго домогательства, въ силу этого же живаго начала стоимъ мы и за права Польской народности въ предѣлахъ Польши,-- Польши, а не Волыни, Подоліи, Бѣлоруссіи и проч. Читателямъ нашимъ вѣрно памятны статьи одного изъ нашихъ сотрудниковъ, въ которыхъ такъ ясно доказывалась необходимость и польза для самой Россіи въ существованіи самобытнаго государственнаго Польскаго центра, который бы оттянулъ къ себѣ все Польское изъ Русскихъ областей, очистилъ бы ихъ отъ Польскаго наплыва и сталъ бы твердымъ оплотомъ противъ напора Нѣмецкой стихіи. Тѣмъ болѣе жаль, что Поляки сими стараются объ охлажденіи къ себѣ сочувствія Русскаго общества, и неуваженіемъ къ правамъ Русской народности поддерживаютъ раздраженіе въ Русскомъ народѣ и отдаляютъ эпоху примиренія. Поляки сами портятъ свое дѣло. Если бы кто-либо, лишенный свободы дѣйствія, сказалъ самому пылкому гуманисту: развяжи мнѣ руки, чтобъ я могъ тебя побить и изувѣчить,-- сомнѣваемся, чтобы гуманистъ, какъ бы онъ искрененъ ни былъ, согласился предоставить ему свободу,-- т. е. возможность исполнить свою угрозу. Точно въ такое же положеніе ставятъ Поляки и Россію, заранѣе предъявляя притязанія на Кіевъ, Волынь, Подолію и пр, расточая воинственныя похвальбы и угрозы!»

Из этого следует, что Аксаков и прочие славянофилы, может быть, вполне сочувствовали бы желанию польских патриотов обрести независимость, но непомерные аппетиты польской щляхты, мечтающей о восстановлении Речи Посполитой, т..е. о присоединении к Польше исконно-русских земель (западно-русских), с русским же (малороссийским и белорусским) населением, развели их по разные стороны баррикад. Я думаю, сейчас это не мешает вспомнить и осмыслить. Очень похоже на то, что аппетиты некоторых польских «патриотов» не умерились и поныне.

И. Аксаков был замечательным поэтом, но поэзией он занимался гораздо меньше, чем публицистикой. И если представить публицистику как такой же вид литературы, как поэзия или художественная проза, то в русской публицистике И. Аксакову принадлежит такое же место, как Пушкину в поэзии, а Гоголю или Достоевскому — в художественной прозе. Но публицистика – несколько другой жанр, не художественный. Она больше связана с реальной, практической жизнью. И кроме того, Аксаков был крупнейшим общественным деятелем. По своему духовному складу Аксаков больше напоминает Козьму Минина, чем гениев русской художественной литературы. Здесь я не оригинален. До меня сравнение с великим русским гражданином сделал русский мыслитель Н. П. Гиляров-Платонов: «Москва 1612 года освобождена всею Землею, а не Мининым, но Минин оказался; народное движение к освобождению балканских христиан нашло своего Минина и в 1876 году» [4].

Как яркий деятель (а не только мыслитель), И. Аксаков особенно выдвигается перед началом русско-турецкой войны, став главой Славянского комитета. Именно этому человеку принадлежит огромная заслуга в деле освобождения балканских славян от турецкого ига. Еще до войны 1877-78 года Иван Сергеевич много поспособствовал тому, что в русском обществе сформировалось убеждение в том, что Россия обязана помочь православным братьям - сербам и болгарам. Кроме того, Славянский комитет, который он возглавлял, оказывал большую материальную помощь страждущим православным братьям-славянам. Этот же Комитет содействовал отправке добровольцев на Балканы (еще до вступления России в войну). Еще большую деятельность Славянский комитет развернул с началом русско-турецкой войны. Группа болгарских студентов после освобождения их страны от турецкого ига даже выдвигала его кандидатуру на болгарский престол, настолько была благодарность болгар к заслугам И. С. Аксакова.

