"Отверженных" Виктора Гюго, думаю, читали многие, а уж отрывок про отважного Гавроша на баррикадах знаком почти всем. А помните, какую песенку распевал Гаврош, собирая для революционеров патроны под градом картечи?
"Не удалась моя карьера, и это по вине Вольтера!
Судьбы сломалось колесо, и в этом виноват Руссо!"
Почему такие слова в устах уличного мальчишки? Потому что действие романа происходит уже после Великой Французской революции и Наполеоновских войн. А сама Великая революция произошла под влиянием идей эпохи Просвещения, ведущими представителями которой являлись французские мыслители Вольтер, Руссо, Дидро. Учили они всему самому хорошему и передовому - принципам разума, гуманизма, торжества научного знания над средневековыми предрассудками, обличали войны и разного рода несправедливость, а также очень любили посмеяться над религией. Католичество просветители изобличали в обмане и жестокости.
...И вот самые передовые, самые гуманные, самые разумные идеи вдруг вылились в такое... Жестокость Французской революции была немыслимой и, пожалуй, превзошла обличаемое просветителями Средневековье. Хлынули потоки крови. Голову человеку отрубить было проще, чем срезать кочан капусты. Сначала на эшафот тащили свергнутых тиранов - королевское семейство, графов и герцогов, их фавориток, а потом дошло и до кухарок, имевших неосторожность высказать недовольство высокими ценами.
Картина эпохи прекрасно передана Анатолем Франсом в романе "Боги жаждут". Сначала казни встречались толпой с энтузиазмом, но когда отправлять на тот свет стали все больше и больше людей, воодушевление спало, толпа пресытилась. Людей на площади собиралось все меньше и вели они себя тише. А прославлять короля стали даже обреченные на смерть представители простонародья. В частности, в романе описана казнь молодой проститутки, не угодившей республиканским патриотам какой-то мелочью:
"Трепет пробежал по толпе, когда Атенаис переступила порог: она казалась совсем ребенком.
Она склонила голову перед монахом.
— Господин кюре, — оказала она, — дайте мне отпущение грехов.
Отец Лонгмар торжественно прошептал слова молитвы и закончил:
— Дочь моя, вы дошли до самого ужасного падения, но я желал бы вознести к престолу всевышнего сердце, столь же бесхитростное, как ваше.
Она легко впорхнула в телегу и там, выпрямившись, гордо вскинув свою детскую головку, крикнула:
— Да здравствует король!"
Неудивительно, что эпоха террора и последующих войн сменилась всеобщим эмоциональным упадком и горьким разочарованием в идеях Просвещения, принесших столько бедствий. Вот поэтому маленький Гаврош и обвиняет в своих несчастьях Вольтера и Руссо.
Но сейчас французская нация с гордостью празднует взятие Бастилии и гордится своей Великой революцией, в которую в таком почете была гильотина, а головы летели одна за другой. Летят они и сейчас. Последние кровавые события во Франции стали итогом издевательств над религией, которые французы воспринимают как высшее проявление свободы слова. Говорящие о средневековой дикости последних расправ как будто забывают о просвещенной французской гильотине.
Символично, что террор Французской революции также вспыхнул после антирелигиозных выступлений философов Просвещения. Удивительные повороты истории...
Ну а потом был национальный подъем и наполеоновский "поход на Восток"... На протяжении последних столетий ведущие европейские страны балансируют между внутренними потрясениями, следствием которых становится национальный упадок, затем за ними следуют пробуждение и подъем, затем поход против России. Так что сочувствовать несчастным европейцам сочувствуйте, но аккуратно, осознавая специфические закономерности их истории.
Оценили 7 человек
16 кармы