Для буржуазного патриотизма характерно стремление замкнуть общественное сознание на национально-особенном. Абсолютизация особенности национального, замкнутость на «национальной идентичности» характерны лишь для такого социального феномена, как национализм. Буржуазные пропагандисты свои националистические взгляды и действия сплошь и рядом облекают в респектабельные одежды патриотизма, зачастую протаскивая мысль, что патриотизм и национализм – одно и то же. Дескать, патриотизм тождествен национализму.
Идея эта не нова. В буржуазной литературе её уже выдвигали Б.Шейфер, Л.Доуб, ещё раньше – апологет английского империализма Х.Спурел и другие. Нетрудно увидеть коварство этой концепции. Если бы можно было бы убедить людей в том, что патриотизм якобы тождествен национализму, а, как известно, национализм является противоположностью интернационализма, то отсюда логически следовал бы вывод, что патриотизм и интернационализм взаимно исключают друг друга, что интернационалисты являются некой вненациональной и даже антинациональной, антипатриотической силой.
Всё дело в том, что не национально-особенный, а социально-классовый аспект является главной составляющей зрелого, благородного, настоящего патриотизма. Гордость за внесённые в общий котёл мировой культуры прогрессивные достижения своей страны, за революционные традиции своего народа, являются определяющим признаком патриотизма «здорового человека».
«Мы – Родина Октября», «Мы – Родина Ленина», «Мы – открыли человечеству дорогу в космос», – таковы были важнейшие идеологемы советского патриотизма. И прогрессивный мир эту гордость одобрял и принимал. Благородная идея патриотизма освобождалась от националистического груза и сливалась с идеей интернационализма.
В противном случае патриотические чувства и идеи могут получать ложное направление. Усилиями реакционной пропаганды патриотическое умонастроение нередко получало националистическую, шовинистическую направленность, и тогда массы, сознание которых оказывалось отравленным ура-патриотическим угаром, становились пушечным мясом, орудием самых гнусных агрессивных акций реакционных правящих кругов.
Оценили 7 человек
16 кармы