С властями у Аксакова были непростые отношения. Монархист и патриот, он, однако, порой подвергался гонениям за свою принципиальную позицию, которая кому-то была как кость в горле. После окончания победоносной русско-турецкой войны под давлением западных держав, Великобритании в первую очередь, русская дипломатия пошла на значительные уступки на Балканах. Это вызвало сильный протест И. Аксакова, который он выразил в своей знаменитой речи 22 июня 1978 года. Приведу отрывки из этой речи:

«Послѣ исполинскихъ усилій, русскія войска преодолѣваютъ Балканы; русскія власти водворяютъ новый строй и по всей Южной Болгаріи... Повѣрила наконецъ несчастная страдалица-страна своему избавленію, съ радостію отдалась вѣрѣ и въ свою будущность, вздохнула свободно, ожидала и вдругъ... Съ соизволенія той же самой великодушной избавительницы -- Россіи, какъ по живому тѣлу распиливается Болгарія на двѣ части, и лучшая, плодороднѣйшая ея часть, Забалканская, та именно которая наиболѣе истерзана, изъязвлена, осрамлена турецкими звѣрствами, возвращается въ турецкое рабство!... Русскія же побѣдоносныя войска, тѣ самыя, что цѣною своей крови добыли свободу Южныхъ Болгаръ, приглашаются вновь закрѣпостить ихъ побѣжденному извергу и такъ сказать собственноручно отвести: христіанскихъ женъ на поруганіе, дѣтей на посрамленіе, всѣхъ на лютую турецкую месть за то, что вѣрили въ Русскую власть, за братское сочувствіе къ Русскимъ!»[5].

От себя замечу. Сейчас много говорят о неблагодарности болгар к России, освободившей их от турецкого ига. Хотя очень многие болгары (пусть и не все) это очень хорошо помнят, и хранят благодарность. Однако на самом деле, и на это указывает в своей речи Аксаков, освобождение состоялось лишь наполовину. Освободив болгар, наши отдали обратно туркам половину освобожденных. Наверняка это также оставило след в памяти «братушек», и было с дальнейшем использовано против России ее врагами.

Далее И. Аксаков говорит: «А еще въ Петербургѣ, какъ пишутъ въ газетахъ, многое множество легкомысленной военной молодежи и всякихъ государственныхъ недоростковъ, вращающихся въ петербургскихъ гостиныхъ, позволяетъ себѣ повально глумиться надъ Болгарами и бранить ихъ га недостатокъ будто бы довѣрія и радушія къ Русскимъ! Не говоря уже о томъ, какъ несправедливо, какъ безсердечно относиться такимъ образомъ, на основаніи частныхъ случаевъ, огульно ко всему народу, да еще къ народу, нравственно забитому, удрученному пятивѣковымъ гнуснымъ рабствомъ, спрашиваемъ ихъ: что, но ихъ мнѣнію, послѣ всѣхъ нашихъ торжественныхъ и нарушенныхъ обѣщаній, достойны ли оказываемся мы довѣрія и любви Болгаръ?… Бѣдный русскій солдатъ, тебѣ стыдно будетъ и глава подоятъ на этихъ твоихъ "братушекъ"... За что же, благодаря русской дипломатіи, будешь ты заклейменъ въ памяти Болгарскаго народа ненавистнымъ названіемъ предателя!...»

Вину за произошедшее Аксаков возлагает на русскую дипломатию, сделавшую такие страшные уступки:

«Да что же такое случилось? Не претерпѣли ли мы пораженія, страшнаго, поголовнаго,...? Ничего не случилось, никакихъ боевъ не было. Только притопнулъ лордъ Биконсфильдъ, да Австрія пригрозила пальцемъ: такъ, по крайней мѣрѣ, повѣствуютъ наши газеты. Русская дипломатія, пожалуй, и могла испугаться, но только она одна, и никто больше».

