Обязательное преподавание предмета "Основы религиозной культуры и этики" - вопрос в государстве давно решенный и закрепленный законодательно. Однако людям, сталкивающимся с реальной практикой в школах, хорошо известны проблемы, существующие в связи и этим. Одна из важнейших и принципиальных - неоднозначное отношение общества к этому предмету. Значительная часть родителей, протестуя против изучения "Основ", оценивает его, как попытку религиозной пропаганды в школах. В национальных республиках РФ, где проживают люди, относящиеся к разным религиозным конфессиям, воспринимающие определенную религию, как основу своей национальной идентичности, существует мнение, что ОРКСЭ может стать еще одним поводом для разжигания межэтнических конфликтов - теперь уже не только по вопросам языков, но и веры.
Вместе с тем анализ ситуации позволяет сделать вывод, что любые конфликты на этой почве происходят от отсутствия знания базовых основ мировых религий, конкретной религии, традиционно исповедовавшейся тем или иным народом, ее роли в формировании его культурного кода. Когда можно говорить о прерванной связи человека со своими истоками в современном хаосе из разных воззрений, нравственных концепций и борьбы идей. Религиозные взгляды, передававшиеся из поколения в поколения, как система определенных моральных ценностей, традиции поведения того или иного народа в соответствии с предписываемыми религиозными нормами, наряду с языком, и стали теми определяющими факторами, которые легли в основу базовых мировоззренческих принципов того или иного народа, определили векторы развития разных культур. Знание и понимание этого позволяют современному человеку глубже понять истоки культуры собственного народа и ведут к истинному самоопределению в общей и сложной системе религиозных ориентиров. Попытка приобщить к такому знанию не должна и не может иметь ничего общего со слепым подчинением, когда за норму принимается внешняя, обрядовая сторона религии. В то же время без знания о существовании некоторых религиозных догматов не понять и не проникнуть в суть того или иного вероучения. То есть не понять "душу" своего народа.
Страх знания о религии и религиях, как "опиуме для народа", на протяжении уже столетия культивирующийся в обществе, где атеизм был составной частью общественной идеологии, как раз и является продуктом той самой пропаганды, когда вера и знание расцениваются, как суть одно, а любое знание о вере - как заблуждение. На фоне же постоянного поиска человечеством "божественных" смыслов своего бытия, такой страх порождает массу необоснованных фобий и предрассудков. Не менее опасных, чем религиозный фанатизм. Реакцией на такую политику является появление множества религиозных направлений и течений, когда на базе (и часто под видом) того или иного традиционного вероучения проповедуются чуждые и ложные идеи. Таким образом знание о религии - как любое знание - это сила, способная противостоять в потоках информационного хаоса, что является характерным для сегодняшнего дня.
Работа над курсом ОРКСЭ, внедрение его в образовательное пространство страны - это серьезный шаг к постижению основ культур нашего многонационального общества, наряду с работой по изучению и сохранению национальных языков. Работа, призванная "отделить зерна от плевел", через знание оградить наших детей от дальнейших заблуждений, противостоять подмене истинных ценностей ложными идеями. А влияние таких идей на судьбы многих людей мы можем видеть сегодня воочию - это и проявления терроризма на религиозной почве; и развал семей из-за попадания кого-то из членов в религиозные секты; это психологические проблемы, характерные для целых групп, и отказ от медицинской помощи на основании религиозных воззрений, навязываемых религиозными сообществами. Это попадание адептов тех или иных религиозных образований под тотальный контроль, в моральную или экономическую зависимость, иногда приводящие их к финансовому разорению и потере социального статуса.
Мы не говорим о проблемах практического применения ОРКСЭ в школе. Проблемы есть и их много. Но совершенствование курса невозможно без понимания обществом его нужности и важности, без возникновения и укрепления связей разработчиков, учителей и родителей. Только вместе мы можем найти необходимые рецепты по оздоровлению нашего общества, освобождению всех нас от придуманных страхов, когда ложные ценности выдаются за истину. Мы живем в мире информации, способствующей знанию. Сегодня настало время знания и о значении религии в жизни общества. А любое настоящее знание - это движение к постижению истины, а не от нее.
Оценил 1 человек
1 кармы