С момента установки памятника князю Владимиру прошло уже достаточно времени, для того чтобы многие забыли об этом событии. А зря. Придется напомнить.
Эта статья - попытка взглянуть на события тысячелетней давности не с позиций официальной или неофициальной науки, не с позиций религии и не с позиций ангажированных пропагандистов. Эта статья - взгляд на события, связанные с процессом крещения Руси с позиций творческих людей искусства: писателей, художников, скульпторов. Я не намерен заваливать читателя историческими фактами, которые возможно трактовать как угодно (кроме факта подлинности, приведенных ниже работ мастеров искусства). Ибо знание методологии заменяет знание некоторых фактов.
Совет: внимательно изучите все приведенные ниже изображения
Итак, начнем с того, что памятник князю Владимиру, торжественно открытый 4 ноября на Боровицкой площади в Москве, далеко не единственный в мире.
Вот памятник князю Владимиру в Киеве:
Вот памятник князю Владимиру во Владимире:
Памятник князю Владимиру в Белгороде:
И даже в Лондоне:
После сравнительного анализа пяти разных вариаций на памятник князю становится видно, что московский памятник имеет одно значительное отличие от своих предшественников, а именно наличие меча в левой руке князя. Именно эта, казалось бы на первый взгляд, незначительная деталь послужила для меня поводом для этой работы.
ЗАЧЕМ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ МЕЧ?
Нет, вообще понятно зачем князю меч. Он же памят... он же князь. Вопросы вызывает положение меча, его бросающаяся в глаза "активная позиция". Кстати, изначальная версия памятника на Воробьевых горах не вызывает таких вопросов. Там меч на своем месте:
Для понимания того, что я имею ввиду под "активной позицией" меча, приведу в пример изображения двух древнерусских былинных героев.
Добрыня Никитич:
Илья Муромец:
Обратите внимание как обращаются со своим оружием богатыри. Левой рукой держат ножны, а правой вынимают холодную сталь. Посмотрим снова на памятник князю Владимиру. Если он собрался применить меч по назначению, зачем ему крест? Если князь вместе с христианской верой нес людям свет, добро и справедливость, зачем ему меч? Шизофрения какая-то. И наконец, почему процесс христианизации Руси затянулся на несколько веков? Ведь, если учение Христа справедливо и праведно, народ принял бы его гораздо раньше, можно сказать незадумываясь.
Постараемся разобраться в этих вопросах, не отступая от генеральной линии статьи, то есть через анализ произведений искусства.
Это картина Клавдия Лебедева "Проповедь христианства" (1908 г.)
Как видно на картине среди жителей деревни женщины, старики и дети, а единственный вооруженный человек - охотник. В центре стоят два христианских проповедника, за ними стоит князь (судя по богатой одежде), за князем дружина.
Действие на картине напоминает эпизод из фильма Гая Ричи "Большой куш"
Так вот, в фильме Томми поехал покупать фургон у цыган, взяв с собой здоровенного боксера Джорджа. Цыгане их обманули, атмосфера начала накаляться и под конец герой Брэда Питта - Микки, обратившись к "непревзойденному" Джорджу, произносит сокральную фразу:
"Никто не берет с собой такого как ты, если не нужно махать кулаками".
Можно сделать вывод, что дружина на картине К. Лебедева - это этакий коллективный "непревзойденный" Джордж, которого взяли с собой на случай, если что-то пойдет не так. По этой же причине памятник князю выполнен именно так как он выполнен.
Для сравнения обратимся к другой знаменитой картине: "Нагорная проповедь Иисуса Христа" Карла Генриха Блоха.
На картине Иисуса окружают только внимательные слушатели. Нет ни дружины, ни военных, ни каких-либо иных вооруженных людей. Почему Иисус, в отличии от проповедников в Древней Руси, справлялся, не прибегая к услугам "непревзойденного Джорджа"? На этот вопрос есть два варианта ответа:
1. Учение самого Иисуса Христа отличалось от учения проповедников от его имени.