Я не историк, и мне трудно судить, насколько прав или неправ был И. Аксаков в своих обвинениях русской дипломатии. Но вот проф. С. Лебедев (более компетентный в этом вопросе) в своей статье «Путь славянофила . Великий неизвестный» пишет по этому поводу: «Следует заметить, что Аксаков, имея большие связи в славянских кругах, был информирован о реальной расстановке сил в Европе не хуже, чем российские военные и дипломаты. Он доподлинно знал, что все ультиматумы западных государств в России — это блеф, реально к войне никто из западных государств не был готов, и ситуация 1854 не могла повториться. Напротив, перед угрозой революции стояла Австро-Венгрия, для которой первые же неудачи в случае действительной войны с Россией привели бы к распаду. Англия никогда не воевала, не имея сухопутного союзника, а таковым в тот момент была только уязвимая Австро-Венгрия. «Железный канцлер» Бисмарк, руководивший Германией, всегда был против войны с Россией, и тем более из-за Балкан, которые, по его словам, «не стоят костей померанского гренадера». В силу этого Германия занимала в данном кризисе примирительную позицию. Т. о., уступки российской дипломатии действительно были ничем не оправданы».

Речь Аксакова вызвала большой резонанс в российском обществе, да и в мире. У наших властей речь вызвала отрицательную реакцию. Аксаков был выслан из Москвы (хорошо, хоть не арестован), а Славянский комитет закрыт. В обществе же многие оказались солидарны с мыслителем. Интересная история произошла с портретом И. Аксакова работы И. Репина . О ней читаем в статье К. Кудряшова о знаменитом коллекционере Павле Третьякове: «...когда славянофила Ивана Аксакова за его патриотическую речь, критикующую недочёты отечественной дипломатии, позволившей украсть победу в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, выслали из Москвы, Третьяков устроил политическую акцию. Илье Репину был заказан портрет Аксакова, моментально размещённый в «галерее выдающихся деятелей нации»[6]. Такова оказалось популярность Аксакова в патриотической части российского общества.

Конечно, очень печально, что 200- летие И. С. Аксакова не отмечается в нашем государстве и обществе так, как он этого заслуживает. Для большинства читающей публики неизвестен, хотя фамилия Аксаковых вроде на слуху. Но думаю, что настанет время, кода в нашем обществе, нашем государстве, в нашем образовании оценят этого великого мыслителя и гражданина.


1. П. Б. Струве.. Аксаковы и Аксаков http://az.lib.ru/s/struwe_p_b/text_1944_aksakovy.shtml

2. И. С. Аксаков. О положеніи освобожденныхъ дворовыхъ. http://az.lib.ru/a/aksakow_i_s/text_1863_o_polozhenii_oldorfo.shtml

3. И.С. Аксаков. По поводу притязаний Поляков на Литву, Белоруссию, Волынь и Подолию

http://az.lib.ru/a/aksakow_i_s/text_1863_po_povodu_oldorfo.shtml

4. Н.П. Гиляров-Платонов Некролог<об И.С. Аксакове>. http://az.lib.ru/g/giljarowplatonow_n_p/text_1886_nekrolog_aksakov.shtml

5. Речь И. С. Аксакова, произнесенная 22-го июня 1878 в Московском Славянском Благотворительном Обществе http://az.lib.ru/a/aksakow_i_s/text_1878_rechi_oldorfo.shtml

6. Константин Кудряшов. Поединок с царём. Как коллекционер Павел Третьяков изменил ход истории. https://aif.ru/culture/art/poedinok_s_caryom_kak_kollekcioner_pavel_tretyakov_izmenil_hod_istorii

США настаивают на продолжении банкета. Чем их можно по-настоящему напугать

Пока в России радуются ракетному удару по Днепропетровску и ждут "реакцию Запада", реакция прошла незамеченной – неприятная для нас, но вполне ожидаемая.Маленькая негритяночка, с францу...

В Киеве клянут стоявших на Майдане: Миллион погибших и полстраны беженцев на их совести
  • sam88
  • Сегодня 04:07
  • В топе

Сейчас о «Революции гидности» вспоминать не хотят EAST NEWS  Записки киевлянки, оказавшейся по личным обстоятельствам накануне СВО в России, да так здесь и оставшейся. Теперь...

Политес политологов РФ звучит так: “Значит, мы имеем возможность по просьбе президента Сирии атаковать ракетами американские войска..."

Здравствуйте, мои дорогие читатели.  Как же плющит западные СМИ, когда они пытаются оправдать безумные действия своих политиков и начинают раздувать пожар там, где только-только за...