Поддержите Конт – сохраните и развивайте вашу платформу!

Без веры — ​без племени

3 945


17.05.2016

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

В пятницу, 13 мая, в Москве состоялся учредительный съезд организации «Атеисты России». Как сообщили устроители, они намеренно назначили мероприятие на несчастливое число, чтобы продемонстрировать свое презрение к религиозным предрассудкам.

Непонятно, правда, о какой религии шла речь — ​ни один православный христианин, к примеру, не боится числа 13, а «пятница, 13-е» для него не более чем название голливудского ужастика. Соответствующие страхи распространены в основном среди всевозможных эзотериков, по отношению к которым что христианин, что мусульманин окажется «атеистом», ибо в подобную чушь не верит.

Но некоторых предзнаменований атеисты все же опасаются. Скажем, несчастливых имен. Первоначально сообщалось, что создан будет «Союз воинствующих безбожников Российской Федерации», так сказать, в память о знаменитой организации, возглавлявшейся печально известным Губельманом-Ярославским. Но в итоге ничего подобного не случилось. Название выбрали скучновато-бюрократическое. Заявления звучат тоже вполне политкорректно: мол, мы уважаем верующих, однако будем бороться с церковной бюрократией. С этого, впрочем, начинал и Вольтер, докатившийся до «раздавите гадину».

Ничего удивительного в появлении «Союза атеистов» в России нет. Разумеется, не прошли даром 70 советских лет под знаменами воинствующего безбожия. Но еще более странным было бы отсутствие у нас атеистов сейчас, учитывая, что во всем мире, а особенно в Европе, они превратились по результатам эпохи Просвещения и последующих столетий секуляризации во влиятельную конфессию.

Советский эксперимент оказал религии в России даже некоторую услугу. Он вызвал у нашего народа сильнейшее отвращение перед насильственным разрушением церквей, беснованием официального атеизма, длившимся аж до 1988 года, возмущение необходимостью креститься тайком (как крестили, к примеру, меня в 1983-м). И маятник двинулся в обратную сторону вопреки либерализму и демократии, насаждавшимся при Ельцине. Это тогда есенинское «стыдно мне, что в Бога я верил» перепели как «стыдно мне, что я в Бога не верил» — ​и никому не пришло в голову, что могло быть как-то иначе. Церковь оказалась единственным общественным институтом, связанным с русской традицией, который реформаторы не тронули и даже почти не пытались. Это было одним из факторов, перетянувших нас из разрухи 90-х к нынешнему, пусть пока и неустойчивому, национальному возрождению.

Но рано или поздно атеизм вкупе с антиклерикализмом должны были напомнить о себе. Где-то безобразными кощунственными плясками в храме и последовавшей бессовестной кампанией. Где-то несколько доктринерским «научным атеизмом», по дороге обронившим «научный коммунизм».

Однако обстоятельства рождения нового атеизма таковы, что, мягко говоря, не способствуют здоровью и прямохождению дитяти. У напомнившего о себе безбожия есть лишь два возможных образца для подражания.

Первый — ​тот самый «Союз» ранних большевиков: сбрасывание крестов с колоколен, расстрел и перечеркивание штыком икон (мне от бабушки досталась такая икона-мученица), «комсомольские Пасхи» со «звездинами» вместо крестин и кощунственными акафистами («Всех богов на землю сдернем, визжите, черти, веселей»). Как эта игра в красных дьяволят могла бы вписаться в сегодняшние реалии — ​совершенно непонятно. За попытки действовать в таком духе православные активисты больно побьют, и будут правы.

Второй образец — ​политкорректные евроатеисты, вроде британских и американских. Их требования очевидны: убрать упоминание о Боге из гимна, запретить все, что напоминает религию в школах, судить за «моральные травмы», нанесенные крестиком медсестры в реанимации. Плюс навязывание Ричарда Докинза с теорией слепой эволюции как пророка, а Стивена Фрая — ​с гомосексуальным гуманизмом как его верного ученика. Зачем весь этот концерт ментальных извращений может понадобиться нам? Ведь Россия сегодня все активнее расходится с Европой противоположными курсами, и такой евроатеизм будет выглядеть у нас как работа на иностранные разведки.

К тому же всем отлично известна трусливость течения. Когда англиканская церковь рискнула раздавать в лондонских автобусах листовки, восхваляющие Отца небесного, атеисты запустили встречную кампанию: «Бога нет». Когда в Лондоне появились автобусы, украшенные прославлением Аллаха, атеисты «скромно промолчали». Некоторых богов нет более, чем других.

Есть, конечно, еще и скрытый сатанизм, рядящийся в одежды атеизма. В нем отрицание существования Бога является просто формой выражения ненависти к нему. Таких «атеистов» легко опознать по перекошенным ртам и полной неспособности удержаться от кривляний и богохульств, точно они едва выбрались из того гадаринского стада свиней, где оказались изгнанные Христом бесы.

В современной России конфликт с Богом, Православием и Церковью — ​это конфликт с основами национальной культуры, с самим духом русской цивилизации. Невозможно быть «атеистом вполне», не отрицая «Троицу» Рублева, «Тропарь Кресту» в начале увертюры Чайковского «1812 год», вдохновенные прозрения Достоевского. Наивысшие наши достижения — ​продукт глубокой веры, причем, за редкими исключениями, веры ортодоксальной, церковной. Быть в России атеистом, не отчуждая себя от русских начал, практически нельзя.

Соответственно, для атеистического активизма остается лишь вписываться во всевозможные антицерковные кампании, основанные где-то на клевете, а где-то и впрямь на недостойном поведении служителей Церкви и ее бюрократов. Борясь с чиновничьим произволом, впихивающим храмы в парки, атеисты действительно могут обрести союзников в лице мамочек, однажды наткнувшихся на забор, перегородивший привычный путь с коляской по аллее. То есть именно на поле общественного конфликта безбожники вправе рассчитывать хоть на какую-то политическую поддержку. Но, скорее, даже вопреки, а не благодаря своему неверию. Ведь закрывать храмы на том основании, что кому-то кажется, будто Бога нет — ​идея варварская. Бороться же с чьей-либо вопиющей предвзятостью или бюрократическим произволом — ​значит в некотором смысле опровергать атеизм. В конечном счете стремление к справедливости — ​одно из тех чувств, тех идеалов, которые в нашей душе свидетельствуют о бытии Божием.


http://portal-kultura.ru/artic...

Третий год СВО на исходе: Иноагенты начали догадываться о плане России и своей роли

Третий год СВО на исходе - и только сейчас иноагенты начали догадываться о плане России и своей роли в нём. Беглые комики Руслан Белый* и Михаил Шац* озвучили открытие либералов.Есть мнение, что разни...

Россия делает следующий шаг после "Орешника". Европе и скандинавам не понравится
  • Beria
  • Вчера 13:58
  • В топе

Россия сделала следующий шаг после применения "Орешника" по Днепропетровску. Наша страна близка к началу серийного производства нового "Искандера" с дальностью в 1000 км. Су...

«Отвечать будет поздно». Как США планируют нанести ядерный удар по России?

Политолог Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», объяснил почему первое применение ракеты «Орешник» состоялось без боевой части, а также прокомментировал...

Обсудить
  • Бороться нужно с воинствующим религиозным фанатизмом
  • Что русского в навязанной с запада византийско-жидовской религии?)
  • Ай-я-я-й , какая хорошая статья .... вах !!! Почему никто не читает, не оценивает должным образом? Такой умный человек ее скопипастил , разместил , сколько времени своего потратил и сил -- на кнопки нажимал, мышкой двигал ... неблагодарные