2. Как говорят либералы: "в России народ не тот"
Именно вторую версию взяли на вооружение и официальная наука и официальная религия. Мол славяне были настолько дикими и невежественными, что даже не понимали всех плюсов христианства. Что с них взять - "варвары, нелюди"©
Попробуем взглянуть на события с другого угла и выясним чем же отличается учение Иисуса Христа от учения от его имени. Для этого обратимся к Библии.
"Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бОльшим между вами, да будет вам слугою; а кто хочет быть первым между вами, да будет вам рабом." (Евангелие от Марка гл.10, ст. 42-44)
Это то к чему призывал Иисус, его прямая речь.
Следующее:
"Рабы повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный." (Послание к Ефесянам святого апостола Павла)
КАК В НОВОМ ЗАВЕТЕ МОГУТ УЖИВАТЬСЯ ДВА, ПРОТИВОРЕЧАЩИХ ДРУГ ДРУГУ БЛОКА ИНФОРМАЦИИ?
Если Иисус призывал к тому, чтобы не было среди вас ни рабов, ни господ, то ап. Павел наоборот - "рабы повинуйтесь господам своим". По этим двум отрывкам сразу видно где есть учение Иисуса, а где учение от его имени, названное Львом Николаевичем Толстым "павлианством" от имени ап. Павла.
Как же жили люди в дохристианской Руси?
Обратимся к картине Клавдия Лебедева "Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием", 1916 г.
Лев Диакон, византийский писатель и историк того времени описал эту встречу так:
"Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собой многочисленный отряд, сверкавших золотом, вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ни чем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой."
Следующая картина "Христиане и язычники 1074 год", написанная Сергеем Ивановым в 1909 году.
Эта картина перекликается с картиной Клавдия Лебедева "Проповедь христианства", с той лишь разницей, что у Иванова на стороне язычников присутствует волхв. Волхвы в дохристианской Руси выполняли жреческую функцию, занимались целеполаганием в отношении всего общества в русле его созидательного развития, то есть волхвы - это высшая "каста" управленцев в дохристианской Руси.
Вот какое описание жрецам дает Александр Сергеевич Пушкин в "Песне о Вещем Олеге":
Волхвы не бояться могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Теперь обратите внимание на то как одет жрец: его одежда ничем не отличается от одежды его соплеменников. Чего не скажешь о князе, принявшем христианство.
Какой вывод можно сделать после анализа работ К. Лебедева "Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием", С. Иванова "Христиане и язычники" и отрывком из "Песни о Вещем Олеге" А. С. Пушкина?
ФЕОДАЛИЗМА НА РУСИ НЕ БЫЛО.
Для князя или волхва не было зазорным, беспрекословно подчиняясь кормщику, выполнять функции рядового гребца на ладье.
Очевидно, что простым людям на Руси пришлось не по нраву, что христианство-"павлианство" (рабы повинуйтесь господам своим) претендовало на переустройство уклада общества с соборного, где все люди в своем человечеком достоинстве были равны друг другу, на толпо-элитарный уклад со строгим разделением общества на толпу-быдло и элиту. Именно поэтому христианство в первую очередь принимали князья, дружинники и скурвившиеся волхвы, чтобы официально закрепить свой элитарный статус. Не надо думать, что крещение Руси - это простая смена идолов: Перуна на распятие Христа. Вместе с внешними переменами, на Руси были внедрены грандиозные внутренние изменения на уровне мировозрения и миропонимания, которые еще предстоит переосмыслить.
Взгляните на сегодняшнюю Украину. Многим ли пришла по нраву евроинтеграция? А атаки на русский язык? А ведь это приоритет мировоззрения, попытка его переформатировать. А что происходит с теми кто не согласен? Ответы вы и сами знаете.
Не верите? И не надо. События, что происходили на Руси тысячу лет назад, не должны быть предметом веры в точку зрения того или иного человека. Это должно быть предметом знания. А чтобы знать, нужно самостоятельно изучать разные источники информации, сравнивать, разбираться, анализировать, задавать вопросы и находить ответы. К чему и призываю.
Всех благ.
П.С. Скульптура Н. С. Пименова "Торжество христианства", 1850 год.
Пожалуй, это тот случай, когда какие-либо комментарии излишне.
Оценили 9 человек
17 кармы