Русского мыслителя 19-го века, основоположника течения т.н. славянофилов, Алексея Степановича Хомякова многие характеризуют как воина, бойца. Разумеется, речь идет именно о его складе характера, а не о его роде занятий. Основным родом занятий А. Хомякова была деятельность гражданского характера: философия, богословие, публицистика, поэзия, управление имением.
В военной службе он, впрочем, тоже побыл, когда был еще молод. Википедия о нем сообщает: «Родился 1 (13) мая 1804 года в Москве...
Получил домашнее образование. В 1815 году семья переехала в Санкт-Петербург, где для преподавания сыновьям русской словесности был приглашён друг Грибоедова А. А. Жандр. Образование его закончилось в Москве, куда в 1817—1820 годах на зимние месяцы переезжала семья. Вместе с братьями Д. и А. Веневитиновыми занимался с Глаголевым и на дому слушал лекции Щепкина и Мерзлякова. В 1821 году сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете.
Ко времени учения в Москве относятся первые стихотворные опыты Хомякова и перевод «Германии» Тацита, напечатанный в «Трудах Общества Любителей Российской Словесности». В 1822 году Хомяков определился на военную службу сначала в Астраханский кирасирский полк, через год перевёлся в Петербург в конную гвардию.
В 1825 году временно оставил службу и уехал за границу; занимался живописью в Париже, написал историческую драму «Ермак», поставленную на сцене только в 1829 году, а напечатанную лишь в 1832 году. В 1828—1829 годах Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, поступив в Белорусский гусарский полк и состоя адъютантом при генерале князе Мадатове (Получил орден Св. Анны с бантом), после окончания которой в чине штаб-ротмистра вышел в отставку и уехал в своё имение, решив заняться хозяйством. Сотрудничал с различными журналами».
Как видим из этого, Хомяков на военной службе был только в молодости, с 18 до 25 лет, и то с перерывом в 4 года. Но успел поучаствовать в русско-турецкой войне. Т.е., судя по всему, карьера военного его не прельстила. Образование, которое предшествовало поступлению на военную службу, явно готовило его к другой деятельности. Чего его вообще занесло в армию? Ведь дворянам в то время необязательно было служить.
Думаю, что свет на это проливает стихотворение 1820-го года «Послание в Венивитиновым». Стихотворение сие, судя по всему, было связано с восстанием греков (наших единоверцев, православных христиан, между прочим) против турецкого ига. Датируется стихотворение по разному, то 1820-м годом, то началом 1820-х, но я думаю, что это 1821-й — год начала греческой революции против османского ига (Хомякову на тот период было 17 лет) . Все стихотворение, довольно большое, приводить не буду, приведу лишь отрывок:
О, если б глас царя призвал нас в грозный бой!
О, если б он велел, чтоб русский меч стальной,
Спаситель славных царств, надежда, страх вселенной,
Отмстил за горести Эллады угнетенной!
Тогда бы грудью став средь доблестных бойцов,
За греков мщенье, честь и веру праотцов,
Я ожил бы еще расцветшею душою
И, снова подружась с каменою благою,
На лире сладостной, в объятиях друзей
Я пел бы старину и битвы древних дней.
Т.е. 17 -летний книжный мальчик Алексей Хомяков мечтал о том, что царь призовет его на войну помогать восставшим православным братьям. Для этого, видимо, в 18 лет он поступил на военную службу, потом ушел со службы, и вернулся на время только тогда, когда, наконец, Россия вступила в войну с Османской империей и, действительно, помогла освобождению греков, выполнив по отношению к ним свое призвание Третьего Рима.
Дальше ее ждала помощь балканским славянам, за что сильно ратовали славянофилы, вождем которых был с самого начала Алексей Хомяков. Но это уже другая история, и здесь из славянофилов (уже после смерти Хомякова) особенно потрудился Иван Аксаков, о котором я уже писал.
Оценили 5 человек
7 кармы