Ни одно явление, событие не существует вне связи с другими явлениями, а также не может совершаться без того, чтобы не затронуть множества других явлений, событий, — гласит марксистская диалектика.
Общество есть связное, единое целое, - все его стороны, все процессы, происходящие в нем, взаимно связаны друг с другом, вытекают друг из друга.
Люди организованы в общество на основе производства средств своего существования, а потому из отношений производства вытекают остальные общественные отношения: политические, правовые, идеологические. Социальные группы и классы, как бы различны и даже антагонистически противоположны ни были их интересы, всегда связаны друг с другом как части одного общества.
Как наличие слабых, неуспевающих учеников в учебной аудитории неизбежно подрывает качество подготовки лидеров, так и наличие незащищенных социальных слоев необратимо сводит на нет общее благополучие общества.
Если сильное звено находится в списке Форбс, а слабое ночует на теплотрассе, — общая прочность системы сводится к уровню теплотрассы.
Капиталистическое общество как система отношений повсеместно демонстрирует последствия непрочности своих «слабых звеньев».
Возьмем экономическую сферу. Процессы экономической жизни никогда не бывают изолированными друг от друга, а, напротив, находятся в тесной взаимозависимости. Товарное перепроизводство, сопряженное с недостаточной покупательной способностью населения является классическим примером противоречия капиталистического способа производства. Ситуация перепроизводства необходимых продуктов, возможность приобретения которых отсутствует у тех, кто их же произвел, многократно описана со времен Маркса и является красноречивым примером ущербности экономической системы, содержащей в себе слабое звено, слабый экономический полюс.
Пандемия коронавируса 2019-nCov в очередной раз подчеркнула актуальность вопросов здоровья населения. Самые продвинутые технологии в медицине не гарантируют прочности в системе эпидемиологической безопасности, если не устранены социальные предпосылки возникновения эпидемий и пандемий: наличие бездомных, малоимущих, лиц, для которых нормальное питание, профилактика заболеваний и обеспечение здорового образа жизни недоступны.
Невозможно отгородиться, обособиться за личным благополучием от такого сцепления причин и следствий, такой связи явлений, которые неизбежно обусловливают определенное, совершающееся с естественной необходимостью, течение событий.
Да, технологии позволяют сильным мира сего, например, купить у полуголодного жителя страны третьего мира почку и вживить ее себе. Деньги позволят омоложение с использованием стволовых клеток, суррогатное материнство за пределами своих репродуктивных возможностей, чудеса пластической хирургии. Однако бедность и нищета иных общественных слоев, сопряженные с антисанитарией и отсутствием элементарных профилактических средств, неизбежно приведут к возникновению и распространению смертоносных вирусов и бактерий, не взирающих на материальный и социальный статус.
Потеря смысла жизни, моральная деградация. Многочисленные проявления психических расстройств, беспричинной жестокости, суицидального поведения, в том числе среди молодых людей и несовершеннолетних, давно стали привычными новостями информационных лент. Бытие, пересаженное в голову общественно-исторического человека и преобразованное в ней, превращается в общественное сознание. И это общественное сознание будет иметь взаимопроникновение, взаимную связь и взаимную обусловленность во всех звеньях.
Невозможно для себя, индивидуально, в частном порядке исключить нравственные пороки и психологические проблемы посредством личного психолога, элитных школ и колледжей для отпрысков, избранного круга общения. Явления, свойственные элементам социально слабым, люмпенизированным, деградировавшим, доведенным до скотского состояния, рано или поздно, посредством неисчислимого количества взаимосвязей поразят подобно ржавчине, подобно тем же инфекциям, все звенья общественной системы.
Экологический рай с альпийским воздухом Швейцарии или первозданными лугами Новой Зеландии не явится спасением от глобального экологического кризиса, порождаемого хищническим отношением капиталистического производства к природе. Взаимосвязи в природе не знают границ: в случае перехода критических количественных экологических изменений в качественные — обитатели райских уголков неизбежно окажутся под одним ударом с жителями покрытых смогом промышленных районов.
«Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену, причем порядок звеньев, их форма, их сцепление, их отличие друг от друга в исторической цепи событий не так просты, и не так глупы, как в обыкновенной, кузнецом сделанной цепи». (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 290).
Оценили 12 человек
18 кармы